На главную страницу



Сельмаг в селе Прилуки«Сельпо» – почти забытое в народе слово. Какое-то время назад – в 70-е годы – оно было даже нарицательным, когда кому-то хотели указать на не очень модную одежду. А между тем, история создания сельских потребительских обществ весьма интересна, в чём-то даже и поучительна. Вот что, к примеру, мне рассказала и проиллюстрировала документами жительница села Прилуки Татьяна Константиновна Горюнова, родители которой почти четыре десятка лет посвятили этой работе и стали заслуженными работниками торговли.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Заглянув в пожелтевшую от времени трудовую книжку Константина Константиновича Смирнова, я с удивлением обнаружила, что он был одним из первых обладателей таковых у себя в Прилуках. Потому как с января 1939 года, согласно Постановлению Совета народных комиссаров Союза ССР, для рабочих и служащих всех государственных и кооперативных предприятий и учреждений в целях упорядочения учёта были введены трудовые книжки. До этого момента Константин три года служил в рядах Красной Армии. Азы же профессии продавца постигал недолго, поскольку вскоре опять был мобилизован в ряды РККА, началась Великая Отечественная война. Дома ждать его остались жена Анна Сергеевна с первенцем Геннадием. Кстати, эта семья «как ячейка советского общества» появилась тоже в 39-м. Воевал Константин Смирнов в пехоте, был ранен, но после госпиталя опять вернулся в строй. Демобилизовали его лишь в октябре 1945-го. Домой вернулся с медалями «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга» и «За победу над Германией». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» была награждена и Анна Сергеевна.

За прилавком А.С. СмирноваКОРЫТА, САМОВАРЫ, ГВОЗДИ…

Что за чудо – эти старые фотографии из семейных альбомов. Тут всё вперемешку. Где, к примеру, найдёшь фотографию магазина 60-летней давности? А тут, у Горюновых, – пожалуйста: магазин в Прилуках не только снаружи, но и изнутри. Весь ассортимент по полочкам: корыта и самовары, сапоги резиновые и кирзовые, валенки и галоши, сбруя для лошади, гвозди, стёкла, кисточки, тарелки, ложки, вилки, кожгалантерея, одежда для работы и выходная, ткани шерстяные, шёлковые, ситец, сатин, радио, косы, грабли… А рядом продовольственная группа товаров и толпа покупательниц.

– Столько было в магазине конфет, не счесть, но запомнились «подушечки» – самые доступные для всех по цене и, на наш – ребятишек – взгляд, вкусные, – вспоминает Татьяна Горюнова. – Тогда и масло подсолнечное было ароматным и настоящим, а не как сейчас, покупаешь и не знаешь, сколько там примесей. Его можно было капнуть на кусок чёрного хлеба и посолить. И это было непередаваемо по вкусу. Селёдку и кильку привозили бочками по 50 килограммов, сахар и муку мешками по 70… Запасы продовольствия на складе делались с учётом межсезонья, потому что нормальных дорог не было. И всё завозилось по «летнику» или «зимнику». Даже вино и водка в «Сельмаге» были в широком ассортименте, на любой, как говорится, вкус и кошелёк. Кстати, за водкой ездили на завод в город Кашин, и там товара отпускали ровно столько, сколько было сдано бутылок.

У НАСЕЛЕНИЯ СКУПАЛОСЬ…

В задачи потребкооперации, к которой относились не только магазины, входила и закупка продовольствия у населения. К примеру, в окрестных деревнях и сёлах скупались излишки картофеля, моркови, лука…

– Мне запомнилось, как отец вставал на работу в пять утра,– продолжает рассказ Татьяна Константиновна.– Ему надо было для отправки в Углич упаковать в огромные ящики со стружкой куриные яйца, скупленные у местного населения. Интересно было наблюдать, как проверялось каждое из них с помощью обычной лампы (на просвет). А ещё они калибровались. Самые хорошие стоили полтора рубля, потом шли за рубль тридцать и рубль пять копеек. Порой за раз закупалось до 700 штук. Местные мужики иногда, чтобы купить чекушку, этим пользовались. Слова «бартер» тогда в обиходе не было, но суть была та же.

У населения также скупались сушёные грибы, при сельпо была и своя грибоварня. Кто-то зарабатывал, собирая берёзовые и ольховые почки. В основном это были дети.

При сельпо была даже своя рыболовецкая бригада. В объёмах добычи никто не ограничивал. Рыба была крупной, особенно лещи и щуки. Она шла на продажу, её поставляли в Прилукский детский дом и в «Чайную». От всего этого остались только воспоминания.

ХЛЕБ ИЗ ПЕКАРНИ

Люди постарше вспоминают тот хлеб, который делался в местных пекарнях села Прилуки, деревень Плоски и Ложкино (они тоже входили в систему сельпо). В Прилуках пекарями в разное время были А. Майоров, С. Подгорнов, Л. Савина. На лошади с Волги в пекарню воду подвозил И.Н. Мочалов. Он же развозил и готовый хлеб в магазины. Для его доставки Осип Самойлов плёл специальные большие корзины, куда складывались буханки, которые сверху закрывались брезентом.

– Пекли в Прилуках и булки. Помню, что стоили 7 копеек. Какие они были вкусные, ни с чем сегодня не сравнить! – грустит о былом всё та же моя собеседница, вздыхая. – Как давно это было…

ТРАНСПОРТ НЕ ТОЛЬКО ГУЖЕВОЙ

При сельпо была конюшня, за тремя лошадьми ухаживал Михаил Громов. В районе деревни Дигишево для них заготавливали сено. Там же были поля с картошкой не колхозной, а опять же потребкооперации. По договору с базами Северного морского флота осенью картофель грузили на баржи, пришвартованные в Школьном ручье, словом, зарабатывали на этом деньги, чтобы потом, по результатам работы за год, с членами-пайщиками поделиться прибылью или пустить её на развитие. К примеру, сельпо приобрело большую моторную деревянную лодку, на которой завозили товар из Углича, позднее, в 70-х годах, – грузовую баржу, трактор ДТ, автомашину ГАЗ-63. По мере необходимости даже оказывали помощь колхозам в доставке грузов.

Константин Константинович Смирнов, упомянутый в начале статьи, скрупулёзно записывавший время посадки и выкопки картофеля, 31 августа 1981 года сделал в блокноте пометку: «Сгорела колокольня вечером от грозы».

ДОБРО СПАСАЛИ ВСЕМ МИРОМ

Однажды пожар в Прилуках едва не стал роковым для потребкооперации. В 1960 году огонь, занявшийся в колхозных гаражах, примыкавших к магазинам, быстро перекинулся на торговые точки. Спасать добро кинулись тогда всем миром. По сути дела членами-пайщиками сельпо, ежегодно вносившими свои взносы, было абсолютное большинство местных жителей, то есть люди спасали своё добро. Первым делом выкатили бочки из керосиновой лавки и бросили их в пруд. Но унять огонь тогда не удалось. Всё восстанавливать пришлось заново. Любопытно, что в те времена, когда в Прилуки только-только, можно сказать, пришло электричество, ни о каких холодильниках речи не велось, но зато были ледники. В конце зимы, когда лёд еще не таял, на Волге мужики выпиливали метровой высоты блоки льда и набивали ими подвал сельпо. Продукты в таких ледниках не портились.

Конец потребкооперации в этой глубинке Угличского района наступил от другого. В 90-х годах, когда в нашей стране начался дефицит всего, остатки товара из Прилук свезли в Углич, и о потребкооперации перестали говорить. К.К. Смирнову, отдавшему ей всю свою трудовую жизнь, выплатили дивиденды в объёме шести рублей.

Вот такая история из нашей жизни.

Нина БЛОХИНА

Фото из семейного альбома Т.К. Горюновой

«Угличанин» №15 (468) от 20.04.2016 года

В XXI веке

Спустя почти сто лет мы можем с уверенностью сказать, что подобных пожаров, как был в 1921 году, у нас в Угличе не произойдет. В нашем городе созданы две пожарные части: одна из них – Федеральная пожарная служба ПЧ-25, вторая – областной отряд противопожарной службы ПЧ-56. Кроме того, всегда на подмогу придут три сельские подразделения – ПЧ из сёл Головино, Заозерье и Ильинское. В городе мы имеем семь автоцистерн разной ёмкости: 5, 3 и 2,5 тонны, в случае пожара выше четвёртого этажа есть автолестница и специальная машина для перевозки противопожарных рукавов, а также все аварийно-спасательные инструменты полагающиеся сотрудникам МЧС. Средний возраст угличских спасателей 35 лет, всего их – 90 человек, и все они, конечно же, прошли специальную подготовку.

Для экстренного оповещения у нас создана Единая диспетчерская служба, с которой можно связаться по телефонам112 и 01 с любой точки. Во многих зданиях существует противопожарная сигнализация. В Угличе создана и система противопожарных гидрантов, где можно пополнить запасы воды. Также большое внимание нами сегодня уделяется и противопожарной профилактике.

Елена НЕГОДАЕВА, инженер ГКУ ЯО отряда противопожарной службы № 5

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить