01.02.2017 11:06
В нашем городе немало исторических и архитектурных памятников. Для кого-то они – неприметная обыденность, кому-то по-настоящему дороги. У каждого старинного здания своя история, но наиболее богаты в этом отношении, конечно, церкви, связанные со многими событиями, хранившие в своих стенах уникальные произведения искусства. История большинства из них хорошо известна, но далеко не во всех гранях. Изучение архивных документов даёт немало новых сведений.
Предлагаю коснуться истории одного из угличских храмов – церкви царевича Димитрия «на поле», фактов известных и пока незнакомых, тем более что прошлый год был юбилейным – 410 лет назад, 28 мая (3 июня) 1606 года, состоялось перенесение мощей царевича Димитрия из Углича в Москву.
По приказу взошедшего на престол царя Василия Шуйского в Углич прибыла высокопоставленная комиссия. Останки царевича были извлечены из каменной гробницы в Спасо-Преображенском соборе. Потом, по словам Угличского летописца, «поднявше мощи его на носилы, и понесоша их из города Углича… несуше же их по Ростовской дороге на град Переяслав. И принесше на старый Дворец государев, бывший за Земляным городом… И ту стекошася вси граждане, многое множество их, от мала до велика. И поставиша мощи Царевичевы среди двора, и паки прощение и целование с поклонением мощем Царевичевым сотвориша».
........................................................................................................................................................................................................................
НОВЫЙ ХРАМ СООРУЖАЛСЯ НЕ ТОЛЬКО В ПАМЯТЬ О ПЕРЕНЕСЕНИИ МОЩЕЙ, НО И ПОЛУЧАЛ СТАТУС КЛАДБИЩЕНСКОГО, ПОСКОЛЬКУ ОКОЛО НЕГО ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ РАЗМЕСТИТЬ ОДНО ИЗ ТРЁХ ОБЩЕГОРОДСКИХ КЛАДБИЩ. В ТОТ ПЕРИОД ЗАКРЫВАЛИСЬ ПОГОСТЫ У ПРИХОДСКИХ ЦЕРКВЕЙ И ЗАПРЕЩАЛИСЬ ПОГРЕБЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ УГЛИЧА.
........................................................................................................................................................................................................................
Здесь на выезде из города на Ростовскую дорогу угличане в последний раз прощались с царевичем. Это действо происходило не в чистом поле, а при существовавшем в тех местах загородном княжеском дворце. Позднее памятное место было отмечено часовней. В 1683 году горожане решили перенести из кремля от Спасского собора обветшавшую деревянную тёплую церковь. Так на месте прощания с мощами был основан новый храм.
С течением времени у горожан появляются желание и возможность взамен деревянной церкви возвести каменную, о чём священник Иоанн и бурмистр Тимофей Некрасов с градскими людьми 10 сентября 1728 года подают челобитную ростовскому архиепископу Георгию. 13 сентября последовал архиерейский указ на построение вновь каменной церкви «в вышеявленное же именование святаго благовернаго царевича Димитрия». Основные расходы по возведению храма принял на себя посадский человек Михайло Волков, назначенный строителем, т.е. ктитором, распорядителем работ.
Но этот каменный храм оказался недолговечным, что могло объясняться расположением его в болотистой местности близ истока Каменного и Троицкого ручьёв. В конце XVIII столетия градское общество приняло решение о «разобрании пришедшей в ветхость каменной Димитрия царевича с приделом св. мучеников Кирика и Улиты церкви и о построении вместо ея в тож именование и с тем же приделом каменной же церкви недалеко от нынешней, но только за валом городовым, дабы могло быть при той церкви кладбище». В ответ на прошение духовенства и горожан 8 июля 1798 года был дан указ Ярославской духовной консистории и архиепископа Арсения.
30 ноября поручители от городского общества священник Иоанн Александров, церковный строитель и староста посадский человек Михаил Дмитриев Толстиков заключили договор с крепостным крестьянином Алексеем Васильевым из Ярославского уезда, вотчины секунд-майора А.К. Аргакова, деревни Лепенок. По договору подрядчик обязался вновь построить каменную одноэтажную церковь «по данному от священно и церковнослужителей и обывателей плану и фасаду, из приготовляемаго ими материала».
Алексей Васильев должен был явиться на место стройки 8 мая 1799 года непременно и «представить самых лучших каменной работы мастеров не менее десяти человек или сколько потребно». Далее артель должна была копать рвы, закладывать бут, вести кирпичную кладку «самым прочным и чистым мастерством» по правилу, угольнику и отвесу, «без упущения всей архитектурии». В течение первого года следовало полностью выстроить нижний ярус храма, а в следующем, 1800 году завершить храмовую часть и колокольню.
Затем 20 октября 1802 года священник и выбранные от городского общества старосты Иван Григорьев Русинов и Иван Андреянов Вознесенский договорились с крестьянином Козьмой Яковлевым сыном Плоховым из Угличского уезда, вотчины статского советника П.Г. Демидова, деревни Вальцова, о выполнении плотницких работ. Он должен был в течение ноября и декабря с семью работниками за плату 150 рублей изготовить главы, крытые чешуей, поставить тесовые крыши, сделать карнизы с валиками и двойными сухариками.
Здание храма было построено. Следующим этапом стало изготовление предалтарного иконостаса. Это важное дело осуществили мастера из Тверской губернии Весьегонского уезда дворовые люди Алексей Власов сын Волков и Никита Андреев. Первый получил вольную от княжны Е.Ф. Мещерской и желал записаться в угличское градское общество. Позднее он принимал заказы уже как угличский посадский.
25 июля 1807 года мастера заключили договор с градским главой Алексеем Вороновым, причтом храма и старостой Петром Масленниковым, в соответствии с которым обязались по собственному плану сделать иконостас «самой хорошей, прочной и чистой столярной работы» с отставными колоннами, изготовить доски для икон, а также престол, амвон и клиросы. Работу следовало начать с 1 августа, а окончить в мае следующего, 1808 года.
В 1812 году известный живописец из села Тейкова Шуйской округи Владимирской губернии Тимофей Алексеев сын Медведев принял заказ на написание икон для иконостаса, стоимостью 1000 рублей.
В первую очередь был завершён размещённый в трапезной зимний храм во имя Святых мучеников Кирика и Улиты, освящённый 18 января 1802 года. Главный престол во именование Благоверного царевича князя Димитрия был освящён в 1814 году архимандритом Алексеевского монастыря Палладием.
Но и после освящения проводились различные работы. Так, в 1822 году было завершено строительство трехъярусной колокольни. По всей видимости, её возводили подрядчики каменных дел из Балахнинского уезда Нижегородской губернии Егор Тихонов Катышев, Иван Васильев Зеленов и Яков Иванов Мунаев. Они же построили однотипную колокольню при церкви села Троицкого «что на Устье».
В 1826 году храм вместо дерева был покрыт железом. Тогда могли быть изготовлены и новые главы на железном каркасе. В 1827 году на средства церковного старосты «купецкого сына» Алексея Иванова Русинова и других жертвователей вызолочены на полимент иконостасы.
Так в течение длительного времени мастерами из многих мест строился и украшался один из угличских храмов. Почти все сделанное ими сохранилось до наших дней, поскольку в советский период церковь царевича Димитрия «на поле» единственная в городе избежала закрытия и сохранила целостное убранство. Было время, когда только здесь угличане встречали церковные праздники, о чем актуально вспомнить после одного из важнейших двунадесятых праздников – Крещения Господня. Не всегда на Волге устраивалась иордань, но было место, где не прекращалась молитва.
Евгений ЛИУКОНЕН
«Угличанин» №4 (508) от 01.02.2017 года