На главную страницу



Из истории Царевского храмаВ нашем городе немало исторических и архитек­турных памятников. Для кого-то они – неприметная обыденность, кому-то по-настоящему дороги. У каж­дого старинного здания своя история, но наиболее богаты в этом отношении, конечно, церкви, связанные со многими событиями, хранившие в сво­их стенах уникальные произ­ведения искусства. История большинства из них хорошо известна, но далеко не во всех гранях. Изучение архивных документов даёт немало но­вых сведений.

Предлагаю коснуться истории одного из угличских храмов – церкви царевича Димитрия «на поле», фактов известных и пока незнакомых, тем более что прошлый год был юбилейным – 410 лет назад, 28 мая (3 июня) 1606 года, со­стоялось перенесение мощей царевича Димитрия из Углича в Москву.

По приказу взошедшего на престол царя Василия Шуйско­го в Углич прибыла высокопо­ставленная комиссия. Останки царевича были извлечены из каменной гробницы в Спа­со-Преображенском соборе. Потом, по словам Угличского летописца, «поднявше мощи его на носилы, и понесоша их из города Углича… несуше же их по Ростовской дороге на град Переяслав. И принесше на старый Дворец государев, быв­ший за Земляным городом… И ту стекошася вси граждане, многое множество их, от мала до велика. И поставиша мощи Царевичевы среди двора, и паки прощение и целование с покло­нением мощем Царевичевым сотвориша».

........................................................................................................................................................................................................................

НОВЫЙ ХРАМ СООРУЖАЛСЯ НЕ ТОЛЬКО В ПАМЯТЬ О ПЕРЕНЕ­СЕНИИ МОЩЕЙ, НО И ПОЛУЧАЛ СТАТУС КЛАДБИЩЕНСКОГО, ПОСКОЛЬКУ ОКОЛО НЕГО ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ РАЗМЕСТИТЬ ОДНО ИЗ ТРЁХ ОБЩЕГОРОДСКИХ КЛАДБИЩ. В ТОТ ПЕРИОД ЗАКРЫВАЛИСЬ ПОГОСТЫ У ПРИХОДСКИХ ЦЕРКВЕЙ И ЗАПРЕ­ЩАЛИСЬ ПОГРЕБЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ УГЛИЧА.

........................................................................................................................................................................................................................

Здесь на выезде из города на Ростовскую дорогу угличане в последний раз прощались с царевичем. Это действо проис­ходило не в чистом поле, а при существовавшем в тех местах загородном княжеском дворце. Позднее памятное место было отмечено часовней. В 1683 году горожане решили перенести из кремля от Спасского собо­ра обветшавшую деревянную тёплую церковь. Так на месте прощания с мощами был осно­ван новый храм.

С течением времени у горожан появляются желание и воз­можность взамен деревянной церкви возвести каменную, о чём священник Иоанн и бур­мистр Тимофей Некрасов с градскими людьми 10 сентября 1728 года подают челобитную ростовскому архиепископу Ге­оргию. 13 сентября последовал архиерейский указ на построе­ние вновь каменной церкви «в вышеявленное же именование святаго благовернаго царевича Димитрия». Основные расходы по возведению храма принял на себя посадский человек Михайло Волков, назначенный строителем, т.е. ктитором, рас­порядителем работ.

Но этот каменный храм ока­зался недолговечным, что могло объясняться расположением его в болотистой местности близ истока Каменного и Троицкого ручьёв. В конце XVIII столетия градское общество приняло решение о «разобрании при­шедшей в ветхость каменной Димитрия царевича с приде­лом св. мучеников Кирика и Улиты церкви и о построении вместо ея в тож именование и с тем же приделом каменной же церкви недалеко от ны­нешней, но только за валом городовым, дабы могло быть при той церкви кладбище». В ответ на прошение духовенства и горожан 8 июля 1798 года был дан указ Ярославской духовной консистории и архиепископа Арсения.

30 ноября поручители от го­родского общества священник Иоанн Александров, церков­ный строитель и староста посад­ский человек Михаил Дмитриев Толстиков заключили договор с крепостным крестьянином Алексеем Васильевым из Ярос­лавского уезда, вотчины секунд-майора А.К. Аргакова, деревни Лепенок. По договору подряд­чик обязался вновь построить каменную одноэтажную цер­ковь «по данному от священно и церковнослужителей и обы­вателей плану и фасаду, из при­готовляемаго ими материала».

Алексей Васильев должен был явиться на место стройки 8 мая 1799 года непременно и «пред­ставить самых лучших камен­ной работы мастеров не менее десяти человек или сколько потребно». Далее артель должна была копать рвы, закладывать бут, вести кирпичную кладку «самым прочным и чистым ма­стерством» по правилу, уголь­нику и отвесу, «без упущения всей архитектурии». В течение первого года следовало полно­стью выстроить нижний ярус храма, а в следующем, 1800 году завершить храмовую часть и колокольню.

Затем 20 октября 1802 года священник и выбранные от городского общества старосты Иван Григорьев Русинов и Иван Андреянов Вознесенский договорились с крестьянином Козьмой Яковлевым сыном Плоховым из Угличского уезда, вотчины статского советника П.Г. Демидова, деревни Валь­цова, о выполнении плотниц­ких работ. Он должен был в течение ноября и декабря с семью работниками за плату 150 рублей изготовить главы, крытые чешуей, поставить те­совые крыши, сделать карнизы с валиками и двойными суха­риками.

Здание храма было построе­но. Следующим этапом стало изготовление предалтарного иконостаса. Это важное дело осуществили мастера из Твер­ской губернии Весьегонского уезда дворовые люди Алексей Власов сын Волков и Ники­та Андреев. Первый получил вольную от княжны Е.Ф. Ме­щерской и желал записаться в угличское градское общество. Позднее он принимал заказы уже как угличский посадский.

25 июля 1807 года мастера заключили договор с градским главой Алексеем Вороновым, причтом храма и старостой Петром Масленниковым, в со­ответствии с которым обязались по собственному плану сделать иконостас «самой хорошей, прочной и чистой столярной работы» с отставными колон­нами, изготовить доски для икон, а также престол, амвон и клиросы. Работу следовало на­чать с 1 августа, а окончить в мае следующего, 1808 года.

В 1812 году известный живо­писец из села Тейкова Шуйской округи Владимирской губернии Тимофей Алексеев сын Медве­дев принял заказ на написание икон для иконостаса, стоимо­стью 1000 рублей.

В первую очередь был завер­шён размещённый в трапезной зимний храм во имя Святых мучеников Кирика и Улиты, освящённый 18 января 1802 года. Главный престол во име­нование Благоверного царевича князя Димитрия был освящён в 1814 году архимандритом Алексеевского монастыря Пал­ладием.

Но и после освящения прово­дились различные работы. Так, в 1822 году было завершено строительство трехъярусной ко­локольни. По всей видимости, её возводили подрядчики ка­менных дел из Балахнинского уезда Нижегородской губернии Егор Тихонов Катышев, Иван Васильев Зеленов и Яков Ива­нов Мунаев. Они же построили однотипную колокольню при церкви села Троицкого «что на Устье».

В 1826 году храм вместо дерева был покрыт железом. Тогда мог­ли быть изготовлены и новые главы на железном каркасе. В 1827 году на средства церков­ного старосты «купецкого сына» Алексея Иванова Русинова и других жертвователей вызоло­чены на полимент иконостасы.

Так в течение длительного времени мастерами из многих мест строился и украшался один из угличских храмов. Почти все сделанное ими сохрани­лось до наших дней, поскольку в советский период церковь царевича Димитрия «на поле» единственная в городе избежала закрытия и сохранила целост­ное убранство. Было время, когда только здесь угличане встречали церковные праздни­ки, о чем актуально вспомнить после одного из важнейших двунадесятых праздников – Крещения Господня. Не всегда на Волге устраивалась иордань, но было место, где не прекраща­лась молитва.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №4 (508) от 01.02.2017 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить