20.01.2016 11:19
Городской общественный транспорт, что может быть привычней и обыденней в нашей жизни? Бесчисленные автобусы и маршрутки, пересекающие город из конца в конец, соединяющие отдалённые районы. На небольших просторах Углича мы привыкли, что быстро и с комфортом можем добраться до многих необходимых мест, что весь город пронизан бессчётными маршрутами и узловыми пунктами остановок. Но нетрудно догадаться, что так было не всегда. Было время, когда общественный транспорт составляли только извозчики, а во многих случаях люди просто ходили пешком – хоть через весь город (который был существенно меньше), хоть за десятки верст в деревни и сёла. Когда-то это было в порядке вещей, но развитие техники рано или поздно должно было усовершенствовать и облегчить быт.
История местного общественного транспорта пока еще мало изучена, но в музейных разработках советского периода сообщается, что автобусное сообщение в Угличе впервые появилось в далеком 1937 году, когда активно велось строительство ГЭС, основывались заводы и посёлки. Грохотала техника, в город впервые протянулась лента железной дороги, пришло время и для общественного транспорта.
В фондах музея есть три фотографии конца 1930-х годов, озаглавленные – «Первый автобус в Угличе». По ним можно представить, как изначально выглядел общественный транспорт города, как он вторгся в традиционный быт.
На двух фотографиях можно видеть вполне приличное и на современный взгляд средство передвижения – удлинённый обтекаемый кузов, лента прямоугольных окон, узкий капот с внешними изогнутыми крыльями. Силуэтом похоже на некоторые модели школьных автобусов. Кажется, появись такой автобус и сейчас на улице, он бы не вызвал особого удивления.
Знакомый с историей техники быстро поймет, что это ЗИС-8 – первые массовые советские автобусы, серийно выпускавшиеся на заводе имени Сталина (позднее – ЗИЛ) в 1934-1936 годах. Автобус имел 21 место для сидения и мог провозить около десятка стоячих пассажиров. Двигатель мощностью 73 лошадиные силы позволял развивать скорость до 60 км/ч. Кузов имел сборный деревянный каркас и металлическую обшивку.
Один из таких автобусов представлен на фоне бывшей гостиницы Поснова, где с конца 1930-х годов размещался штаб Волгостроя. На побёленном фасаде красуются многочисленные лозунги, призывающие к трудовым подвигам. Позади виднеется здание временной ТЭЦ. Плотные заборы свидетельствуют о режимности объектов, но, тем не менее, около них пролегал один из автобусных маршрутов.
Другой автобус остановился около тесового забора и деревьев, очевидно где-то на окраине города. На ступеньке задней двери сидит женщина. Два автобуса различаются длиной и некоторыми внешними деталями, но это неудивительно – ЗИС-8 по заводским чертежам также производился в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Туле, Калуге, Тбилиси, Иркутске и во многих других городах, где изготовленные кузова монтировались на готовые шасси. При этом нередко в конструкцию вносились разные изменения и усовершенствования.
На другой фотографии можно видеть участок улицы Ленина около нынешнего книжного магазина. Там группа людей обступила весьма странное сооружение – угловатый дощатый фургон, установленный на обычном грузовике. В окнах виднеются многочисленные пассажиры. Вход в виде обычной двери находился с задней стороны, для удобства снабжён поручнем и приступкой. По всей видимости, это тоже был один из городских автобусов, при дефиците серийных моделей сооружённый своими силами из доступных материалов.
Информации о первых в Угличе автобусах пока немного. Надо полагать, что продержалась новация недолго – начавшаяся Великая Отечественная война заставила забыть о комфорте. Регулярное автобусное сообщение было вновь введено в середине 1950-х годов. С того времени начинается непрерывная история местного общественного транспорта. В путеводителе по Угличу и окрестностям 1960 года привёден список городских маршрутов. Тогда их было всего четыре: «Часовой завод – Павловская РТС», «Часовой завод – ЦРМ», «Вокзал – Чурьяково», «Вокзал – ВНИИМС». В этом небольшом списке можно видеть ряд сложившихся уже тогда основных автобусных маршрутов.
Со временем меняются пункты назначения, расширяются и разнообразятся маршруты, но городской общественный транспорт по-прежнему служит людям.
Евгений ЛИУКОНЕН
«Угличанин» №2 (455) от 20.01.2016 года