На главную страницу

Каталог фаберлик
Ремонтненский район

Самые новые шаблоны Joomla на нашем сайте.
Красивые Шаблоны Joomla 2.5
Игровые шаблоны DLE
Самая быстрая Диета

Вдоль по Питерской…Территорию Нижней Кадки пересекает старинная до­рога, называемая в народе Питерской. Эта дорога была построена во второй половине XVIII века, во времена прав­ления Екатерины II, и ока­зала очень большое влияние на развитие прилегающих к ней территорий. Соединяла она Углич, а через него ряд уездов Ярославской губер­нии через Бежецк с Санкт-Петербургом. Представляла собой дорога поднятую грун­товую насыпь, окантованную канавами для стока воды, в болотистых местах была вы­мощена деревянными гатями.

Перевозились по Пи­терской дороге грузы, почта, а осенью мест­ные мужики, взяв с собой мальчишек-подростков и прихватив плотницкие инстру­менты, отправлялись на зара­ботки в Питер, в отходничество. Отработав зиму и заработав денег, весной тем же путём воз­вращались в свои хозяйства, а многие уже и не возвращались, закрепившись в столице. Не­которые из них, разбогатев, впо­следствии стали известными пи­терскими купцами, как выходец из Ордина купец второй гильдии Д.С. Чекушкин, до революции владевший в С.-Петербурге ломовым извозом (грузовыми перевозками).

Имела эта дорога и военное зна­чение. В конце 1812 года после изгнания из Москвы французов по ней этапировали из Тверской губернии в города Ярославской губернии пленных французских солдат и офицеров. О том, как проходило этапирование плен­ных, рассказала в своём докладе на краеведческих чтениях в селе Ордино в рамках фестиваля «По вехам истории» директор Углич­ского филиала госархива Т.А. Третьякова.

Дорога на Санкт-Петербург проходила через деревню Медлево«Массовое этапирование плен­ных французов по территории Угличского уезда проходило с сентября 1812 года по февраль 1813-го. За это время в пар­тиях пленных прошло 5245 человек, из них – два генерала, один подполковник, три адъю­танта, шесть штаб-офицеров, 53 обер-офицера, капитан и доктор в чине капитана, 5178 унтер-офицеров, нижних чинов и дезертиров «разных наций». Из этого количества пленных по разным причинам умерло 169 человек, из них один обер-офицер и 168 нижних чинов. В этапируемых партиях вместе с военнопленными и дезертирами проходили их жены с мало­летними детьми и прислугой как обозные, бывшие при фран­цузской армии. Большинство пленных остались безымянны, но некоторые, вероятно по особому их положению, в до­кументах Угличского нижнего земского суда поименованы. Так, в партиях военнопленных находились генерал Горшен и генерал Корсен, подполковник Жерард, капитан Милло, штаб-офицер Жозеф-Мишель Монарди с сыном и нянькой.

В Угличский уезд пленных фран­цузов эпатировали с территории Тверской губернии, в основном, из Калязинского и Кашинского уез­дов, города Кашина. Поскольку Угличский уезд считался про­гонным уездом, где не планиро­вали длительного содержания пленных, то отсюда их отправ­ляли в Ярославль, в Рыбинский и Романовский уезды Ярославской губернии. Маршруты следова­ния планировали так, чтобы, по возможности, максимально оградить партии пленных от прохода через крупные селения и Углич, обходя его городскими окраинами. Часть пленных как раз и проходила по Питерской дороге через деревню Медлево».

Французский след того вре­мени остался в Нижней Кадке в названии болота у деревни Медлево – Французское боло­то. По преданиям, к зиме 1812 года сюда были приведены 30 пленных французов. Поселили их в сарае, где было холодно, да и кормили, видимо, плохо. Относились к ним, как к вра­гам. Не выдержали французы русской зимы и все умерли. А похоронили их где-то за дерев­ней у болота, ведь были они католики, и кладбище Медлев­ской церкви было не для них. Так и возникло это необычное для российской глубинки на­звание.

Второй раз военное значение эта дорога приобрела в годы Великой Отечественной войны. До Нижней Кадки фронт не дошёл, хотя по ночам канонада слышалась отчётливо. Через эту территорию с северо-запада по Питерской дороге шли бе­женцы, гнали скот, шла техни­ка. Через Кадку у деревни Мед­лево был построен не сносимый весенним половодьем мост. Зимой эту дорогу расчищали от снега, на расчистку посылалось местное население с лопатами, после каждой метели вручную женщины, старики, подрост­ки обеспечивали постоянный проезд.

После войны дорога стала практически непроезжей, раз­битой, существовала только в зимнее время для проезда на лошадях.

И только в 1981 году началось восстановление этой дороги, поднималась насыпь, дорога была покрыта асфальтом и так действует и сейчас, хотя со­стояние её уже опять оставляет желать лучшего.

Павел ГОЛОСОВ

Фото Виктора БОРОДУЛИНА

«Угличанин» №24 (528) от 21.06.2017 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить