26.10.2016 13:14
В 1929 году в Угличе снимали фильм «Крупная неприятность». Никому из угличан, свидетелей и участников массовок, вероятно, так и не удалось увидеть его на экране. Вскоре после выхода фильм был отправлен «на полку», а в 30-е годы некоторые члены съёмочной группы попали в опалу, как и многие деятели искусства, да и сами фильмы тех лет. Нигде у нас не осталось письменных свидетельств, исчезли из угличского архива газеты 20-х годов, а документы о киносъёмках в Угличе никто не искал. Но удалось записать воспоминания угличан, живых свидетелей съёмок: Марии Ивановны Тихомировой (1917 г.р.) и Маргариты Викторовны Калашниковой (1923 г.р.).
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ
Фильм «Крупная неприятность» снимался в трёх городах: Угличе, Калуге и Новочеркасске. Места съёмок в Угличе в некоторых фрагментах узнаваемы. Это кадры, снятые у Воскресенского монастыря, церкви Рождества Иоанна Предтечи, на берегу Волги в районе Селивановского ручья, у некоторых городских зданий. Но снятого материала в Угличе сохранилось меньше, чем калужского. Можно предположить, что были утрачены, а может быть, где-то затеряны, самые яркие угличские кадры, связанные со сценами в церквах. Тот факт, что из шести частей от фильма осталось четыре, не позволяет нам составить о нём полное представление. Выпадают середина и конец всего сценария. Но для нас этот фильм интересен возможностью увидеть живые лица угличан начала ХХ века. Мы можем сопоставить события, показанные в сценах художественного фильма, с реальными историческими событиями, происходившими в нашем городе и в стране в целом.
20-е годы в Угличе описаны ярко и почти документально всего в нескольких литературных произведениях: в повести «Углич» Ольги Берггольц и в повести «Красное дерево» Бориса Пильняка. Отражённые в них нравы и бытовые подробности угличской жизни совпадают с образами и некоторыми событийными подробностями уездного города Отшиба, где происходят события в фильме «Крупная неприятность». Подтверждение этого сходства можно найти в документах угличского архива 20-х годов, где отображена борьба молодой советской власти с религией и «пережитками прошлого», и на хранящихся в фондах нашего музея и в личных архивах угличан фотографиях молодых угличских «синеблузников» – воинствующих атеистов. То же можно отметить и относительно образов представителей коренного населения, воспитанного в многовековых православных традициях, которым противостоят строители нового мира. В фильме «Крупная неприятность» показано, как в разорённых церквах устраивались клубы, где стены со старинными росписями молодёжь увешивала революционными плакатами и устраивала репетиции самодеятельного агиттеатра.
Первый революционный клуб им. К. Маркса в Угличе тоже был устроен в Богоявленской церкви кремля и существовал там довольно долго. До сих пор старожилы Углича помнят предводителя угличских воинствующих безбожников А.М. Лобашкова. О нём М.И. Тихомирова рассказывала как об устроителе кощунственных «крестных ходов», с пением неприличных частушек про попов, и шутейных «венчаний» в церквах, которые уже были закрыты, а священники из которых изгнаны. Старые люди осуждали эти хулиганства, а молодёжь устремлялась в новую жизнь, не боясь последствий. Никто тогда, увлечённый стремительным потоком революционных перемен, не мог даже представить, что не пройдет и века, как история повернёт вспять. И вместо разрушенных церквей построят новые, а вместо сброшенных разбитых колоколов отольют и повесят другие. А молодожёны снова будут венчаться и крестить своих детей в церквах. Хотя автомобили на улицах безвозвратно победят извозчиков с телегами.
Кстати, об автобусе, который не только использовался в съёмках фильма, но, по сути, был одним из главных героев. Ведь первое название фильма – «Золотая колесница» – относится именно к нему – воплощению мечты молодых о счастье, жизни в мире прогресса, скоростей, стремлении побеждать старое, рутинное,безоглядно и без сожаления. Так, в любовном треугольнике, по сюжету фильма, девушка отдаёт предпочтение бравому шофёру шикарного автобуса, а не простому извозчику конной пролётки. Исторические аналогии узнаваемы нами и сейчас, не правда ли?
Обратить внимание на автобус, как на некий персонаж фильма, меня подвигло письмо исследователя Михаила Владимировича Соколова. Цитирую: «Занимаюсь архивными изысканиями по теме автотранспорта российской глубинки. С интересом прочёл на сайте Ваше сообщение по фильму «Крупная неприятность», и у меня возник вопрос: не подскажете ли, сцены с автобусом и его проездами были тоже сняты в Угличе? Или автобус, как и железную дорогу, сняли отдельно где-то в другом месте? Дело в том, что автобус этот отечественный, весьма редкой марки, и хотелось бы знать, где именно его тогда снимали. От себя добавлю, что такие автобусы Я-3 изготавливали в 1927-28 годах. Шасси делали в Ярославле, а кузова строил московский завод АМО. Построили их от силы два десятка машин, не больше. Это был второй автобус советской постройки. Так как к 1930 году он был уже не новым, его могли купить или арендовать на время для съёмок в какой-то транспортной организации. В какой – остается загадкой, но, скорее всего, в Москве. Кроме кадров фильма, сохранилось лишь четыре фотоизображения (скверного качества) такого автобуса, а чертежи и технические характеристики и вовсе отсутствуют. Так что и с этой стороны фильм уникальный».
Я ответила М.В. Соколову, что про автобус в воспоминаниях участников съёмок, записанных историком кино В.В. Соловьёвым, сказано немного. И уже вряд ли где еще что-то найдётся. Там упомянут этот автобус как один из первых ярославских, на котором съёмочная группа уехала в Калугу после Углича. Возможно, она приехала на нём из Москвы, т.к. в Угличе железной дороги в 1929 году не было.
Мария Ивановна Тихомирова рассказывала (в 2003 году), как на улице Крестовоздвиженской, ныне Октябрьской, в их доме в 1929 году квартировали артисты киногруппы. Самой Марии Ивановне было в то время 12 лет. У неё с тех времён осталась фотография с надписью «На долгую память Марусе». Подписи – Мощевитин, Градополов, Юля Солнцева (это имя приписано карандашом).
Со слов Марии Ивановны, по сюжету фильма главные герои, парень с девушкой, должны были пожениться. Родители заставляли их венчаться в церкви, а венчаться им нельзя – комсомольцы. От этого якобы и была крупная неприятность. Для сцены венчания приглашали настоящего священника, но он отказался. И роль священника исполнил Григорий Русинов, он был певчим при церкви.
Актёр К.Д. Градополов, исполнявший роль жениха, вспоминала Мария Ивановна, был физкультурником. Он каждое утро выпивал до 10 яиц и бегал вокруг Алексеевского монастыря. Актер Мощевитин в те годы был художником в журнале «Мурзилка». С сыном актёра К. Градополова, тоже актёром, Мария Ивановна встречалась в Ярославле в начале 1980-х. Прочитала в газете, что в Ярославле, в клубе рядом с Волковским театром, будет концерт заслуженных артистов республики, в том числе Константина Градополова. Поехала в Ярославль, с дочкой и зятем пошли на концерт. Концерт был музыкальный, и маленькая постановка была. В антракте подошли к артистам, заговорили с Градополовым. Это оказался Константин Константинович, актёр МХАТа, сын Градополова-старшего. Он рассказал, что отец его умер. Константин Дмитриевич Градополов возглавлял комитет по физкультуре и спорту и был заслуженным мастером спорта, а сцену оставил.
– Мне было шесть лет в 1929 году, – рассказывает вторая жительница с Крестовоздвиженской улицы Маргарита Викторовна Калашникова. – Я слышала такие разговоры. Мама говорила, что там, в церкви, чего- то будут снимать. (Речь о Крестовоздвиженской – Селунской церкви, что стояла на Октябрьской улице возле Алексеевского монастыря. – Прим. автора). К маме моей тоже приходили, приглашали сниматься. Помню, что приглашали для участия в этом фильме и монашек, которые жили у Ожеговых внизу. К нам приходили монахини Саша, Паша и ещё старшая из монашек. Еще такая дама была в городе, которая дружбу водила с моей бабушкой Александрой Александровной. Фамилию дамы помню – Башилова. Все говорили: вот Башилиху пригласили. А уж кого там она играла, не знаю. Помню, и мы куда-то ходили. Нам было любопытно. Ой, тогда в городе была такая суматоха! Сначала обсуждал народ, как это – приедут из Москвы... А потом приехали... Они чего-то к церкви присматривались, ходили туда. Церковь Селунскую я хорошо помню, потому что меня причащаться водили на второй этаж. Я думаю, что Алексей Дмитриевич (режиссер Попов – Прим. автора) выбирал место, и хотели тут что-то снимать. Они у нас жили. У нас было места много в доме, всем хватало.
Артисты любили отдыхать у нас в беседке. Я помню, мама им еду подавала, нас, детей, оттуда выгоняла, потому что мы устраивали гвалт. Я была миловидной маленькой девочкой, сидела на коленях у Алексея Дмитриевича. Он меня угощал маленькими шоколадками. У него был сын Андрей. Не помню, с какого он года был, но мама мне говорила, что Алексей Дмитриевич говорил ей про меня, что вот, мол, для его сына растёт такая хорошая невеста. Потом, в Москве, я ходила в театр Советской Армии и много спектаклей с участием актёра Андрея Алексеевича Попова смотрела.
Съёмки фильма были летом. Моему брату было 12 лет, на шесть лет был меня старше, вот он бегал к Воскресенскому монастырю. Там на галереях кино снимали. Говорил, что их, ребят, там приглашали в массовку какую-то. Кстати, первым об этом фильме узнал мой братишка. Они там бегали, и он услышал разговоры. Потом, после съёмок, сколько-то копеек им давали на мороженое. Тогда мороженщик по улице ездил, и мороженое в вафельках продавал. Это было большое лакомство...
.....................................................................................................................................................................................................................
АННОТАЦИЯ НА КИНОСАЙТЕ
«КРУПНАЯ НЕПРИЯТНОСТЬ» – КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ. ТИТРЫ МИХАИЛА ЗОЩЕНКО. СОЮЗКИНО, 1930. СТРАНА: СССР. РЕЖИССЕРЫ: МИХАИЛ КАРОСТИН, АЛЕКСЕЙ ПОПОВ. СЦЕНАРИЙ – АЛЕКСЕЙ ПОПОВ. ОПЕРАТОР – ВЛАДИМИР СОЛОДОВНИКОВ. ХУДОЖНИК – ДМИТРИЙ КОЛУПАЕВ. ЖАНР: КОМЕДИЯ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 67 МИН. ФИЛЬМ СОХРАНИЛСЯ БЕЗ 3 И 6 ЧАСТЕЙ.
В РОЛЯХ: КОНСТАНТИН ГРАДОПОЛОВ, ДМИТРИЙ МОЩЕВИТИН, БОРИС ШУХМИН, АНДРЕЙ ВОЙНОВСКИЙ, Е.ЭЛЬГИН, ЕВЛАМПИЯ ОЛЬГИНА.
СЮЖЕТ: КОНЕЦ 1920-Х ГОДОВ. ПО ИНИЦИАТИВЕ КОМСОМОЛЬЦЕВ ОТДАЛЁННЫЙ ГОРОДОК СОЕДИНЯЕТСЯ АВТОБУСНОЙ ЛИНИЕЙ С ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ СТАНЦИЕЙ, ЧТО ВЫЗЫВАЕТ НЕДОВОЛЬСТВО МЕСТНЫХ ИЗВОЗЧИКОВ НА КОННЫХ ПРОЛЁТКАХ. КИНОКОМЕДИЯ О ЖИТЕЛЯХ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДКА ОТШИБА, КУДА ОДНОВРЕМЕННО ПРИЕЗЖАЮТ ПРОПАГАНДИСТ И АРХИЕРЕЙ, С КОТОРЫМИ И ПРОИСХОДЯТ ВЕСЁЛЫЕ НЕДОРАЗУМЕНИЯ.
.....................................................................................................................................................................................................................
РЕЖИССЁР И СЦЕНАРИСТ – О ФИЛЬМЕ
Режиссёром фильма «Крупная неприятность» был Алексей Дмитриевич Попов (1892– 1961). Это известный советский актёр, театральный режиссёр, теоретик театра, педагог. Народный артист СССР (1948). Лауреат трёх Сталинских премий (1943, 1950, 1951 гг.). Работал в Театре им. Е. Вахтангова, Театре Революции, Центральном театре Советской Армии. В 1972 году были учреждены золотая и серебряная медали имени А.Д. Попова, присуждаемые ежегодно творческим работникам театра. В своей книге «Воспоминания и размышления о театре» А.Д. Попов вспоминает о своей работе в кино: «Вскоре после удачной пробы в кино я поставил вторую кинокомедию – «Крупная неприятность» – с очень смешным, как мне казалось, сюжетом. Действие разворачивалось в небольшом богомольном городке вроде Углича (там и снимали)... Было много смешных моментов. Сам я играл эпизодическую роль режиссёра драмкружка».
Андрей Алексеевич Попов – сын А.Д. Попова – народный артист СССР, режиссёр, педагог. С 1968 года преподавал в ГИТИСе, профессор (в фильме «Крупная неприятность» играл ученика). Среди известных работ актёра – отец Ольги (Берггольц) («Дневные звёзды», 1968). Фильм снимался в Угличе в 1966 году.
Из воспоминаний Михаил Степановича Каростина, сценариста, второго режиссёра:
«По инициативе Алексея Дмитриевича Попова город Отшиб решили снимать в Угличе. Там много церквей, и выглядел Углич в двадцатые годы вполне заштатным городом. Правда, жители его совершенно не страдали киноманией, и сниматься в церкви желающих не находилось. Угличане мрачно следили за приготовлением к съёмкам. Одну из церквей мы вынуждены были с помощью плакатов и всевозможных надписей превратить в клуб, что, естественно, вызвало среди богомольных горожан протест. Старушки, крестясь, называли нас богохульниками и осквернителями. Дело дошло до того, что в одиночку появляться вечером в городе люди из съёмочной группы не рисковали».
МИХАИЛ ЗОЩЕНКО ДЛЯ УСПЕХА ФИЛЬМА
Делясь своими воспоминаниями о фильме «Крупная неприятность», М.С Каростин упомянул имя, которое поначалу не афишировалось, – Михаил Зощенко:
«Картина-то немая, и для успеха фильма нам нужны были первоклассные титры. Мы надеялись привлечь к их написанию какого-нибудь интересного писателя. Я подумал о Михаиле Зощенко. Он жил в Ленинграде, но почти каждый месяц бывал в Москве. Я обратился за помощью к Виктору Шкловскому, и тот отправил Зощенко в Ленинград телеграмму с приглашением неофициально поработать в нашем фильме. Михаил Михайлович ответил согласием (я рассказываю вам вещи, почти никому не известные – ведь имени Зощенко нет в титрах, он был за штатом нашей группы).
В назначенное время Михаил Михайлович был в просмотровой. Он вынул из бокового кармана костюма маленькие голубые листочки, исписанные мелким красивым почерком и, глядя на экран, стал читать сочинённые им надписи. Уже самая первая задавала всей картине комедийную интонацию:
– ИСТОРИЯ ГОРОДА ОТШИБА ТЕРЯЕТСЯ В СЕДОЙ ДРЕВНОСТИ. ВПЕРВЫЕ О НЕМ УПОМИНАЕТСЯ В ЛЕТОПИСЯХ XIII ВЕКА. ПОЛОНИЛИ ЕГО ТАТАРЫ, ЖГЛИ ПОЛЯКИ, ПРОИГРЫВАЛ В КАРТЫ ГРИШКА ОТРЕПЬЕВ…
Фраза меня совершенно покорила, я был готов подписать к оплате всю его работу, не глядя дальше. То, что он сделал, абсолютно точно совпадало с нашим замыслом. Титры были сочные, острые! Покорённый работой Михаила Михайловича, я не стеснялся высказывать ему своё восхищение в самых высоких эпитетах.
Вторая надпись гласила:
– СЕМЬСОТ ЛЕТ ДРЕМАЛ ГОРОД ОТШИБ ПОД МАЛИНОВЫЕ ЗВОНЫ СВОИХ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ЦЕРКВЕЙ. КУПЦЫ ТОРГОВАЛИ. ПОПЫ БЛАГОСЛОВЛЯЛИ. А ПРОЧЕЕ НАСЕЛЕНИЕ СПАЛО, РОЖАЛО И ПОМИРАЛО…
Надписи давали точную и краткую характеристику каждого действующего лица.
Слушая Зощенко, мы с Поповым буквально катались от смеха по полу. Вот, к примеру, своеобразный манифест извозчиков, тонко цитирующий самый главный идеологический призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»:
– ГОСПОДА ПОСТОЯННЫЕ СЕДОКИ, ДА ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ ПРОИСХОДИТ? БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, НЕ ЕЗДИТЕ НА АВТОБУСЕ. ТО У НИХ БЕНЗИНА НЕ БУДЕТ, ТО ОНИ ВАС ОПРЕДЕЛЕННО В КАНАВУ ВЫТРУСЯТ И ЗАСТАВЯТ ВАШИХ СИРОТОК ПРОЛИВАТЬ СЛЕЗЫ. НЕ МОЖЕТ ТАКОЙ КРУПНЫЙ АППАРАТ ХОДИТЬ ПО НАШИМ СОВЕТСКИМ ПУТЯМ. ГОСПОДА ПОСТОЯННЫЕ СЕДОКИ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ. ИЗВИНЯЮСЬ, КОМИТЕТ ИЗВОЗЧИКОВ.
Или реплика руководителя драмкружка:
– ПОСКОЛЬКУ ВЫ СЕЛЬКОР, НАДО ПОМИРАТЬ БОЛЕЕ СОЗНАТЕЛЬНО. ОТСТАВИТЬ. УМРИ ЕЩЁ РАЗ.
Бесконечно благодарные Зощенко, мы расстались с ним. (Кстати, у публики, даже не подозревавшей об участии в фильме Зощенко, титры вызывали восторг)».
ПЛАНЫ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ ФИЛЬМА
Известный композитор и историк кино Владимир Владимирович Соловьёв мечтал продолжить поиски сведений о фильме «Крупная неприятность». У него были большие связи в среде творческих людей. Он ждал, что в Угличе появятся какие-то новые находки, воспоминания, свидетельства событий 1929 года, когда здесь работали замечательные режиссёры и актёры начала ХХ века. Надеялся, что осуществятся его планы по реконструкции фильма. Он написал: «Я нашёл и монтажный план, и сценарий, и пять частей из шести (первая часть утеряна) фильма «Крупная неприятность», который может быть доснят, исходя из материалов фильма и с новыми актёрами, озвучен и покрашен». Но в 2015 году В.В. Соловьёв, к сожалению, ушёл из жизни. Его мечты, возможно, осуществит кто-то другой, может, доведётся и угличанам принять участие в возрождении уникального кинофильма.
Ольга ГОРОДЕЦКАЯ
«Угличанин» №42 (495) от 26.10.2016 года