На главную страницу

Каталог фаберлик
Ремонтненский район

Самые новые шаблоны Joomla на нашем сайте.
Красивые Шаблоны Joomla 2.5
Игровые шаблоны DLE
Самая быстрая Диета

Труд старых мастеровСело Никольское является одним из важнейших насе­лённых пунктов Слободского сельского поселения Угличского района. В отличие от многих территорий оно по-прежнему значительное и многолюдное. Не последняя роль в этом от­ношении принадлежит хра­му, который не закрывался в советский период – сохранил и традиционный приходской уклад, и высокохудожествен­ное внутреннее убранство.

К сожалению, история боль­шинства сельских храмов пока остаётся малоизученной, содержит лишь краткую спра­вочную информацию. Зачастую остаются неизвестными обсто­ятельства постройки церквей, создания их убранства. Редки данные о заказчиках, испол­нителях работ и точные даты. Поэтому необыкновенно ценны выявленные документы, вос­создающие некоторые значимые эпизоды.

Как известно, каменная цер­ковь села Никольского «что в Слободищах», в составе Юхот­ской вотчины графов Шереме­тевых, была построена в 1781 году. Классицистическая трёхъ­ярусная колокольня пристроена примерно в первой половине XIX века. Этим и исчерпыва­ется краткая информация. Но в реальности сколько талант­ливых мастеров поколениями трудились над созданием и укра­шением святыни?! Попробуем приоткрыть завесу.

В начале XIX века в верхнем храме был устроен придел во имя Святого пророка Илии. Не­известно, кто изготавливал для придела иконостас, кто писал иконы, но золочение выполнил в конце 1807 года крестьянин из деревни Арёфино Рыбинского уезда прихода села Николь­ского «что на Корме» Терентий Иванов Тёмников. По договору с причтом и прихожанами он обязался «иконостас вызолотить на полимент весовым червонным листовым золотом, всю резьбу кругом местных образов, дорож­ники и клейма», а также карни­зы, колонны, царские врата и сделанный над ними балдахин «вызолотить сплошь и полиро­вать самою лучшею и чистою работою». Гладкие места иконо­стаса выкрасить на масле белым шифервейсом, т.е. свинцовыми белилами, – «чтоб было гладко, чисто и глянцевато». Заплатить за работу следовало 500 рублей.

Можно добавить, что Т.И. Тём­ников в 1799 году золотил иконо­стасы в Успенской и Корсунской церквах города Углича.

В 1848 году проводились рабо­ты в нижнем Никольском храме, где известный иконостасный мастер Алексей Михайлов Быч­ков принял заказ на покраску и золочение вновь сделанного иконостаса. Гладкие места сле­довало шпаклевать и окрасить под лак указанной заказчиками краской, потом отполировать самым лучшим видом. Всю резьбу, царские врата, детали карнизов и клиросов вызолотить червонным полузолотниковым золотом. В алтарь изготовить рез­ные тумбы для запрестольного креста и иконы Божией Матери. Находившийся в трапезной ико­ностас придела Святого Василия Блаженного заново покрасить, покрыть лаком, золочёную резь­бу перечистить, а новую вы­золотить. То же самое сделать с киотом по правой стороне и кио­тами около двух столбов. Работы следовало выполнять с июня по декабрь, а стоимость составляла 900 рублей серебром.

А.М. Бычков происходил из крестьян села Заозерье, позднее стал ростовским мещанином. В 1820-1850-х годах он выполнил множество заказов для храмов Ярославля, Ростова, Углича и других мест. На его счету как небольшие работы, так и за­казы для крупнейших соборов епархии. Он был столяром и резчиком, но, как видно, масте­ра из его артели занимались и золочением.

Спустя десять лет, 28 февраля 1858 года, Угличского уезда деревни Инархово, вотчины его сиятельства графа Димитрия Николаевича Шереметева, кре­стьянин и церковный староста Фёдор Козьмин Белоусов заклю­чил условие с мещанином города Углича Дмитрием Григорьевым Бурениным. С согласия священ­но- и церковнослужителей и означенного села Никольского «что в Слободищах» приходских людей, с разрешения епархиаль­ного начальства прославленный угличский живописец порядил­ся «украсить стены и потолок в холодной церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, а равно в алтаре и трапезе оной живопи­сью в клеймах», избранных по согласию причта и церковного старосты и значащихся в особом реестре.

Росписи верхнего храма сле­довало выполнить масляными красками хорошего достоинства, венцы на изображениях святых и надписи золотить червонным золотом. Между клеймами на­писать уборку – различные ор­наменты. Гладь или фон сделать из кобальта или хрома, окрасив в сине-голубой или какой-ли­бо другой цвет из соединений хрома.

Работу должна была выполнить артель лучших живописцев, при которых следовало находиться самому Д.Г. Буренину или его сыну Павлу, – то есть, как и следует ожидать, масштабные стенописные работы были не авторскими, а выполнялись группой мастеров, правда, объ­единённых стилем и художе­ственным вкусом главы артели.

Перед началом работы требо­валось подготовить поверхность. Для этого промыть и стереть старую краску, а также сбить лепной декор, часто применяв­шийся в убранстве храмов во второй половине XVIII – на­чале XIX столетий. Последний составляли тяги около окошек, пилястры и карнизы, круглые клейма на своде трапезной. Ме­ста лепного декора заштукату­рить заподлицо со стеной, чтобы не было впадин, а также испра­вить обнаруженные ветхости в штукатурке. Далее следовало для прочности промаслить поверх­ности два раза варёным маслом со шпаклёвкой. «Для живописи употреблять масло маковое, дабы работа была чистая».

Кроме стенописи, Д.Г. Буренин обязался выполнить и ряд дру­гих работ. Поновить двенадцать икон апостольского и пророче­ского рядов иконостаса, про­светы перезолотить червонным золотом. Иконостас обтереть и заново покрасить. Также полно­стью покрасить полы в верхнем храме. При работах иконостас требовалось закрыть рогожа­ми. Веревки, гвозди и лес для подмостей, извёстка и алебастр должны быть пополам главы артели и церковного старосты. Начать означенные работы 1 мая, а окончить к 8 сентября 1858 года. Общая стоимость со­ставляла 1650 рублей серебром, которые следовало выплачивать в три этапа.

Через три года прихожанин Никольского храма крестьянин деревни Малинники Василий Егоров сын Сверчков «по усер­дию своему» решил за свой счёт перелить разбитый большой колокол, весивший 216 пудов 17 фунтов. Для выполнения за­каза он пригласил колокольного мастера крестьянина Угличского уезда казённой Никольской во­лости деревни Алексеево Никиту Павлова Кичигина. С согласия причта и церковного старосты 10 июля 1861 года заключил условие.

Мастер должен был снять с колокольни старый разбитый колокол и на отведённом месте перелить на новый с возможным добавлением меди и олова до сорока пудов или более. Слитый вновь колокол следовало под­нять на колокольню своими инструментами с помощью при­ходского народа и с осторожно­стью. Также повесить язык. К началу работ заказчик за свой счёт должен приготовить всё необходимое: кирпич, дрова, тёс, брёвна, слеги, гвозди, солод, говяжье сало, воск и канифоль. Если в отлитом колоколе обна­ружится какая неисправность (дыры, невыливки ушей, раз­рывы), то мастер Н.П. Кичигин обязывался перелить вновь, не требуя платы, со своими издерж­ками на припасы. Начать работу он должен был не позднее октя­бря. Плата составляла по одному рублю серебром за каждый пуд веса колокола. Сто рублей следо­вало получить при заключении контракта, а остальные – по окончании работы и поднятии колокола на колокольню.

Так в течение многих десяти­летий строились и украшались храмы. Примечательно, что все перечисленные работы были выполнены нашими земляка­ми – в Угличском крае и в со­седнем Рыбинском уезде были и позолотчики, и живописцы, и литейщики колоколов. Все эти специальности среди других ви­дов ремесленных работ относи­лись к числу наиболее сложных и элитарных, а выполнявшие их мастера пользовались заслужен­ной известностью.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №27 (531) от 12.07.2017 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить