На главную страницу



Алексеевский монастырь. Почтовая открытка нач. ХХ в.Одной из жемчужин нашего города является древний Алексеевский монастырь. На территории обители находятся уникальные памятники архитектуры. Среди них совершеннейшее создание средневековых зодчих – трёхшатровая Успенская «Дивная» церковь; простоватая, но выразительная соборная Предтеченская церковь. Казалось бы, два таких разных храма составляют гармоничную основу архитектурного ансамбля, видимую из многих мест города, входящую в состав величавой волжской панорамы.

Обитель расположена на возвышенности Огневой горы, в юго-восточной части прежнего угличского посада. Примечательно, что монастырь со времени своего основания в 1371 году митрополитом московским Алексием не менял своего местоположения. Это одно из немногих мест, где можно ощутить древнюю историю нашего города. Крутые скаты горы наглядно показывают, что это монастырь-крепость, когда-то служивший одним из оборонных рубежей Углича. Выразительно возвышающаяся на вершине горы Успенская «Дивная» церковь – свидетельница возрождения края после бед и неисчислимых трагедий Смутного времени, а возможно, свидетельница ещё более ранней эпохи. Строгий аскетизм фасадов, чёткий ритм лопаток и кокошников, аркатурно-колончатый пояс на объёмах апсид могут являться признаками более древнего происхождения храма – что он изначально построен не в 1628 году, а в середине XVI столетия.

На территории обители есть другой древний храм – небольшая Алексеевская церковь, но она значительно разрушена, искажена перестройками и ещё ждёт своего восстановления. Да, обитель немало испытала за столетия своего существования – и в особенности в противоречивом, наполненном трагедиями и достижениями ХХ веке. В советское время в закрытой обители велись реставрационные работы, но архитектурный ансамбль значительно пострадал, утратил целостность, пребывал в запустении и небрежении. В 1997 году Алексеевский монастырь был возрождён, в последующие годы проведены значительные восстановительные работы. Совершаются богослужения в Успенской «Дивной» церкви, на территории высажены великолепные цветники. Белоснежная ограда вернула целостность и каноническое единство монастырскому ансамблю, исконное значение в нём «Дивной» церкви. Внушительный объём трапезного храма, ещё недавно одиноко стоявший на аморфном пустыре, теперь, как и прежде, включён в цепочку монастырской ограды.

Подъём на колокольню Алексеевского монастыря колокола весом 590 пудов 20 фунтов. 1906 г.Сделано немало – Алексеевский монастырь, наряду с кремлём и двумя другими угличскими обителями, вновь является одним из основных звеньев и сакральных точек городского ансамбля. Но, помимо обезображенной в советские годы Алексеевской церкви, ожидает своей очереди ещё одна составляющая архитектурного комплекса – монастырская колокольня. По традиции облик каждой русской обители должна дополнять колокольня – без неё ансамбль лишён целостности.

Колокольня Алексеевского монастыря имеет давнюю историю. Изначально каменная шатровая звонница была построена в 1620-х годах, когда обитель под энергичным руководством старца Мисаила вновь отстраивалась после разорения Смутного времени.

Алексеевскому монастырю царской грамотой 1614 года были переданы владения упразднённого левобережного Богоявленского мужского монастыря, очевидно, при этом принято обязательство построить церковь во имя Богоявления Господня. В Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов сообщается: «в том же монастыре устроено вновь во 136 году каменнаго дела палат вверху и в исподи 8 служеб да колокольня верх шатровая». В других Писцовых книгах, 1674-1676 годов, после описания Алексеевского храма приводятся следующие сведения: «да к той же церкви в 136 году построена церковь Богоявления Господня с трапезою и с папертьми. Над трапезою колокольница да казённая палата; под трапезою хлебня. А образов местных, книг и службы в той церкви нет. А на колокольнице благовестный колокол по подписи сто шестьдесят пуд, девять колоколов средних и малых, весу в них не подписано. Да в той же колокольне часы боевые с перечасием».

Из этих упоминаний следует, что в 1628 году одновременно с Успенской церковью сооружено ещё одно значительное каменное здание. Вероятно, оно было пристроено в виде придела к Алексеевской церкви и включало трапезную палату с хлебней, папертями и шатровой колокольней, при которой находилась казённая палата. На колокольне были не только значительные колокола, но и башенные часы с боем – одни из трёх в Угличе XVII века.

Приведём ещё одно описание. В Описных книгах 1702 года сообщается: «а у тое церкви Алексея митр. у западных дверей паперть каменная… над папертью вверху казённая полата, у полаты двери железныя, замок нутряной железной, другой вислой; – да в той ц. Алексея митр. прикладена, что была трапеза Богоявление Господне… и под тою трапезою высподи полата; – да колокольня прикладена шатровая, а на ней колокол больших и средних, и малых 9 колокол, а весу в них 201 пуд. 33 фунта 90 зол.; – да на той же колокольнице часы боевые с перечасием; да под колокольнею полата казённая».

Очевидно, обозначенное здание сохранялось до начала XIX века. В тот период предпринимаются попытки построить новую колокольню. В собрании Угличского музея находится чертёж 1801 года, показывающий, что четырёхъярусную колокольню в классическом стиле предполагалось возвести на месте Святых ворот. Но тот проект остался неосуществлённым, да и чертёж слишком условен.

Новая колокольня была построена в 1820-1825 годах при архимандритах Палладии и Дионисии. Возведена на месте прежней шатровой звонницы – напротив северо-западного угла Алексеевской церкви. Здание выполнено в классическом стиле. Колокольня была трёхъярусная четырёхгранная, с арочными проёмами и колоннами тосканского ордера. Угловые пилоны и арки декорированы филёнками. Декор также составляли пояски и треугольные фронтоны. Завершением служили купол с люкарнами, барабан и фигурная чашевидная глава. Обликом и композицией здание напоминало построенные примерно в то же время колокольни церквей Царевича Димитрия «на поле» и Василия Великого. Но колокольня Алексеевского монастыря была более значительной и величественной.

Вместе с перестроенной во второй четверти XIX века Алексеевской церковью новая колокольня сформировала классицистическую составляющую в облике монастыря. Не меньшее значение она имела для облика города – в первой половине XIX века в Угличе было построено несколько значительных колоколен в классическом стиле, их внушительные гармоничные объёмы стали высотными доминантами архитектурного ансамбля города. Старинные фотографии, рисунки и картины свидетельствуют, что панорама Углича была величественной и живописной; продумана тщательно и с величайшей заботой.

Наши предки немало потрудились, украшая свой город, заботясь о его многовековых святынях. Но в силу трагических обстоятельств, резких поворотов истории их труды оказались тщетны. Одно десятилетие 1930-х годов подвело жёсткую черту под всей многовековой историей Углича.

В наше время становится возможным исправить трагические ошибки прошлого. Постепенно восстанавливаются главы и внутреннее убранство храмов, ансамбли древних обителей. Ещё одним важным шагом может стать восстановление колокольни Алексеевского монастыря. К счастью, сейчас, как и в прошлом, есть благотворители, которые неравнодушны к судьбе святынь и исторической памяти Углича. Восстановление исторического облика Алексеевского монастыря важно не только для обители, но и для всего города, значимой частью которого является монастырь. Возрождение хотя бы нескольких архитектурных доминант способствует возрождению когда-то прекрасного и гармоничного облика Углича.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №46 (601) от 21.11.2018 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить