На главную страницу



Первые автобусы в УгличеГородской общественный транспорт, что может быть привычней и обыденней в нашей жизни? Бесчисленные автобусы и маршрутки, пересекающие город из конца в конец, соединяющие отдалённые районы. На небольших просторах Углича мы привыкли, что быстро и с комфортом можем добраться до многих необходимых мест, что весь город пронизан бессчётными маршрутами и узловыми пунктами остановок. Но нетрудно догадаться, что так было не всегда. Было время, когда общественный транспорт составляли только извозчики, а во многих случаях люди просто ходили пешком – хоть через весь город (который был существенно меньше), хоть за десятки верст в деревни и сёла. Когда-то это было в порядке вещей, но развитие техники рано или поздно должно было усовершенствовать и облегчить быт.

История местного общественного транспорта пока еще мало изучена, но в музейных разработках советского периода сообщает­ся, что автобусное сообщение в Угличе впервые появилось в далеком 1937 году, когда активно велось строительство ГЭС, основывались заводы и посёлки. Грохотала техника, в город впервые протянулась лента железной дороги, при­шло время и для обществен­ного транспорта.

В фондах музея есть три фотографии конца 1930-х го­дов, озаглавленные – «Первый автобус в Угличе». По ним можно представить, как изна­чально выглядел обществен­ный транспорт города, как он вторгся в традиционный быт.

На двух фотографиях можно видеть вполне приличное и на современный взгляд средство передвижения – удлинённый обтекаемый кузов, лента пря­моугольных окон, узкий капот с внешними изогнутыми кры­льями. Силуэтом похоже на некоторые модели школьных автобусов. Кажется, появись такой автобус и сейчас на улице, он бы не вызвал особого удивления.

Знакомый с историей тех­ники быстро поймет, что это ЗИС-8 – первые массовые советские автобусы, серийно выпускавшиеся на заводе име­ни Сталина (позднее – ЗИЛ) в 1934-1936 годах. Автобус имел 21 место для сидения и мог провозить около десятка сто­ячих пассажиров. Двигатель мощностью 73 лошадиные силы позволял развивать ско­рость до 60 км/ч. Кузов имел сборный деревянный каркас и металлическую обшивку.

Один из таких автобусов представлен на фоне бывшей гостиницы Поснова, где с конца 1930-х годов разме­щался штаб Волгостроя. На побёленном фасаде красуют­ся многочисленные лозунги, призывающие к трудовым подвигам. Позади виднеется здание временной ТЭЦ. Плот­ные заборы свидетельствуют о режимности объектов, но, тем не менее, около них пролегал один из автобусных маршру­тов.

Другой автобус остановил­ся около тесового забора и деревьев, очевидно где-то на окраине города. На ступеньке задней двери сидит женщина. Два автобуса различаются длиной и некоторыми внешни­ми деталями, но это неудиви­тельно – ЗИС-8 по заводским чертежам также производился в Ленинграде, Киеве, Харько­ве, Ростове-на-Дону, Туле, Ка­луге, Тбилиси, Иркутске и во многих других городах, где из­готовленные кузова монтировались на готовые шасси. При этом нередко в конструкцию вносились разные изменения и усовершенствования.

На другой фотографии мож­но видеть участок улицы Ленина около нынешнего книжного магазина. Там груп­па людей обступила весь­ма странное сооружение – угловатый дощатый фургон, установленный на обычном грузовике. В окнах виднеются многочисленные пассажиры. Вход в виде обычной двери находился с задней стороны, для удобства снабжён поруч­нем и приступкой. По всей видимости, это тоже был один из городских автобусов, при дефиците серийных моделей сооружённый своими силами из доступных материалов.

Информации о первых в Угличе автобусах пока не­много. Надо полагать, что продержалась новация не­долго – начавшаяся Вели­кая Отечественная война за­ставила забыть о комфорте. Регулярное автобусное со­общение было вновь введено в середине 1950-х годов. С того времени начинается не­прерывная история местного общественного транспорта. В путеводителе по Угличу и окрестностям 1960 года при­вёден список городских марш­рутов. Тогда их было всего четыре: «Часовой завод – Пав­ловская РТС», «Часовой завод – ЦРМ», «Вокзал – Чурьяко­во», «Вокзал – ВНИИМС». В этом небольшом списке можно видеть ряд сложившихся уже тогда основных автобусных маршрутов.

Со временем меняются пун­кты назначения, расширяются и разнообразятся маршруты, но городской общественный транспорт по-прежнему слу­жит людям.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №2 (455) от 20.01.2016 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить