На главную страницу



Богоявленский монастырь. Фото начала XX векаСреди достопримечательностей Углича значимое место занимает Богоявленский женский монастырь. Обитель расположена почти в геометрическом центре исторической части города на пересечении нескольких важных улиц, её внушительные храмы по-прежнему возвышаются над городом и видны за несколько километров. Поэтому обитель нельзя не заметить, равно и её история является важной неотъемлемой частью истории Угличского края.

Если последние два века Богоявленская обитель обладает внушительным обликом и является одной из крупнейших в епархии, то ранее она была незначительным и малоизвестным монастырем. Поэтому неудивительно, что ранняя история обители покрыта непроницаемой пеленой неизвестности, сохранила для будущих поколений очень мало сведений.

Время и обстоятельства основания Богоявленского монастыря неизвестны, но старинные предания и работы исследователей дают нам целых четыре версии этих событий. В Угличском летописце утверждается, что монастырь имел древнее происхождение, что его основал в 1293 году князь Димитрий Борисович, там принимали постриг и погребались угличские княгини. Возможно, в этом сообщении кроется доля истины, но оно не совпадает с хронологией правления князя и не подтверждается другими источниками. Еще одна версия, появившаяся на рубеже XIX-ХХ веков, предполагает, что Богоявленский монастырь основала в конце XIV века супруга великого князя Димитрия Донского великая княгиня Евдокия, в иночестве Евфросиния.

В третьей версии основательницей называется последняя супруга царя Ивана Грозного Мария Феодоровна Нагая, мать царевича Димитрия. Предположение, что Мария Нагая основала Богоявленский монастырь отвергали многие исследователи, но для них неоспоримым фактом являлось сообщение Угличского летописца, что опальная царица 20 ноября 1591 года приняла постриг в Богоявленском монастыре и находилась в нём до 9 апреля 1592 года, когда была сослана в Никольский монастырь «что на Выксе». Рассказ раннего памятника провинциальной историографии вполне может соответствовать истине – он не противоречит кратким сообщениям современников событий, столичных летописей и трудам историков В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьёва. С большой долей вероятности он может дополнить новыми фактами очень скупое описание общеизвестных событий. Для нас это сообщение важно тем, что может являться наиболее ранним упоминанием о Богоявленской обители и свидетельствовать о её причастности к одному из событий общерусской истории.

Наконец, четвертая версия относит основание Богоявленского монастыря к более позднему времени – по предположению А.Н. Горстки обитель основала около 1606 года инокиня Марфа Ивановна (К.И. Шестова), мать первого царя из династии Романовых Михаила Феодоровича. Возможно, это произошло вскоре после перенесения мощей и канонизации царевича Димитрия.

Таковы основные версии. Полностью достоверно одно – Богоявленский девичий монастырь в начале XVII века уже существовал и находился на территории Угличского кремля – в юго-западной части крепости за прудом. В монастыре были две деревянные церкви – Богоявления Господня с приделом Иоанна Милостивого и Смоленской иконы Божией Матери с приделом Святителя Иоанна Златоуста. Второй храм был тёплым. Еще были кельи инокинь, житницы, хлебни, столовые и трапезные избы.

В период Смутного времени, весной 1609 года, Богоявленская обитель, как и другие монастыри края, подверглась нападению войск польско-литовских интервентов. Тогда погибли настоятельница игумения Анастасия, два священника, два чтеца, 35 инокинь, 200 юных девиц и 60 женщин. Деревянные здания монастыря, как и большинство построек крепости, были сожжены.

С течением времени память о Богоявленской обители, как о многих других угличских монастырях и храмах, могла изгладиться и остаться лишь в виде кратких упоминаний, но произошло иначе. Около 1620 года Богоявленский девичий монастырь был восстановлен на прежнем месте великой старицей инокиней Марфой Ивановной. Источники не сохранили сведений, по какой причине мать царя Михаила Феодоровича обратила внимание на небольшую малоизвестную и полностью разрушенную обитель. Возможно, она на самом деле была основательницей монастыря и возродила то, что когда-то построила. Быть может, как писали прежние исследователи, обитель была восстановлена в память о царице Марии Нагой. По крайней мере, инокиня Марфа Ивановна в своих вкладных грамотах Богоявленскому монастырю указывала сестрам обители наряду с её близкими людьми поминать и благоверную царицу Марфу (Марию) Феодоровну. Как даты поминания называются 28 июня (день преставления) и 21 ноября – праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, который соответствует дню пострижения в иночество по сообщениям Угличского летописца.

Росписи в Фёдоровской церкви начали проявляться после того, как её вновь открыли

Великая старица инокиня Марфа Ивановна была и сама связана с Угличским краем. Её мать Мария Тимофеевна происходила из рода Грязновых и владела вотчиной в Угличском уезде – селом Климетино «на суходоле» с 14 деревнями (ныне село Климатино). Ее родственники по материнской линии были погребены в Угличском Воскресенском монастыре. Инокиня Марфа, бывая в Ростове и Костроме, могла посещать и Углич. Так что у нее были весомые основания восстановить один из разрушенных в Смутное время угличских монастырей.

По всей видимости, Богоявленская обитель была заново построена на средства инокини Марфы и снабжена всем необходимым для служб. В числе пожертвованных предметов были сохранившиеся до наших дней и находящиеся в собрании Угличского музея Евангелие 1628 года и медное кадило. По вкладным грамотам от 28 февраля и 30 ноября 1629 года были даны «село Парфеньево с деревнями и со всеми угодьи» в Рожаловском стане Угличского уезда, пустоши Селиванцево и Луговская в Городском стане, обеспечившие достаток обители. Позднее от представителей царской династии и других знатных лиц поступило еще немало пожертвований.

В возрожденном монастыре были деревянные храмы: «церковь Богоявления Господня, шатровая на подклетах и с пределом Иоанна Милостиваго, вторая церковь – Смоленские Пресвятые Богородицы, теплая, и с пределом святых Триех святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго».

Таким монастырь был на протяжении сорока лет. В 1660 году в Угличе началось строительство новой деревянной крепости под руководством князя Михаила Кугушева. Закладке стен и башен мешали монастырские постройки. Строители, не считаясь с нуждами обители, сломали половину келий и Святые ворота. Кроме того, вблизи крепостных стен во избежание пожара было запрещено разводить огонь. В результате территория монастыря была сильно стеснена, многие старицы лишились жилья, а в оставшихся кельях не позволялось топить печи и выпекать хлеб.

В сложившихся условиях было найдено единственное верное решение – перенос обители на другое место. Это и было сделано в соответствии с грамотой царя Алексея Михайловича от 17 июня 1661 года. Для Богоявленского монастыря было найдено место на окраине посада при Ростовской дороге, где прежде стояла церковь Святителя Иоанна Милостивого. Земля была приобретена у ростовского митрополита Ионы и там построена обитель.

По сведениям Писцовых книг города Углича 1674-1676 годов во вновь отстроенном монастыре находились две деревянные церкви – Богоявления Господня с приделом Иоанна Милостивого и «пресвятыя Богородицы Страстныя, с трапезою, тёплая, об одной главе». Кроме того, были колокольня на столбах, келья игуменьи и двенадцать келий для монахинь.

В таком виде монастырь оставался недолго – 26 сентября 1676 года «от громового удара» сгорела Богоявленская церковь. По причине бедности обители и скудности средств по городам и уездам был начат сбор пожертвований на строительство нового храма. Спустя более двенадцати лет, в мае 1689 года, была получена грамота от митрополита Ионы на возведение каменного Богоявленского храма с приделом в честь Смоленской иконы Богоматери. Тогда же игумения Елена и сёстры обители заключили с угличскими мастерами посадскими людьми Артемием Птицыным, Иваном Русиновым, Иваном Кисельниковым и другими рядную запись, в соответствии с которой мастера принимали обязательство построить новый храм, взяв за образец церковь Одигитрии Воскресенского монастыря. За все работы они должны были получить плату 500 рублей, выдаваемую в несколько сроков. Строительство Богоявленской церкви продолжалось более десяти лет – она была освящена в 1700 году.

Так в монастыре появилось первое каменное здание – пятиглавый храм в нарядном стиле XVII века, ныне являющийся одной из главных достопримечательностей Углича. Очень важно, что церковь построили мастера из нашего города. Выверенные пропорции и утончённый декор наглядно свидетельствуют о высоком мастерстве угличских зодчих. В 1854 году, после возведения нового Богоявленского собора, церковь была переосвящена в честь Смоленской иконы Божией Матери и известна нам под этим названием.

Далее, на протяжении столетия, облик Богоявленского монастыря существенно не менялся, здания в основном оставались деревянными. Лишь в конце XVIII века при введении генерального плана Углича 1784 года были изменены границы территории обители и построена каменная ограда, сменившая прежнюю деревянную.

Следующий XIX век стал периодом расцвета Богоявленского женского монастыря. В тот период произошло укрепление хозяйства обители, значительное увеличение числа насельниц, велось активное каменное строительство, кардинально изменившее облик небольшого и малоизвестного монастыря.

В 1805-1818 годах в юго-восточной части территории, около Ростовской улицы, при игумениях Маргарите и Августе была построена внушительная церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери, ставшая летним храмом монастыря. Её живописный динамичный силуэт стал одной из важнейших составляющих панорамы Углича, вместе с древним Богоявленским (Смоленским) храмом она образовала замечательный архитектурный ансамбль.

В 1836-1839 годах к западному фасаду Фёдоровской церкви была пристроена трехъярусная колокольня высотой 30 саженей (64 м), ставшая высотной доминантой монастыря и важной частью облика города.

В 1843-1853 годах на углу Ростовской и Петровской улиц, на земельном участке, прежде принадлежавшем купцам Буториным, был построен Богоявленский собор, ставший зимним храмом монастыря. Собор возведён по проекту известного архитектора Константина Андреевича Тона – автора Храма Христа Спасителя, Большого Кремлёвского Дворца и многих других значительных зданий. В качестве образца была использована петербургская церковь Святой Екатерины близ Обводного канала и Калинкина моста.

Подобно другим произведениям К.А. Тона угличский Богоявленский собор выполнен в русско-византийском стиле, в его облике после длительных иностранных заимствований возрождаются традиции древнерусского зодчества.

Собор отличается крупными размерами и внушительным обликом, его величественный силуэт стал доминантой для всего города. Строительство столь крупного храма было настоящим подвигом для сестёр монастыря. Не располагая достаточными средствами, они собирали пожертвования во многих губерниях, сами работали на кирпичном заводе, перевозили стройматериалы, выполняли земляные работы. Самоотверженными стараниями сестёр обители под руководством игумении Еликониды (Муратовой) был построен храм, ставший украшением не только Углича, но и всей епархии.

Фёдоровская церковь. Год постройки 1818 г.

Завершающим штрихом архитектурного ансамбля монастыря стала небольшая церковь иконы Божией Матери «Достойно есть», возведенная в 1886-1888 годах на перекрёстке Петровской и Вознесенской улиц. Близкая по формам Богоявленскому собору она стала выразительным дополнением основной части комплекса и прилегающих улиц. Одновременно с возведением храмов в монастыре строились каменные двухэтажные келейные корпуса, сменявшие обособленные деревянные кельи, новые участки территории обносились оградой с воротами и башенками.

Так на протяжении XIX – начала XX веков был сформирован внушительный комплекс монастыря, занимавший значительную часть 23 землемерного квартала, являвшийся достопримечательностью и святыней Угличского края.

В то время Богоявленский монастырь был известен далеко за пределами Углича, по степени благосостояния и размерам он считался одним из наиболее значительных в Ярославской епархии. В период расцвета в обители находилось около 250 монахинь и послушниц.

Благолепие храмов, величественный облик и благосостояние монастыря не были случайным явлением или следствием забот богатых жертвователей – они создавались тяжёлым трудом насельниц, строгой и праведной жизнью. По этим причинам монастырь привлекал паломников, пользовался глубоким уважением и почитанием среди угличан.

Богоявленский монастырь был необщинножительным, поэтому его насельницы в значительной степени находились на самообеспечении. Традиционно сёстры занимались рукоделием, были искусными вышивальщицами. Они изготавливали церковные облачения, покровы, ризы на иконы. В том числе, они приложили немало сил к украшению храмов обители, – например, в Фёдоровской церкви многие иконы имели ризы, шитые золотом и жемчугом. Многие сестры работали на монастырской ферме, где содержалось около 120 коров, также у монастыря были пашни, сенокосы и огороды.

При монастыре действовали приходская школа для девочек с классом рукоделия, школа грамоты, небольшой приют, были больница на десять кроватей и странноприимный дом для богомольцев.

Таким монастырь вступил в ХХ век, в течение которого его ожидали тяжелейшие испытания. После большевистского переворота Богоявленская обитель стала подвергаться нападкам властей. Происходили всяческие притеснения, обложение непосильными налогами, изъятия ценностей, грубые вторжения в монастырскую жизнь.

В 1928 году обитель была закрыта, и наступило наиболее мрачное время в ее истории. Здания монастыря были заняты различными учреждениями и общежитиями, храмы подверглись разорению. При этом были уничтожены великолепные резные золочёные иконостасы, многочисленные иконы, сырьем для металлургического производства стали колокола, подсвечники, паникадила, узорные плиты с полов храмов. Невозможно перечислить, сколько произведений живописи и декоративно-прикладного искусства стали тогда жертвами разрушительной идеологии, гонений не только на веру, но и на традиции, культуру.

В 1930-х годах были разрушены колокольня и ограда монастыря, в последующие десятилетия церковь «Достойно есть» была превращена в неприглядный барак.

Новый XXI век принёс надежду на изменение к лучшему состояния древней обители. В 2003 году были возобновлены богослужения в Фёдоровской и Смоленской церквах, а осенью 2010 года по постановлению Святейшего Синода началось возрождение обители. Так Угличский Богоявленский женский монастырь после многолетнего забвения обрёл новую жизнь.

За прошедшие четыре года уже сделано немало – формируется монашеская община, совершаются богослужения в трех уцелевших храмах, ведутся работы по восстановлению облика обители. Частично возрождённая монастырская ограда вновь объединила разрозненные здания в архитектурный ансамбль. Величественный Богоявленский собор на наших глазах возвращает прежнее благолепие. На его лазурных главах, как столетие назад, вновь засияли золотые звёзды.

Это внушает надежду, что когда-нибудь придет время, и древний Богоявленский монастырь вновь предстанет во всем своём прежнем величии, возродится его глубокое почитание, возгорится светильник веры. Было время разбрасывать камни, приходит время их собирать.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №29 (432) от 05.08.2015 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить