На главную страницу



75 лет спустя нашли подлодку, на которой погиб наш землякПо сообщению ТАСС от 4 мая 2017 года, участниками экс­педиции «Поклон кораблям Великой Победы» под руковод­ством Константина Богда­нова обнаружены в Финском заливе две советские подводные лодки класса «Щука»: подводная лодка Щ-320, на­ходившаяся на глубине 49 метров, и подводная лодка Щ-406 – на глубине 60 ме­тров.

Краснознамённая ди­зель-электрическая подводная лодка Щ-320 (командир – капитан 3-го ранга Иван Мака­рович Вишневский, комиссар – угличанин Михаил Дмитриевич Калашников) ушла в поход в на­чале октября 1942 года и пропа­ла. Имелось несколько версий её гибели, в том числе от вражеской мины. Экипаж из 40 человек известен, все они считались без вести пропавшими. Были раз­говоры, что лодка сдалась в плен немцам. Родственникам не вы­давались пособия на погибших. Несмотря на это, два сына ка­питана Вишневского окончили военно-морское училище, стали военными моряками, надеялись, что лодку найдут на дне Балтий­ского моря.

Подводная лодка Щ-406 (ко­мандир – Герой Советского Со­юза капитан 3-го ранга Осипов Евгений Яковлевич) погибла при неизвестных обстоятель­ствах в 1943 году.

В результате работы экспеди­ции под руководством Констан­тина Богданова, исследующей Финский залив по квадратам, выяснилось, что обе лодки обна­ружены с помощью новейшего гидролокатора бокового обзора российского производства в одном месте (на удалении 500 метров друг от друга), в районе острова Большой Тютерс. Они погибли при форсировании не­мецкого минного заграждения «Морской ёж». Идентификация проводилась путём многочис­ленных погружений – разведы­вательных плаваний водолазов- дайверов, а также на основании конструктивных особенностей каждой из субмарин. Дайверы экспедиции установили детали и обстоятельства гибели подводных кораблей.

Комиссар подводной лодки Щ-320 угличанин Михаил Дмитриевич КалашниковПодводная лодка Щ-320 подо­рвалась на мине носовой частью корпуса в районе 1-2 отсеков. Рядом лежат якоря от немец­ких мин и одна сохранившаяся немецкая мина. Видно, что ко­мандир пытался предпринять попытки уклониться от мины – руль лодки повёрнут налево. Вероятно, в кормовых отсеках после взрыва остались живы члены экипажа – из правого кормового аппарата вытолкали торпеду на 3/4 корпуса, но её перекосило и заклинило, поэто­му выбраться на свободу через торпедный отсек никто не смог.

Подводная лодка Щ-406 подо­рвалась передней частью корпу­са справа, пробоина находится почти полностью под грунтом и плохо доступна осмотру. Экипаж после взрыва выжил и пытался покинуть лодку: открыт рубоч­ный люк, приоткрыт кормовой аварийный люк. Из финских источников известно, что вскоре после предполагаемой даты гибе­ли лодки к острову Кристисаари прибило тело подводника в спа­сательном оборудовании. Он был похоронен на острове. Вероятнее всего, это был один из членов экипажа Щ-406: по течению и розе ветров того времени тело вышедшего с лодки подводника должно было дрейфовать именно в этом направлении.

Итак, 4 мая обнаружили две подводные лодки. Сразу со­общили об этом, страна узнала о находке. К месту трагедии из Кронштадта вышло судно Бал­тийского флота с представителя­ми Западного военного округа, Морской духовной академии и журналистами. Дайверы экспе­диции установили на корпусах погибших подлодок мемори­альные доски с именами членов экипажей. 6 мая судно прибыло к островам. На острове Гогланд священники Морской духовной академии отслужили панихиду по погибшим морякам. Во вто­рой половине дня все приплыли к месту трагедии – отдали воин­ские почести. Нанесли на карту места гибели подводных лодок, журналисты сняли телевизи­онный фильм о происходящих событиях. 8 мая по телеканалу «Звезда» фильм был показан, в нём были использованы как надводные, так и подводные видеоматериалы.

Цель акции – отдать дань памя­ти тем, кто в годы войны принял свой последний бой сначала на кораблях Черноморского флота, чьими могилами стали море и погибший корабль, а потом на кораблях Балтийского флота. Было обнаружено 9 подводных лодок.

Комиссар подводной лодки Щ-320 Михаил Дмитриевич Калашников родился в Угличе в 1910 году. Его судьба харак­терна для молодого человека той предвоенной поры. Учился в 1-й школе, был одним из первых пионеров, членом спортивного общества «Спарта». В 1927 году вступил в комсомол. После окончания школы переехал в Ярославль, работал закройщи­ком на обувной фабрике. В 1930 году по путёвке Ярославского обкома ВЛКСМ направлен на учёбу в Ленинградский сель­хозинститут. Работал старшим агрономом Ярославского земель­ного отдела. В 1937-1939 годах был внештатным инструктором Ярославского обкома ВЛКСМ. В 1939 году вступил в партию. В феврале 1940 года был при­зван на военную службу, попал на флот. После краткосрочных курсов политработников был назначен комиссаром подводной лодки Щ-320 Балтийского флота.

Подводные лодки «Щ» полу­чили во время войны наимено­вание «Щука». Они известны по многим военным фильмам. Ма­тросов и офицеров на них даже называли «щукарями». Они вступили в строй в середине 30-х годов и приняли участие в войне с Финляндией. Так вот, подводная лодка Щ-320 в той войне никак себя не проявила, поэтому было решено расформировать старый экипаж и набрать новый. Нужно было усилить морально- политическое воспитание новых матросов. В этой обстановке и попал на судно Михаил Ка­лашников. Командиром лодки был назначен опытный офицер-подводник капитан 3-го ранга И.М. Вишневский. Командир и комиссар подводного корабля подружились, морская служба у них проходила успешно.

С первых дней войны под­водная лодка Щ-320 громила фашистские суда, была одной из лучших. Большая роль в патриотическом воспитании экипажа принадлежала нашему земляку. Вот как рассказывает о нём адмирал В.Ф. Трибуц: «Калашников был не из числа искусных ораторов. Он разго­варивал буднично, но слова его доходили до сердца».

13 сентября 1941 года за по­топление немецкого транспорта М.Д. Калашников был награж­дён орденом Красной Звезды, за летний поход 1942 года награж­дён орденом Ленина. 23 октября 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Щ-320 была награждена орденом Крас­ного Знамени. О том, что их корабль стал краснознамённым, ни командир, ни экипаж подводной лодки так и не узнали. 1 октября 1942 года Щ-320 вы­шла на позицию в район к западу от острова Борнхольм. Во время похода лодка на связь так и не вышла – значит, погибла. В те­чение 75 лет никто не знал место и обстоятельства её гибели, но благодаря экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» на­конец подводная лодка Щ-320 была обнаружена.

В честь М.Д. Калашникова в Угличе названа улица. Она находится в районе «Екатери­новки», между улицами Героев Советского Союза В.Г. Жолудева и В.М. Голубева, а пересекает её улица еще одного героя – В.И. Шаркова. Раньше в этом месте стоял вековой сосновый бор, в который любил бегать за гриба­ми маленький Миша. После войны, когда многие фронтовики демобилизовались, приехали в Углич, им негде было жить, было решено спилить вековые сосны и построить из них ветеранам дома. Потом этим улицам дали названия героев-угличан. В 1977 году, когда я начал работать участковым врачом, этот район входил в мой терапевтический участок. На участке проживало 80 участников и инвалидов войны и их семьи. Улица Ка­лашникова находится в цен­тре «Екатериновки». В Угличе сохранился и дом, в котором родился Михаил Калашников. Он находится по адресу: улица Октябрьская, дом 38. Дом ещё крепкий, деревянный двух­этажный. На его фасаде висит памятная мемориальная доска.

Валерий КУРОЧКИН

«Угличанин» №20 (524) от 24.05.2017 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить