На главную страницу

Каталог фаберлик
Ремонтненский район

Самые новые шаблоны Joomla на нашем сайте.
Красивые Шаблоны Joomla 2.5
Игровые шаблоны DLE
Самая быстрая Диета

75 лет спустя нашли подлодку, на которой погиб наш землякПо сообщению ТАСС от 4 мая 2017 года, участниками экс­педиции «Поклон кораблям Великой Победы» под руковод­ством Константина Богда­нова обнаружены в Финском заливе две советские подводные лодки класса «Щука»: подводная лодка Щ-320, на­ходившаяся на глубине 49 метров, и подводная лодка Щ-406 – на глубине 60 ме­тров.

Краснознамённая ди­зель-электрическая подводная лодка Щ-320 (командир – капитан 3-го ранга Иван Мака­рович Вишневский, комиссар – угличанин Михаил Дмитриевич Калашников) ушла в поход в на­чале октября 1942 года и пропа­ла. Имелось несколько версий её гибели, в том числе от вражеской мины. Экипаж из 40 человек известен, все они считались без вести пропавшими. Были раз­говоры, что лодка сдалась в плен немцам. Родственникам не вы­давались пособия на погибших. Несмотря на это, два сына ка­питана Вишневского окончили военно-морское училище, стали военными моряками, надеялись, что лодку найдут на дне Балтий­ского моря.

Подводная лодка Щ-406 (ко­мандир – Герой Советского Со­юза капитан 3-го ранга Осипов Евгений Яковлевич) погибла при неизвестных обстоятель­ствах в 1943 году.

В результате работы экспеди­ции под руководством Констан­тина Богданова, исследующей Финский залив по квадратам, выяснилось, что обе лодки обна­ружены с помощью новейшего гидролокатора бокового обзора российского производства в одном месте (на удалении 500 метров друг от друга), в районе острова Большой Тютерс. Они погибли при форсировании не­мецкого минного заграждения «Морской ёж». Идентификация проводилась путём многочис­ленных погружений – разведы­вательных плаваний водолазов- дайверов, а также на основании конструктивных особенностей каждой из субмарин. Дайверы экспедиции установили детали и обстоятельства гибели подводных кораблей.

Комиссар подводной лодки Щ-320 угличанин Михаил Дмитриевич КалашниковПодводная лодка Щ-320 подо­рвалась на мине носовой частью корпуса в районе 1-2 отсеков. Рядом лежат якоря от немец­ких мин и одна сохранившаяся немецкая мина. Видно, что ко­мандир пытался предпринять попытки уклониться от мины – руль лодки повёрнут налево. Вероятно, в кормовых отсеках после взрыва остались живы члены экипажа – из правого кормового аппарата вытолкали торпеду на 3/4 корпуса, но её перекосило и заклинило, поэто­му выбраться на свободу через торпедный отсек никто не смог.

Подводная лодка Щ-406 подо­рвалась передней частью корпу­са справа, пробоина находится почти полностью под грунтом и плохо доступна осмотру. Экипаж после взрыва выжил и пытался покинуть лодку: открыт рубоч­ный люк, приоткрыт кормовой аварийный люк. Из финских источников известно, что вскоре после предполагаемой даты гибе­ли лодки к острову Кристисаари прибило тело подводника в спа­сательном оборудовании. Он был похоронен на острове. Вероятнее всего, это был один из членов экипажа Щ-406: по течению и розе ветров того времени тело вышедшего с лодки подводника должно было дрейфовать именно в этом направлении.

Итак, 4 мая обнаружили две подводные лодки. Сразу со­общили об этом, страна узнала о находке. К месту трагедии из Кронштадта вышло судно Бал­тийского флота с представителя­ми Западного военного округа, Морской духовной академии и журналистами. Дайверы экспе­диции установили на корпусах погибших подлодок мемори­альные доски с именами членов экипажей. 6 мая судно прибыло к островам. На острове Гогланд священники Морской духовной академии отслужили панихиду по погибшим морякам. Во вто­рой половине дня все приплыли к месту трагедии – отдали воин­ские почести. Нанесли на карту места гибели подводных лодок, журналисты сняли телевизи­онный фильм о происходящих событиях. 8 мая по телеканалу «Звезда» фильм был показан, в нём были использованы как надводные, так и подводные видеоматериалы.

Цель акции – отдать дань памя­ти тем, кто в годы войны принял свой последний бой сначала на кораблях Черноморского флота, чьими могилами стали море и погибший корабль, а потом на кораблях Балтийского флота. Было обнаружено 9 подводных лодок.

Комиссар подводной лодки Щ-320 Михаил Дмитриевич Калашников родился в Угличе в 1910 году. Его судьба харак­терна для молодого человека той предвоенной поры. Учился в 1-й школе, был одним из первых пионеров, членом спортивного общества «Спарта». В 1927 году вступил в комсомол. После окончания школы переехал в Ярославль, работал закройщи­ком на обувной фабрике. В 1930 году по путёвке Ярославского обкома ВЛКСМ направлен на учёбу в Ленинградский сель­хозинститут. Работал старшим агрономом Ярославского земель­ного отдела. В 1937-1939 годах был внештатным инструктором Ярославского обкома ВЛКСМ. В 1939 году вступил в партию. В феврале 1940 года был при­зван на военную службу, попал на флот. После краткосрочных курсов политработников был назначен комиссаром подводной лодки Щ-320 Балтийского флота.

Подводные лодки «Щ» полу­чили во время войны наимено­вание «Щука». Они известны по многим военным фильмам. Ма­тросов и офицеров на них даже называли «щукарями». Они вступили в строй в середине 30-х годов и приняли участие в войне с Финляндией. Так вот, подводная лодка Щ-320 в той войне никак себя не проявила, поэтому было решено расформировать старый экипаж и набрать новый. Нужно было усилить морально- политическое воспитание новых матросов. В этой обстановке и попал на судно Михаил Ка­лашников. Командиром лодки был назначен опытный офицер-подводник капитан 3-го ранга И.М. Вишневский. Командир и комиссар подводного корабля подружились, морская служба у них проходила успешно.

С первых дней войны под­водная лодка Щ-320 громила фашистские суда, была одной из лучших. Большая роль в патриотическом воспитании экипажа принадлежала нашему земляку. Вот как рассказывает о нём адмирал В.Ф. Трибуц: «Калашников был не из числа искусных ораторов. Он разго­варивал буднично, но слова его доходили до сердца».

13 сентября 1941 года за по­топление немецкого транспорта М.Д. Калашников был награж­дён орденом Красной Звезды, за летний поход 1942 года награж­дён орденом Ленина. 23 октября 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Щ-320 была награждена орденом Крас­ного Знамени. О том, что их корабль стал краснознамённым, ни командир, ни экипаж подводной лодки так и не узнали. 1 октября 1942 года Щ-320 вы­шла на позицию в район к западу от острова Борнхольм. Во время похода лодка на связь так и не вышла – значит, погибла. В те­чение 75 лет никто не знал место и обстоятельства её гибели, но благодаря экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» на­конец подводная лодка Щ-320 была обнаружена.

В честь М.Д. Калашникова в Угличе названа улица. Она находится в районе «Екатери­новки», между улицами Героев Советского Союза В.Г. Жолудева и В.М. Голубева, а пересекает её улица еще одного героя – В.И. Шаркова. Раньше в этом месте стоял вековой сосновый бор, в который любил бегать за гриба­ми маленький Миша. После войны, когда многие фронтовики демобилизовались, приехали в Углич, им негде было жить, было решено спилить вековые сосны и построить из них ветеранам дома. Потом этим улицам дали названия героев-угличан. В 1977 году, когда я начал работать участковым врачом, этот район входил в мой терапевтический участок. На участке проживало 80 участников и инвалидов войны и их семьи. Улица Ка­лашникова находится в цен­тре «Екатериновки». В Угличе сохранился и дом, в котором родился Михаил Калашников. Он находится по адресу: улица Октябрьская, дом 38. Дом ещё крепкий, деревянный двух­этажный. На его фасаде висит памятная мемориальная доска.

Валерий КУРОЧКИН

«Угличанин» №20 (524) от 24.05.2017 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить