24.05.2017 09:24
По сообщению ТАСС от 4 мая 2017 года, участниками экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» под руководством Константина Богданова обнаружены в Финском заливе две советские подводные лодки класса «Щука»: подводная лодка Щ-320, находившаяся на глубине 49 метров, и подводная лодка Щ-406 – на глубине 60 метров.
Краснознамённая дизель-электрическая подводная лодка Щ-320 (командир – капитан 3-го ранга Иван Макарович Вишневский, комиссар – угличанин Михаил Дмитриевич Калашников) ушла в поход в начале октября 1942 года и пропала. Имелось несколько версий её гибели, в том числе от вражеской мины. Экипаж из 40 человек известен, все они считались без вести пропавшими. Были разговоры, что лодка сдалась в плен немцам. Родственникам не выдавались пособия на погибших. Несмотря на это, два сына капитана Вишневского окончили военно-морское училище, стали военными моряками, надеялись, что лодку найдут на дне Балтийского моря.
Подводная лодка Щ-406 (командир – Герой Советского Союза капитан 3-го ранга Осипов Евгений Яковлевич) погибла при неизвестных обстоятельствах в 1943 году.
В результате работы экспедиции под руководством Константина Богданова, исследующей Финский залив по квадратам, выяснилось, что обе лодки обнаружены с помощью новейшего гидролокатора бокового обзора российского производства в одном месте (на удалении 500 метров друг от друга), в районе острова Большой Тютерс. Они погибли при форсировании немецкого минного заграждения «Морской ёж». Идентификация проводилась путём многочисленных погружений – разведывательных плаваний водолазов- дайверов, а также на основании конструктивных особенностей каждой из субмарин. Дайверы экспедиции установили детали и обстоятельства гибели подводных кораблей.
Подводная лодка Щ-320 подорвалась на мине носовой частью корпуса в районе 1-2 отсеков. Рядом лежат якоря от немецких мин и одна сохранившаяся немецкая мина. Видно, что командир пытался предпринять попытки уклониться от мины – руль лодки повёрнут налево. Вероятно, в кормовых отсеках после взрыва остались живы члены экипажа – из правого кормового аппарата вытолкали торпеду на 3/4 корпуса, но её перекосило и заклинило, поэтому выбраться на свободу через торпедный отсек никто не смог.
Подводная лодка Щ-406 подорвалась передней частью корпуса справа, пробоина находится почти полностью под грунтом и плохо доступна осмотру. Экипаж после взрыва выжил и пытался покинуть лодку: открыт рубочный люк, приоткрыт кормовой аварийный люк. Из финских источников известно, что вскоре после предполагаемой даты гибели лодки к острову Кристисаари прибило тело подводника в спасательном оборудовании. Он был похоронен на острове. Вероятнее всего, это был один из членов экипажа Щ-406: по течению и розе ветров того времени тело вышедшего с лодки подводника должно было дрейфовать именно в этом направлении.
Итак, 4 мая обнаружили две подводные лодки. Сразу сообщили об этом, страна узнала о находке. К месту трагедии из Кронштадта вышло судно Балтийского флота с представителями Западного военного округа, Морской духовной академии и журналистами. Дайверы экспедиции установили на корпусах погибших подлодок мемориальные доски с именами членов экипажей. 6 мая судно прибыло к островам. На острове Гогланд священники Морской духовной академии отслужили панихиду по погибшим морякам. Во второй половине дня все приплыли к месту трагедии – отдали воинские почести. Нанесли на карту места гибели подводных лодок, журналисты сняли телевизионный фильм о происходящих событиях. 8 мая по телеканалу «Звезда» фильм был показан, в нём были использованы как надводные, так и подводные видеоматериалы.
Цель акции – отдать дань памяти тем, кто в годы войны принял свой последний бой сначала на кораблях Черноморского флота, чьими могилами стали море и погибший корабль, а потом на кораблях Балтийского флота. Было обнаружено 9 подводных лодок.
Комиссар подводной лодки Щ-320 Михаил Дмитриевич Калашников родился в Угличе в 1910 году. Его судьба характерна для молодого человека той предвоенной поры. Учился в 1-й школе, был одним из первых пионеров, членом спортивного общества «Спарта». В 1927 году вступил в комсомол. После окончания школы переехал в Ярославль, работал закройщиком на обувной фабрике. В 1930 году по путёвке Ярославского обкома ВЛКСМ направлен на учёбу в Ленинградский сельхозинститут. Работал старшим агрономом Ярославского земельного отдела. В 1937-1939 годах был внештатным инструктором Ярославского обкома ВЛКСМ. В 1939 году вступил в партию. В феврале 1940 года был призван на военную службу, попал на флот. После краткосрочных курсов политработников был назначен комиссаром подводной лодки Щ-320 Балтийского флота.
Подводные лодки «Щ» получили во время войны наименование «Щука». Они известны по многим военным фильмам. Матросов и офицеров на них даже называли «щукарями». Они вступили в строй в середине 30-х годов и приняли участие в войне с Финляндией. Так вот, подводная лодка Щ-320 в той войне никак себя не проявила, поэтому было решено расформировать старый экипаж и набрать новый. Нужно было усилить морально- политическое воспитание новых матросов. В этой обстановке и попал на судно Михаил Калашников. Командиром лодки был назначен опытный офицер-подводник капитан 3-го ранга И.М. Вишневский. Командир и комиссар подводного корабля подружились, морская служба у них проходила успешно.
С первых дней войны подводная лодка Щ-320 громила фашистские суда, была одной из лучших. Большая роль в патриотическом воспитании экипажа принадлежала нашему земляку. Вот как рассказывает о нём адмирал В.Ф. Трибуц: «Калашников был не из числа искусных ораторов. Он разговаривал буднично, но слова его доходили до сердца».
13 сентября 1941 года за потопление немецкого транспорта М.Д. Калашников был награждён орденом Красной Звезды, за летний поход 1942 года награждён орденом Ленина. 23 октября 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Щ-320 была награждена орденом Красного Знамени. О том, что их корабль стал краснознамённым, ни командир, ни экипаж подводной лодки так и не узнали. 1 октября 1942 года Щ-320 вышла на позицию в район к западу от острова Борнхольм. Во время похода лодка на связь так и не вышла – значит, погибла. В течение 75 лет никто не знал место и обстоятельства её гибели, но благодаря экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» наконец подводная лодка Щ-320 была обнаружена.
В честь М.Д. Калашникова в Угличе названа улица. Она находится в районе «Екатериновки», между улицами Героев Советского Союза В.Г. Жолудева и В.М. Голубева, а пересекает её улица еще одного героя – В.И. Шаркова. Раньше в этом месте стоял вековой сосновый бор, в который любил бегать за грибами маленький Миша. После войны, когда многие фронтовики демобилизовались, приехали в Углич, им негде было жить, было решено спилить вековые сосны и построить из них ветеранам дома. Потом этим улицам дали названия героев-угличан. В 1977 году, когда я начал работать участковым врачом, этот район входил в мой терапевтический участок. На участке проживало 80 участников и инвалидов войны и их семьи. Улица Калашникова находится в центре «Екатериновки». В Угличе сохранился и дом, в котором родился Михаил Калашников. Он находится по адресу: улица Октябрьская, дом 38. Дом ещё крепкий, деревянный двухэтажный. На его фасаде висит памятная мемориальная доска.
Валерий КУРОЧКИН
«Угличанин» №20 (524) от 24.05.2017 года