На главную страницу



Уплотнение грунта возле гидросооружения11 июля 1929 года было принято постановле­ние Совета Народных Комиссаров СССР «Об использовании труда уголовно-за­ключенных», согласно которому заключенные, приговоренные к сроку три и более лет, передавались в исправительно-трудовые лагеря, организуемые ОГПУ.

В стране был принят курс на инду­стриализацию, но для ее реализации нужны были колоссальные челове­ческие ресурсы, бесплатная рабсила. Лагеря должны были выполнять новые общегосударственные задачи дополнительно к устрашению и «вос­питанию».

Первым крупным объектом стал Беломорско-Балтийский канал, за ним Канал Москва-Волга и другие.

14 сентября 1935 года было принято решение о строительстве Угличского и Рыбинского гидротехнических узлов. Специально для осуществле­ния проекта «Большая Волга» было создано строительное управление Волголаг (Волгострой) НКВД.

Строительство Угличской и Ры­бинской ГЭС должно было решить следующие задачи:

1)Транспортные. Сделать Волгу судоходной, с необходимыми глу­бинами в верхнем и среднем течении в течение всего периода навигации.

2) Энергетические. Постройка двух гидроэлектростанций общей мощностью 330 мВт для передачи электроэнергии в систему Мосэнерго и Ярэнерго.

Строительство Угличской ГЭС на­чалось в самом конце 1935 года, сначала силами Дмитлага (многие из заключенных Дмитлага были пере­ведены в Волголаг), а потом создан­ного Волголага и Волжского ИТЛ.

На 1 января 1936 года в лагере было сосредоточено 19,4 тыс. заключен­ных, к 1 января 1937 года их числен­ность возросла до 43,6 тыс. человек, конец 1938 года – до 77 тыс. человек и в январе 1941 года – примерно 89 тыс. человек. (из книги «Заключен­ные на стройках коммунизма»).

Показатели смертности по Волж­скому ИТЛ. 1936 год 1,5% к средне­годовому составу (общий по Гулагу 3%), 1938 год – 1,7% (по Гулагу 6,7%), 1940 год – 2,2 % (2,9 % по Гулагу). Большинство заключённых умирали от туберкулёза и пеллагры.

На более низкую смертность в Волжском ИТЛ по сравнению с данными по Гулагу влияли близость к Москве, сравнительно хорошие климатические условия. Волжский ИТЛ формировался из относитель­но здоровых, годных к физическо­му труду заключённых, но была и значительная часть отбывавших наказание на строительстве Канала Москва-Волга (Дмитлаг) (из книги «Заключенные на стройках комму­низма»).

В Угличе лагеря были размещены как на Левом берегу (Павловское – первоначально женская и мужская зона), так и на правом (современная территория Угличской колонии).

Внутри зоны на правом берегу размещалась туберкулёзная зона и больница Волгостроя.

Условия жизни заключёх на от­дельных лагпунктах были очень тя­жёлыми. При проверке выявлялись следующие нарушения: холод, гряз­ные полы, отсутствие умывальников в отдельных бараках, большая ску­ченность людей, клопы, вшивость, неудовлетворительное питание. Зимней одеждой обеспечен не весь контингент, постельными принад­лежностями – менее половины.

«В очень значительной части ве­щевое довольствие третьего срока и в изрядном количестве по своей ветхости подлежит списанию» (Из материалов прокурорской провер­ки, взято из книги «Заключённые на стройках Гулага»)

Были случаи, когда жители наше­го города отбывали наказание на строительстве Угличской ГЭС из-за нарушения трудовой дисциплины.

До сих пор точно неизвестно, сколько людей было задействовано при строительстве ГЭС и сколько погибло от тяжёлых условий тру­да. Старожилы вспоминают, что умирали жители южных регионов, замерзали, не выдерживая нашего холодного зимнего климата.

По результатам прокурорской про­верки Волжского ИТЛ за 1940 год были выявлены следующие на­рушения, касающиеся погребения заключённых: трупы хоронили на глазах жителей, зарывали с нару­шением правил, очень мелко (из книги «Заключенные на стройках коммунизма»)

Два захоронения заключённых, отбывавших наказание на строи­тельстве Угличской гидроэлектро­станции, в пределах города Углича (по воспоминаниям старожилов, документальное подтверждение отсутствует): кладбище у Церкви царевича Димитрия «на поле» и за­хоронение на Левом берегу.

Жители города Углича подтверди­ли место захоронения около церкви царевича Димитрия «на поле». На месте захоронения человека ставили железную бирку. На «Малой сторо­не» города был отведён специаль­ный участок длиной 100 на 90 мет- ров под кладбище для захоронения заключённых. По воспоминаниям старожилов, заключённых хорони­ли около Всехсвятской церкви, даже когда она была в полуразрушенном состоянии и не функционировала.

Были и локальные захоронения (там, где были лагпункты). Хорони­ли в братских могилах, раздетыми, на могиле устанавливались желез­ные таблички.

Попытаться обозначить границы захоронений при отсутствии до­кументов, а, главное, предоставить доступ к имеющимся в архивах до­кументам невозможно.

Подготовила Ольга БАКЛАНОВА

На днях вышел в свет новый номер журнала «Углече Поле». В этом номере редакционный коллектив вновь вернулся к истории строительства гидростанции в Угличе, которой в прошлом году исполнилось 75 лет. 8 декабря 1940 года был запущен первый агрегат Угличской ГЭС – с этого момента она начала давать ток стране, а в начале войны снабжала столицу необходимым электричеством.

Как велась эта масштабная по тем временам стройка, начавшаяся в 1935 году, какие новые идеи реализовывались при строительстве гидростанции, какие выдающиеся инженеры проектировали станцию и руководили строительством, какие проблемы возникли при перекрытии Волги, что происходило с патриархальным Угличем в эпоху глобальных перемен, – обо всём пишут авторы журнала. Пишут они и об основной рабочей силе Волгостроя – заключённых Волголага.

«Угличанин» №13 (466) от 06.04.2016 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить