На главную страницу

Каталог фаберлик
Ремонтненский район

Самые новые шаблоны Joomla на нашем сайте.
Красивые Шаблоны Joomla 2.5
Игровые шаблоны DLE
Самая быстрая Диета

Ул. Спасская, Первомай 50-х гг.Спасская улица образована по плану регулярной застройки Углича от 1784 года. Она была весьма оживлённой. К XIX веку в каждом доме здесь находился магазин, трактир или постоялый двор. Население её в большинстве составляли купцы. Этой улице, переименованной в первой половине ХХ века в улицу Карла Маркса, к началу XXI века вернули историческое название. Имеется проект реконструкции этой улицы. Создание заповедной территории с восстановленным историческим обликом фасадов домов и современным благоустройством, рассчитанным на туристические маршруты, пешеходные прогулки и зоны отдыха. Но Спасская – это не только строения – материальные памятники об истории Углича, но и запечатленные в документах, фотографиях, воспоминаниях несколько веков жизни людей. Эту память так или иначе, мне думается, следует отразить в облике обновлённой улицы.

В конце 1990-х и в начале 2000-х годов я записывала воспоминания Е.Д. Колобовой, урождённой Знаменской, которая всю жизнь прожила на Спасской – сначала в доме № 25, потом в доме № 6, затем в доме 2а. Её отец, Д. А. Знаменский, был первым начальником Угличской советской милиции в 19171918 годы, потом он стал адвокатом угличской юридической консультации, работал в течение 40 лет. Елена Дмитриевна стала первой женщиной-адвокатом в Угличе, отработала 45 лет и до конца жизни бескорыстно оказывала юридическую помощь угличанам, попавшим в трудную ситуацию. Она помнила обо всех знаменитых угличанах и приезжих поселенцах Углича, живших на её улице на протяжении ХХ века. Знала быт и нравы многих угличан и рассказывала интересно обо всём этом. Её воспоминания я использую далее в рассказах об улице Спасской, об Угличе и угличанах прошлого века. В них есть отражение правды времени, обстоятельств событий, личных ощущений, а это – документальность.

Спасская улица ХIX – нач. ХХ в.По Спасской – на Петербург и далее

Улица Спасская – это был основной путь через Волгу на Петроград, Кашин, Некоуз и далее. Летом подводы ехали по Спасской и затем на пароме переправлялись через Волгу, около церкви Рождества Иоанна Предтечи был спуск. Зимой был санный путь. Улица была вымощена камнем от Успенской площади до церкви Предтечи. Многие дома на нечётной стороне сохранились. Дворы были ухожены. Вместо огородов и гаражей были сады, амбары, бани. В домах №№ 11 и 23 во дворах оставались конюшни от прошлых лет. Чётная сторона улицы была наполовину сожжена пожаром 1921 года, и до 30-х стояли одни остовы там, где сейчас дома №№ 2а и 4. Рядом с домом № 6 было два кирпичных дома. Они снесены до 1941 года, когда строилась ГЭС.

Там проживали

На Спасской улице проживало много известных врачей: Расплетина, Калабушкина, Патрикеев, Знаменский, Вышинский, Бородулина, Дальберг. В доме № 23 квартировал врач Аралов. Его сын был хирургом. Знаменитый художник Бучкин написал его портрет, который находится в Третьяковке. Половину дома № 23 занимал брат Дальберга, зам. начальника бумажной фабрики на левом берегу. В доме № 27 жили семья Алексеевых, их старший сын стал Героем Советского Союза; Бучкин, который работал в здравотделе; семья Волковых, дочь – Людмила Волкова – врач в больнице МВД г. Ярославля. Ещё жили врачи Новикова-Красносельская, Глушкова-Эрвольдер. Жили здесь потомки старинного рода купца Карамышева, Попов, Серова и другие уважаемые угличане. В семье Патрикеева, хорошего врача, два сына погибли на фронте. В доме № 6 жил очень уважаемый врач Широков, который закончил академию в Ленинграде, на фронте был хирургом, затем глазным врачом в Угличе. К сожалению, названные Еленой Дмитриевной знаменитые угличане, проживавшие на Спасской и в этой округе, ушли из жизни, как и она сама, но сведения об этих людях нужно собирать и сохранять для истории Углича.

Возле переправы на Троицком ручье за улицей СпасскойСоседние улицы и переулки

Ареалом обитания жителей Спасской был весь торговый и административный центр Углича, а также набережная Волги на юго-западной окраине. Молодёжь и вездесущие дети гуляли, собирались и играли везде, всё примечали, что происходило. Помнила и рассказала об облике старого Углича и моя собеседница. Детская память жительницы Спасской сохранила всё доброе, позитивное.

Улицы и переулки, примыкающие к Спасской, были связаны с ней как территориально, так и тесным общением жителей или даже семейным родством. К ней сходятся магистральные улицы: Ярославская, Ленина (бывшая Московская), Опарина. Рядом старинные переулки, дворы и площади около церквей (Казанской, Предтеченской, Воскресенского монастыря). Вблизи раньше были церкви Успенская, Ильинская, Петропавловская, Пятницкая, утраченные в первой половине ХХ века. С улицы Спасской было рукой подать до территории кремля. На улице Ленина, выходящей к началу Спасской, много старинных домов. До 1940-х годов в красном кирпичном здании были поликлиника, лаборатория, аптека, вверху – зубной кабинет. Внизу были рентген-кабинет, хирургический, женская консультация. Работали такие врачи, как Будграс, Теддерсон. У известной угличанки Воли Монствилло был дедушка Теддерсон, а мать Монствилло. Это были одни из лучших аптекарей города Углича. Аптека сначала находилась на Спасской, потом переехала на Московскую (ул. Ленина).

Улица Академика Опарина тоже начинается от Спасской. Здесь, на площади Советской, стояла церковь Параскевы Пятницы. После её закрытия, до 1947 года, внизу был склад, заготконтора, вверху починка обуви. Церковь снесли, на этом месте разбили парк, а сейчас и его снесли. Напротив – старейшее педагогическое училище.

В центре Углича, вблизи начала ул. Спасской, до 1930-х годов стояла церковь Успенская. Во времена нэпа там рядом был рынок, и греки строили палатки, продавали восточные сладости с маком, орехами и пряностями. После снесения церкви там разбили сквер, поставили памятник Ленину, фонтан, потом Доску почёта. Здесь устанавливали трибуны для парадов, демонстраций.

Быт и нравы жителей улицы

До середины 1930-х годов Углич ещё хранил свою самобытность и остатки православных традиций XIX века в жизни коренного населения. Старшие давали детям нравственное воспитание, а жизнь уже увлекала романтикой нового. Сословные границы быстро стирались, но авторитет старших был в семьях незыблем. Со слов Е.Д. Знаменской, в основном улицу К. Маркса (Спасскую) населяли семьи со средним достатком. Жили за счёт огородов, сбора ягод и грибов в лесах, ловли рыбы. В первых этажах домов №№ 23, 25 и 27 жили бедные люди: рабочие и сапожники, грузчики на пароходах, баржах, рабочие на лесопилке. Многие женщины подрабатывали уборкой в квартирах учителей, врачей и другой интеллигенции, копкой гряд, стиркой белья, нанимались в няньки. Это семьи Сергеевых, Овчинниковых, Тушновых и др. Только с появлением Волгостроя, заводов, железной дороги стали требоваться рабочие профессии.

Улица Спасская, новые дома, 1960-е годы

Жили угличане небогато. Врачи и учителя были обеспеченнее, но одевались скромно. В основном перешивали одежду родителей и старших детей. Новые вещи покупали редко. Пальто дамские шили из мягкого плюша, воротники искусственные, иногда из кролика. Летом носили парусиновые тапки, футболки, на голове простые панамы. Во времена нэпа на ул. Ленина открыли магазин «Торгсин», где принимались золотые и серебряные вещи в обмен на продукты питания и одежду. Магазин закрыли, когда золото прекратили носить. Но название «Торгсин» в народе осталось. Потом в этом магазине был обувной, и там по нескольку дней стояли в очереди, чтобы купить парусиновые туфли с кожаным носом. Это было до войны. Затем магазин стал продуктовым, и в войну там по карточкам получали продукты. В домике, что во дворе, была пекарня, где выпекали хлеб для этого магазина. До советской власти она была частная. Ко дню рождения в семье и родственникам дарили в основном конфеты «ландрин» в коробочках или вязали, вышивали разные вещи. Сладостями считались карамель-«подушечки» и постный сахар. Шоколад был редкостью. Питались в большинстве семей тоже скромно. По утрам заваренный кисель из гороховой или овсяной муки и молоко. Масло сливочное не покупали, топленое по праздникам, а так всё делали на льняном масле. Супы, щи, борщи, сладкие супы, молочные и только в воскресенье суп из баранины (немного мяса на семью). В праздники в печах запекали свинину с тестом. Пекли пирожки с морковкой, картошкой, капустой, лесными ягодами. Сидя у дома на лавочках, которые были почти у всех домов, лузгали семечки. Очистки не бросали, а шили красивые мешочки и собирали в них шелуху.

Несмотря на то, что на Спасской улице было много малограмотных или с начальным образованием, редко кто заканчивал 10 классов, народ был в основном честный. Люди вели себя в общественных местах культурно, вежливо. Не выражались нецензурно, не оскорбляли других. Появиться на улице в нетрезвом состоянии было большим позором. До войны никто не знал, что такое напиться. Вспоминала Елена Дмитриевна, как в их семье принимали гостей, как отдыхали жители Спасской. Когда гости приходили, её мама делала «спотыкач» – спирт (стопочку-микстурочку) с крепким чаем, с песочком. Понемножечку выпивали. Никогда о политике дома не разговаривали, власть не ругали. За столом взрослые играли в карты: в преферанс, «9 вал», в «подкидного». Дети не слышали, чтобы родители о ком-нибудь вообще сказали плохо. Радио было у нескольких семей, велосипеды у 2-3 жителей, патефон у одних. Автомашин не было ни у кого. Зато лодки с вёслами в каждом доме. Все учителя, врачи имели лодки. В выходной собиралось по 20 лодок на Богоявленку или в Алтыново с чайниками, самоварами. Пекли пироги с черникой, малиной, каринкой, ватрушки с ягодами. Чей пирог лучше, тому – приз. На пикниках пели, читали стихи Пушкина, Лермонтова. Все очень любили танцевать.

Улица привлекала к себе весь Углич

В основном большие городские события начинались от этой улицы или рядом с ней. Площадь перед Предтеченской церковью была местом первых послереволюционных митингов и демонстраций. На стыке улиц Ленина и К. Маркса (Спасской) строились колонны, идущие по праздникам на демонстрации к площади Коммуны (Успенской) и далее по ул. Карла Либкнехта (Ярославской). В иные годы парады проходили через площадь в сторону ул. К. Маркса (Спасской), и там продолжались народные гулянья, домашние застолья родных и соседей. Устраивали детские игры всей большой дворовой компанией у Волги на просторах старой набережной. На берегу напротив Спасской стояла будка бакенщика Переслегина.

До строительства ГЭС и водохранилища климат Углича был другой. Апрель был всегда тёплый, зима очень морозная и холодная. В апреле даже иногда купались. Изредка бывали и катаклизмы природы. Весной Волга разливалась так, что иногда заливала Спасскую, и от домов до площади ездили на лодках. А как-то наводнение было такое большое, что город по тревоге был собран у кремля, пришли сотни угличан и сдерживали канаты пароходов. Когда вода сходила, на берегу оставался ил, и напротив домов №№ 25 и 23, на поле у Волги сажали капусту, турнепс, другие овощи. Там было подсобное хозяйство зоотехникума. Вся эта территория попала в 30-е годы в зону Волгостроя. На этом месте был выкопан глубокий котлован. До Волгостроя старое русло Волги летом мелело. Жители часть её переходили, часть переплывали на левый берег, где были озерки – три озера с ключевой холодной водой, в которых росли красивые белые лилии. Был шикарный песок (пляж), куда летом на лодках отдыхать и купаться ездили все угличане и дачники из Москвы и Ленинграда. Частные перевозчики брали одну копейку в один конец. Там сейчас проходит шлюз. С пуском ГЭС климат Углича изменился, стал зимой мягче, летом сырее.

Перемены в жизни города и жителей

Идиллические картины в воспоминаниях угличанки о сказочном тихом городе детства закончились. Волгострой Елена Дмитриевна наблюдала с самого начала. Сносили на Спасской одни дома, приспосабливали под нужды стройки другие. Дом у церкви Рождества Иоанна Предтечи заняли нарсуд, прокуратура, адвокатура, а внизу были «коммунарки». Рядом был одноэтажный дом, его снесли. В доме № 3 жила семья Пылаевых, один из которых в Свердловске пел в оперном театре. Дом № 2 восстановил Волголаг, за ним началась стройка. В 1936 году эти два дома заняли под 3-й отдел НКВД. Это место оградили, наставили вышек. До пуска ГЭС проход от этих домов был только по пропускам. Улица К. Маркса (Спасская) стала в прямом смысле воротами на главную стройку. Спуск за церковью Предтечи, где дорога и ручей, начали копать в первую не пускали. В Угличе открылось ФЗУ, работники будущей ГЭС и многие угличане пошли туда учиться. В конце 30-х годов в новые четырёхэтажные дома по улице К. Маркса (Спасской) заселились начальники и специалисты Волгостроя, учителя, врачи, интеллигенция, создатели будущего электрограда, каким должен был стать этот район Углича по проекту. Война не позволила завершить полностью преобразование Спасской улицы и эксплуатационного квартала, но ускорила темпы стройки и сроки пуска ГЭС.

С утратами привычного уютного облика городской среды, старинных зданий и церквей сменился неспешный уклад жизни на суетный, напряжённый ритм больших строек. На строительство Угличского гидроузла прибыло множество специалистов – вольнонаёмных и высланных репрессированных на поселение, а также заключённых уголовников, которых размещали в лагерях на левом и правом берегах Волги. Большой приток приезжего населения изменил образ жизни угличан не только в бытовом отношении, но и в духовно-нравственном. Простые доверительные отношения сменились замкнутостью, жители стали меньше общаться, делиться впечатлениями, новостями, своими мыслями. Учитывались политические перемены, не всё можно было откровенно говорить, особенно при детях. По стране катилась волна репрессий, и многие события стали пугающими и непонятными.

Неприспособленность Углича к огромному притоку приезжих, резкая перенаселённость, барачные лагеря заключённых в городской черте – всё это повлияло на санитарно-эпидемическое состояние в городе. В 1936-37 годах в Угличе началась эпидемия дизентерии. Лекарств (пенициллина) не было, и многие погибли, особенно дети, в том числе на улице Спасской.

Послевоенные годы

После войны Углич пополнился населением, социальный статус которого отличался от коренного, местного. Кроме беженцев и эвакуированных, оседали освобождённые после отбытия срока заключённые. Многие из них приобрели в лагерях профессии, нашли себе работу на новых промышленных предприятиях, а некоторым просто некуда было ехать…

Углич, пройдя через большие испытания ХХ века: разрушений в начале, переживший промышленный подъём в середине, затем упадок в 90-х годах, в ХХI веке вернулся к своей ипостаси города торговли, туризма, православного паломничества и культурного отдыха. Экскурсоводы, ведя гостей, от кремля через парк, по улице Спасской до Музея гидроэнергетики, могут многое рассказать гостям нашего города. История Спасской улицы вместила в себя все значительные этапы истории не только Углича, но и всей страны.

Ольга ГОРОДЕЦКАЯ

Впервые в этом году по поручению Президента РФ Владимира Путина в нашей стране проводился Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства в числе прочих было рассмотрено семь заявок от Ярославской области. Победителями стали Мышкин, Тутаев, Переславль-Залесский и Ростов Великий. Углич, увы, в этот перечень не попал. Но у нас есть возможность всё исправить в следующем году. Уже объявлено о сроках проведения конкурса в 2019 году. До 1 апреля нужно будет подать заявки в федеральную комиссию. А до 1 декабря 2018 года собрать предложения от жителей муниципалитетов. Работы на конкурс принимаются по строгому стандарту – они должны учитывать историю и культурное наследие города, мнение жителей, продумывать экономику проекта, быть профессионально проработанными и вписанными в окружающую среду. Напомним, что в первый раз угличане предлагали проект реконструкции улицы Спасской. Ольга Городецкая, жительница Углича, настоятельно рекомендует быть последовательными в этом вопросе и сегодня напоминает любопытные моменты из истории этой улицы, услышанные ею в своё время от местных старожилов.

«Угличанин» №42 (597) от 24.10.2018 года

You have no rights to post comments