На главную страницу



Сергей Степанович ПИЧУГИНМолодое поколение даже не догадывается о том, какие  военные действия разворачивались 70 лет назад в небе над нашим Угличским краем. Для того, чтобы больше узнать об этом, 4 сентября  я отправилась в Тверскую область в деревню Раменье на подъёма останков советского самолета, лётчик которого совершил таран в ночь с 20 на 21 июня 1943 года.

ПОДЪЕМ ОСТАНКОВ САМОЛЕТА

Утром шёл дождь. Мелкой моросью он стучал по лобовому стеклу автомобиля в течение всего пути. Вот показалась разрушенная молчаливая Богоявленская церковь села Семендяево. Здесь мы договорились встретиться с экспедиционной группой  студентов  Калязинского колледжа имени Н.М. Полежаева и педагогом  О.Ю. ВАРОВОЙ.

Вместе мы двинулись по просёлочной дороге кПОДЪЕМ ОСТАНКОВ САМОЛЕТА деревне Раменье. Мы ехали медленно. Дорога сужалась. Казалось, что деревья подступают всё ближе и ближе к краю дороги. Вот оно, то самое место… Слева виднелась маленькая деревушка, с другой стороны подступал лес, за которым начиналось непроходимое Каиловское болото. Как оказалось, нам туда. На месте уже велись работы. Поисковая группа «Путник» во главе с А.Н. ЗУБАНОВЫМ начала раскопки. Мы услышали, а потом увидели,  как ковш наткнулся на что-то металлическое. По небу плыли серые тучи, хотя дождь закончился. Трактор продолжал мерно окапывать землю вокруг находки. Тросом поисковики зацепили металлический предмет на дне огромной трёхметровой ямы. С помощью ковша вытянули находку из котлована.

Удивительно, но луч солнца, пробившись сквозь тучи, ярко осветил землю! Найденный предмет оказался двигателем самолёта советского лётчика, совершившего героический подвиг. Увиденное сильно взволновало меня. Я решила узнать всё о лётчике и подробностях его подвига.

ИЗ ДОКУМЕНТОВ

Той ночью 85 немецких  самолётов было замечено в воздухе над Ярославской областью. Зенитная артиллерия ПВО Углича отчаянно пыталась нарушить строи бомбардировщиков. Это удалось. Немецкий самолёт «Heinkel» Не-111Н-16 отклонился на юго-восток в сторону Калязина.

 Немецкий самолёт «Heinkel» Не-111Н-16В это же время вылетел патрулировать небо на подступах к Ярославлю старший сержант Сергей Степанович ПИЧУГИН на истребителеистребитель Mk-II "Hurrikane" - в нём сидел советсвий лётчик Mk-II «Hurrikane». Лётчик встретил тот самый фашистский самолёт. На близком расстоянии открыл по нему  огонь. Правый мотор этого самолёта вспыхнул, но экипаж продолжал уходить от преследователя. Теперь мы знаем траекторию движения немецкого бомбардировщика, потому что он сбрасывал авиабомбы на деревни: одна бомба пробила крышу дома в деревне Плоховка, другая сильно повредила строения в Рябово, третья упала в лесу возле деревни Алфёрово. Таким образом, экипаж освобождался от опасного груза. Лётчик С.С. ПИЧУГИН, по всей видимости,  решил не упускать противника.   Он пошёл на таран… Ударом своего самолёта разбил фашистского бомбардировщика, который горящим врезался в землю. Экипаж из 5 человек погиб.

реконструкция бояОт удара самолёт лётчика С. С. ПИЧУГИНА тоже  потерял управляемость. Боец оставил самолёт – выпрыгнул с парашютом, но вследствие малой высоты парашют у него не успел раскрыться. Лётчик погиб.

О ГЕРОЕ

Сергей Степанович ПИЧУГИН – старший сержант, лётчик 439 истребительного авиаполка родился 22 февраля 1922 года в деревне Матвейково Михневского (ныне Ступинского) района Московской области в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал в конторе  Метростроя в Москве и одновременно учился в аэроклубе. Затем окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени В.П.Чкалова. Ему был всего 21 год.

Из письма родителям от командования воинской части известно, что Сергей был не только отличным лётчиком, но и отзывчивым товарищем. Он всегда принималДом, где родился С.С.Пичугин самое активное участие в жизни своего подразделения. Прекрасно владел боевой техникой, верил в свои силы и победу. Сергей постоянно говорил: «Только бы мне встретиться с вражеской машиной, она от меня не уйдёт». И на этот раз, вылетая на боевое задание ночью, сказал: «Встречу фашистский самолёт, буду таранить» Так и сделал, смело и мужественно, за что был награждён орденом Ленина… посмертно.

Похоронен в городе Ярославле, на кладбище «Тугова Гора». В деревне Матвейково – на родине герою установлен памятник.

МЫ ПОМНИМ!

До сих пор открываются нам неизвестные страницы истории военного прошлого Углича. Этому способствуют находки таких поисковых отрядов как «Путник» из Калязина ( руководитель А.Н ЗУБАНОВ),  музея истории Углича (директор А.В. КУЛАГИН).  На нынешний день угличанами осуществлены 15 экспедиций (это более 70 выездов на место), найдены обломки 12 самолётов, погибших в наших краях. (Все они экспонируются в Музее истории Углича). Результаты этих исследований дали материал для написания книги «В небе над Угличем»  о событиях в период 1941 – 1944 годов.

Елена ИОЭЛЬ, фото автора

P.S. Благодарим за помощь в подготовке материала директора Музея истории Углича А.В. Кулагина.

Из истории

Немецкое командование разрабатывало план  в преддверии Курской битвы. Целью было уничтожить промышленные объекты Саратова, Ярославля, Курска, Горького. Советская контрразведка разгадала замысел противника и поэтому 6 мая и 8 июня были нанесены предупреждающие удары по немецким аэродромам. Несмотря на это, немецкий план сработал.  Немецкие бомбардировщики летели всегда ночью в Ярославль над Угличем, поэтому здесь действовал  62 Отдельный Зенитный Артиллерийский дивизион  ПВО. Первый  тяжёлый авиационный налёт  был в ночь с 9 на 10 июня. Над Угличем пролетело 110 немецких самолётов по данным Люфтваффе.

"Угличанин" №37 (339) от 25.09.2013 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить