На главную страницу



«Крупная неприятность» в УгличеВ 1929 году в Угличе снимали фильм «Крупная неприят­ность». Никому из угличан, свидетелей и участников массовок, вероятно, так и не удалось увидеть его на экране. Вскоре после выхода фильм был отправлен «на полку», а в 30-е годы некоторые члены съёмочной группы попали в опалу, как и многие деятели искусства, да и сами филь­мы тех лет. Нигде у нас не осталось письменных свиде­тельств, исчезли из угличско­го архива газеты 20-х годов, а документы о киносъёмках в Угличе никто не искал. Но удалось записать воспомина­ния угличан, живых свидете­лей съёмок: Марии Ивановны Тихомировой (1917 г.р.) и Маргариты Викторовны Ка­лашниковой (1923 г.р.).

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Фильм «Крупная неприятность» снимался в трёх городах: Угличе, Калуге и Новочеркасске. Места съёмок в Угличе в некоторых фрагментах узнаваемы. Это кадры, снятые у Воскресенского монастыря, церкви Рождества Иоанна Предтечи, на берегу Волги в районе Селивановского ручья, у некоторых городских зданий. Но снятого материала в Угличе сохранилось меньше, чем калужского. Можно пред­положить, что были утрачены, а может быть, где-то затеряны, самые яркие угличские кадры, связанные со сценами в церквах. Тот факт, что из шести частей от фильма осталось четыре, не по­зволяет нам составить о нём пол­ное представление. Выпадают середина и конец всего сценария. Но для нас этот фильм интересен возможностью увидеть живые лица угличан начала ХХ века. Мы можем сопоставить события, показанные в сценах художе­ственного фильма, с реальными историческими событиями, про­исходившими в нашем городе и в стране в целом.

20-е годы в Угличе описаны ярко и почти документально всего в нескольких литератур­ных произведениях: в повести «Углич» Ольги Берггольц и в по­вести «Красное дерево» Бориса Пильняка. Отражённые в них нравы и бытовые подробности угличской жизни совпадают с образами и некоторыми собы­тийными подробностями уездно­го города Отшиба, где происхо­дят события в фильме «Крупная неприятность». Подтверждение этого сходства можно найти в до­кументах угличского архива 20-х годов, где отображена борьба мо­лодой советской власти с религи­ей и «пережитками прошлого», и на хранящихся в фондах на­шего музея и в личных архивах угличан фотографиях молодых угличских «синеблузников» – воинствующих атеистов. То же можно отметить и относительно образов представителей корен­ного населения, воспитанного в многовековых православных традициях, которым противо­стоят строители нового мира. В фильме «Крупная неприят­ность» показано, как в разо­рённых церквах устраивались клубы, где стены со старинными росписями молодёжь увешивала революционными плакатами и устраивала репетиции самодея­тельного агиттеатра.

Первый революционный клуб им. К. Маркса в Угличе тоже был устроен в Богоявленской церкви кремля и существо­вал там довольно долго. До сих пор старожилы Углича пом­нят предводителя угличских воинствующих безбожников А.М. Лобашкова. О нём М.И. Тихомирова рассказывала как об устроителе кощунственных «крестных ходов», с пением не­приличных частушек про попов, и шутейных «венчаний» в церк­вах, которые уже были закрыты, а священники из которых из­гнаны. Старые люди осуждали эти хулиганства, а молодёжь устремлялась в новую жизнь, не боясь последствий. Никто тогда, увлечённый стремительным по­током революционных перемен, не мог даже представить, что не пройдет и века, как история повернёт вспять. И вместо раз­рушенных церквей построят новые, а вместо сброшенных разбитых колоколов отольют и повесят другие. А молодожёны снова будут венчаться и крестить своих детей в церквах. Хотя авто­мобили на улицах безвозвратно победят извозчиков с телегами.

Автобус, который использовался на съёмках, был редкой марки Я–3, шасси для него делали в Ярославле, а кузова строил московский завод АМОАВТОБУС КАК ГЕРОЙ

Кстати, об автобусе, который не только использовался в съём­ках фильма, но, по сути, был одним из главных героев. Ведь первое название фильма – «Зо­лотая колесница» – относится именно к нему – воплощению мечты молодых о счастье, жиз­ни в мире прогресса, скоростей, стремлении побеждать старое, рутинное,безоглядно и без со­жаления. Так, в любовном тре­угольнике, по сюжету фильма, девушка отдаёт предпочтение бравому шофёру шикарного ав­тобуса, а не простому извозчику конной пролётки. Исторические аналогии узнаваемы нами и сей­час, не правда ли?

Обратить внимание на автобус, как на некий персонаж фильма, меня подвигло письмо исследо­вателя Михаила Владимировича Соколова. Цитирую: «Занима­юсь архивными изысканиями по теме автотранспорта российской глубинки. С интересом прочёл на сайте Ваше сообщение по филь­му «Крупная неприятность», и у меня возник вопрос: не под­скажете ли, сцены с автобусом и его проездами были тоже сняты в Угличе? Или автобус, как и же­лезную дорогу, сняли отдельно где-то в другом месте? Дело в том, что автобус этот отечественный, весьма редкой марки, и хотелось бы знать, где именно его тогда снимали. От себя добавлю, что та­кие автобусы Я-3 изготавливали в 1927-28 годах. Шасси делали в Ярославле, а кузова строил мо­сковский завод АМО. Построили их от силы два десятка машин, не больше. Это был второй автобус советской постройки. Так как к 1930 году он был уже не новым, его могли купить или арендовать на время для съёмок в какой-то транспортной организации. В какой – остается загадкой, но, скорее всего, в Москве. Кроме кадров фильма, сохранилось лишь четыре фотоизображения (скверного качества) такого ав­тобуса, а чертежи и технические характеристики и вовсе отсут­ствуют. Так что и с этой стороны фильм уникальный».

Я ответила М.В. Соколову, что про автобус в воспоминаниях участников съёмок, записанных историком кино В.В. Соловьё­вым, сказано немного. И уже вряд ли где еще что-то найдётся. Там упомянут этот автобус как один из первых ярославских, на котором съёмочная группа уехала в Калугу после Углича. Возможно, она приехала на нём из Москвы, т.к. в Угличе желез­ной дороги в 1929 году не было.

Старожилы Углича М.И. Тихомирова и М.В. Калашникова были свидетелями съёмок фильма «Крупная неприятность» в 1929 годуПО ВОСПОМИНАНИЯМ СТАРОЖИЛОВ

Мария Ивановна Тихомирова рассказывала (в 2003 году), как на улице Крестовоздвиженской, ныне Октябрьской, в их доме в 1929 году квартировали арти­сты киногруппы. Самой Марии Ивановне было в то время 12 лет. У неё с тех времён осталась фотография с надписью «На дол­гую память Марусе». Подписи – Мощевитин, Градополов, Юля Солнцева (это имя приписано карандашом).

Со слов Марии Ивановны, по сюжету фильма главные герои, парень с девушкой, должны были пожениться. Родители за­ставляли их венчаться в церкви, а венчаться им нельзя – комсо­мольцы. От этого якобы и была крупная неприятность. Для сцены венчания приглашали настоящего священника, но он отказался. И роль священника исполнил Григорий Русинов, он был певчим при церкви.

Актёр К.Д. Градополов, испол­нявший роль жениха, вспомина­ла Мария Ивановна, был физ­культурником. Он каждое утро выпивал до 10 яиц и бегал вокруг Алексеевского монастыря. Актер Мощевитин в те годы был худож­ником в журнале «Мурзилка». С сыном актёра К. Градополова, тоже актёром, Мария Ивановна встречалась в Ярославле в на­чале 1980-х. Прочитала в газете, что в Ярославле, в клубе рядом с Волковским театром, будет концерт заслуженных артистов республики, в том числе Кон­стантина Градополова. Поехала в Ярославль, с дочкой и зятем пошли на концерт. Концерт был музыкальный, и маленькая постановка была. В антракте подошли к артистам, заговорили с Градополовым. Это оказался Константин Константинович, актёр МХАТа, сын Градополо­ва-старшего. Он рассказал, что отец его умер. Константин Дми­триевич Градополов возглавлял комитет по физкультуре и спорту и был заслуженным мастером спорта, а сцену оставил.

– Мне было шесть лет в 1929 году, – рассказывает вторая жительница с Крестовоздви­женской улицы Маргарита Викторовна Калашникова. – Я слышала такие разговоры. Мама говорила, что там, в церкви, чего- то будут снимать. (Речь о Кре­стовоздвиженской – Селунской церкви, что стояла на Октябрь­ской улице возле Алексеевского монастыря. – Прим. автора). К маме моей тоже приходили, приглашали сниматься. Помню, что приглашали для участия в этом фильме и монашек, кото­рые жили у Ожеговых внизу. К нам приходили монахини Саша, Паша и ещё старшая из монашек. Еще такая дама была в городе, которая дружбу водила с моей бабушкой Александрой Александровной. Фамилию дамы помню – Башилова. Все го­ворили: вот Башилиху пригласи­ли. А уж кого там она играла, не знаю. Помню, и мы куда-то хо­дили. Нам было любопытно. Ой, тогда в городе была такая сума­тоха! Сначала обсуждал народ, как это – приедут из Москвы... А потом приехали... Они чего-то к церкви присматривались, ходили туда. Церковь Селунскую я хорошо помню, потому что меня причащаться водили на второй этаж. Я думаю, что Алексей Дмитриевич (режиссер Попов – Прим. автора) выбирал место, и хотели тут что-то снимать. Они у нас жили. У нас было места много в доме, всем хватало. ­

Артисты любили отдыхать у нас в беседке. Я помню, мама им еду подавала, нас, детей, оттуда выгоняла, потому что мы устра­ивали гвалт. Я была миловидной маленькой девочкой, сидела на коленях у Алексея Дмитриевича. Он меня угощал маленькими шоколадками. У него был сын Андрей. Не помню, с какого он года был, но мама мне говорила, что Алексей Дмитриевич гово­рил ей про меня, что вот, мол, для его сына растёт такая хоро­шая невеста. Потом, в Москве, я ходила в театр Советской Армии и много спектаклей с участием актёра Андрея Алексеевича По­пова смотрела.

Съёмки фильма были летом. Моему брату было 12 лет, на шесть лет был меня старше, вот он бегал к Воскресенскому мо­настырю. Там на галереях кино снимали. Говорил, что их, ребят, там приглашали в массовку какую-то. Кстати, первым об этом фильме узнал мой братиш­ка. Они там бегали, и он услышал разговоры. Потом, после съёмок, сколько-то копеек им давали на мороженое. Тогда мороженщик по улице ездил, и мороженое в вафельках продавал. Это было большое лакомство...

.....................................................................................................................................................................................................................

АННОТАЦИЯ НА КИНОСАЙТЕ

«КРУПНАЯ НЕПРИЯТНОСТЬ» – КОРОТКОМЕТРАЖНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕН­НЫЙ ФИЛЬМ. ТИТРЫ МИХАИЛА ЗОЩЕНКО. СОЮЗКИНО, 1930. СТРАНА: СССР. РЕЖИССЕРЫ: МИХАИЛ КАРОСТИН, АЛЕКСЕЙ ПОПОВ. СЦЕНАРИЙ – АЛЕКСЕЙ ПОПОВ. ОПЕРАТОР – ВЛАДИМИР СОЛОДОВНИКОВ. ХУДОЖ­НИК – ДМИТРИЙ КОЛУПАЕВ. ЖАНР: КОМЕДИЯ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 67 МИН. ФИЛЬМ СОХРАНИЛСЯ БЕЗ 3 И 6 ЧАСТЕЙ.

В РОЛЯХ: КОНСТАНТИН ГРАДОПОЛОВ, ДМИТРИЙ МОЩЕВИТИН, БОРИС ШУХМИН, АНДРЕЙ ВОЙНОВСКИЙ, Е.ЭЛЬГИН, ЕВЛАМПИЯ ОЛЬГИНА.

СЮЖЕТ: КОНЕЦ 1920-Х ГОДОВ. ПО ИНИЦИАТИВЕ КОМСОМОЛЬЦЕВ ОТ­ДАЛЁННЫЙ ГОРОДОК СОЕДИНЯЕТСЯ АВТОБУСНОЙ ЛИНИЕЙ С ЖЕЛЕЗ­НОДОРОЖНОЙ СТАНЦИЕЙ, ЧТО ВЫЗЫВАЕТ НЕДОВОЛЬСТВО МЕСТНЫХ ИЗВОЗЧИКОВ НА КОННЫХ ПРОЛЁТКАХ. КИНОКОМЕДИЯ О ЖИТЕЛЯХ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДКА ОТШИБА, КУДА ОДНОВРЕМЕННО ПРИ­ЕЗЖАЮТ ПРОПАГАНДИСТ И АРХИЕРЕЙ, С КОТОРЫМИ И ПРОИСХОДЯТ ВЕСЁЛЫЕ НЕДОРАЗУМЕНИЯ.

.....................................................................................................................................................................................................................

Фотография с надписью: «На долгую память Марусе» с подписями актёров Мощевитина, Градополова и Юлии Солнцевой была подарена Марии ТихомировойРЕЖИССЁР И СЦЕНАРИСТ – О ФИЛЬМЕ

Режиссёром фильма «Круп­ная неприятность» был Алек­сей Дмитриевич Попов (1892– 1961). Это известный советский актёр, театральный режиссёр, теоретик театра, педагог. Народ­ный артист СССР (1948). Лау­реат трёх Сталинских премий (1943, 1950, 1951 гг.). Работал в Театре им. Е. Вахтангова, Театре Революции, Центральном театре Советской Армии. В 1972 году были учреждены золотая и се­ребряная медали имени А.Д. По­пова, присуждаемые ежегодно творческим работникам театра. В своей книге «Воспоминания и размышления о театре» А.Д. Попов вспоминает о своей работе в кино: «Вскоре после удачной пробы в кино я поставил вторую кинокомедию – «Крупная не­приятность» – с очень смешным, как мне казалось, сюжетом. Действие разворачивалось в не­большом богомольном городке вроде Углича (там и снимали)... Было много смешных моментов. Сам я играл эпизодическую роль режиссёра драмкружка».

Андрей Алексеевич Попов – сын А.Д. Попова – народный ар­тист СССР, режиссёр, педагог. С 1968 года преподавал в ГИТИСе, профессор (в фильме «Крупная неприятность» играл ученика). Среди известных работ актёра – отец Ольги (Берггольц) («Днев­ные звёзды», 1968). Фильм сни­мался в Угличе в 1966 году.

Из воспоминаний Михаил Степановича Каростина, сцена­риста, второго режиссёра:

«По инициативе Алексея Дми­триевича Попова город Отшиб решили снимать в Угличе. Там много церквей, и выглядел Углич в двадцатые годы вполне заштат­ным городом. Правда, жители его совершенно не страдали ки­номанией, и сниматься в церкви желающих не находилось. Угли­чане мрачно следили за приго­товлением к съёмкам. Одну из церквей мы вынуждены были с помощью плакатов и всевозмож­ных надписей превратить в клуб, что, естественно, вызвало среди богомольных горожан протест. Старушки, крестясь, называли нас богохульниками и оскверни­телями. Дело дошло до того, что в одиночку появляться вечером в городе люди из съёмочной груп­пы не рисковали».

МИХАИЛ ЗОЩЕНКО ДЛЯ УСПЕХА ФИЛЬМА

Делясь своими воспоминаниями о фильме «Крупная неприят­ность», М.С Каростин упомянул имя, которое поначалу не афи­шировалось, – Михаил Зощенко:

«Картина-то немая, и для успе­ха фильма нам нужны были первоклассные титры. Мы на­деялись привлечь к их написа­нию какого-нибудь интересного писателя. Я подумал о Михаиле Зощенко. Он жил в Ленинграде, но почти каждый месяц бывал в Москве. Я обратился за помо­щью к Виктору Шкловскому, и тот отправил Зощенко в Ленин­град телеграмму с приглашением неофициально поработать в нашем фильме. Михаил Ми­хайлович ответил согласием (я рассказываю вам вещи, почти никому не известные – ведь имени Зощенко нет в титрах, он был за штатом нашей группы).

Массовка в Воскресенском монастыреВ назначенное время Михаил Михайлович был в просмо­тровой. Он вынул из бокового кармана костюма маленькие голубые листочки, исписанные мелким красивым почерком и, глядя на экран, стал читать сочи­нённые им надписи. Уже самая первая задавала всей картине комедийную интонацию:

– ИСТОРИЯ ГОРОДА ОТШИБА ТЕРЯЕТСЯ В СЕДОЙ ДРЕВНОСТИ. ВПЕРВЫЕ О НЕМ УПОМИНАЕТСЯ В ЛЕТОПИСЯХ XIII ВЕКА. ПОЛОНИ­ЛИ ЕГО ТАТАРЫ, ЖГЛИ ПОЛЯКИ, ПРОИГРЫВАЛ В КАРТЫ ГРИШКА ОТРЕПЬЕВ…

Фраза меня совершенно по­корила, я был готов подписать к оплате всю его работу, не глядя дальше. То, что он сделал, абсо­лютно точно совпадало с нашим замыслом. Титры были сочные, острые! Покорённый работой Михаила Михайловича, я не стеснялся высказывать ему своё восхищение в самых высоких эпитетах.

Вторая надпись гласила:

– СЕМЬСОТ ЛЕТ ДРЕМАЛ ГОРОД ОТШИБ ПОД МАЛИНОВЫЕ ЗВО­НЫ СВОИХ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ЦЕРКВЕЙ. КУПЦЫ ТОРГОВАЛИ. ПОПЫ БЛАГОСЛОВЛЯЛИ. А ПРО­ЧЕЕ НАСЕЛЕНИЕ СПАЛО, РОЖАЛО И ПОМИРАЛО…

Надписи давали точную и крат­кую характеристику каждого действующего лица.

Слушая Зощенко, мы с По­повым буквально катались от смеха по полу. Вот, к примеру, своеобразный манифест из­возчиков, тонко цитирующий самый главный идеологический призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»:

– ГОСПОДА ПОСТОЯННЫЕ СЕДО­КИ, ДА ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ ПРОИС­ХОДИТ? БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, НЕ ЕЗДИТЕ НА АВТОБУСЕ. ТО У НИХ БЕНЗИНА НЕ БУДЕТ, ТО ОНИ ВАС ОПРЕДЕЛЕННО В КАНАВУ ВЫТРУ­СЯТ И ЗАСТАВЯТ ВАШИХ СИРОТОК ПРОЛИВАТЬ СЛЕЗЫ. НЕ МОЖЕТ ТАКОЙ КРУПНЫЙ АППАРАТ ХО­ДИТЬ ПО НАШИМ СОВЕТСКИМ ПУТЯМ. ГОСПОДА ПОСТОЯННЫЕ СЕДОКИ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ. ИЗВИ­НЯЮСЬ, КОМИТЕТ ИЗВОЗЧИКОВ.

Или реплика руководителя драмкружка:

– ПОСКОЛЬКУ ВЫ СЕЛЬКОР, НАДО ПОМИРАТЬ БОЛЕЕ СОЗНАТЕЛЬНО. ОТСТАВИТЬ. УМРИ ЕЩЁ РАЗ.

Бесконечно благодарные Зо­щенко, мы расстались с ним. (Кстати, у публики, даже не по­дозревавшей об участии в филь­ме Зощенко, титры вызывали восторг)».

ПЛАНЫ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ ФИЛЬМА

Известный композитор и исто­рик кино Владимир Владими­рович Соловьёв мечтал продол­жить поиски сведений о фильме «Крупная неприятность». У него были большие связи в среде творческих людей. Он ждал, что в Угличе появятся какие-то новые находки, воспоминания, свиде­тельства событий 1929 года, ког­да здесь работали замечательные режиссёры и актёры начала ХХ века. Надеялся, что осуществят­ся его планы по реконструкции фильма. Он написал: «Я нашёл и монтажный план, и сценарий, и пять частей из шести (первая часть утеряна) фильма «Круп­ная неприятность», который может быть доснят, исходя из материалов фильма и с новыми актёрами, озвучен и покрашен». Но в 2015 году В.В. Соловьёв, к сожалению, ушёл из жизни. Его мечты, возможно, осуществит кто-то другой, может, доведётся и угличанам принять участие в возрождении уникального ки­нофильма.

Ольга ГОРОДЕЦКАЯ

«Угличанин» №42 (495) от 26.10.2016 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить