На главную страницу



Михаил Обаляев (крайний слева) с товарищами по 121-му скоростному бомбардировочному полку. 1942 г.«Не знаю, кто как, но я лично всегда чувствовал себя неуютно, и напрягались нервы, когда заходишь на цель, и внизу томительная тишина и темнота, ни одного выстрела, и всегда вздохнёшь с облегчением, когда откроют зенитный огонь, потому что начинаешь действовать…» Прочитав лишь эти несколько строк из воспоминаний Михаила Карповича Обаляева, ветерана Великой Отечественной войны, можно себе представить, насколько страшные испытания пришлось преодолеть совсем ещё молодому стрелку-бомбардиру, как и множеству его боевых товарищей, в те далёкие тяжёлые годы. Историю своей жизни и рода Обаляевых Михаил Карпович решил записать, находясь на пенсии, чтобы затем передать детям и внукам. Он считал, что каждый человек должен знать историю страны и тем более – своей семьи. Большая часть воспоминаний связана с Великой Отечественной войной, беспощадно уничтожившей миллионы жизней.

Родился Михаил 27 ноября 1919 года в деревне Фетеево Мышкинского района (в настоящее время не существует), был третьим из пяти сыновей в семье. После школы поступил в Рыбинское речное училище на судоводительское отделение, окончив которое, работал помощником капитана на пароходе «Ижорец № 90» на Беломорско-Балтийском канале. В августе 1939 года юношу призвали в ряды Советской Армии и по личной просьбе направили в Челябинское военное авиационное училище штурманов. Успешно сдав выпускные экзамены, сержант Михаил Обаляев в январе 1941 года прибыл в 160-й резервный авиационный полк (г. Кировоград, Украина), а позже был  переведён в 121-й скоростной бомбардировочный полк, который находился у города Быкова (Беларусь). На политзанятиях солдатам говорили, что фашистская Германия сосредоточила на наших границах значительные силы, так что могла напасть на Советский Союз в любое время.

......................................................................................................................................................................................................................

Лётная книга штурмана М.К. Обаляева

«Для нашего полка война началась так: 21 июня рано утром весь личный состав был поднят по тревоге, прибыли на аэродром, где была дана команда подвесить бомбы и зарядить пулемёты «под выстрел» и даже опробовать, что было необычно. Тревоги бывали и ранее, но в этой сразу чувствовалось что-то необычное. Весь день 21 июня 1941 года мы провели на аэродроме, ничего не делали, но тревоги не отменяли. На ночь тревогу также не отменили, и мы провели всю ночь на аэродроме под самолётами. Утром 22 июня 1941 года стали распространяться слухи, что полк полетит ближе к границе на какие-то маневры. После обеда обе эскадрильи были подняты в воздух, и они улетели, но куда, нам опять ничего не объяснили. Через несколько часов самолёты стали возвращаться, часть самолётов не вернулась, часть вернулась с пробоинами, и только к вечеру нам объяснили, что началась война – фашистская Германия напала на нашу родину, её самолёты бомбили многие наши города и войска перешли границу и двигаются в глубь нашей территории. По рассказам товарищей, летавших на бомбёжку, наших истребителей в воздухе не видно, у немцев истребители имеют большую скорость и сильное огневое вооружение. От огня немецких истребителей наши самолёты быстро загораются».

......................................................................................................................................................................................................................

С 22 июня практически каждый день в небо взмывали один за другим советские самолёты, был приказ – бомбить колонны немецких войск, движущиеся по шоссе от Бреста к Минску. Многие не возвращались с боевого задания, трудно было противостоять вражеским истребителям, имеющим большую скорость и мощное огневое вооружение. Однажды во время очередного боевого вылета самолёт Михаила Обаляева был подбит, загорелся и начал падать. Члены экипажа пытались скорее покинуть пылающую кабину. «Выбравшись из кабины и пролетев значительное расстояние, я открыл парашют, – вспоминает автор записей. – Надо мной на парашюте спускался ещё один человек, а внизу стремительно летел к земле третий, но парашют у него не наполнялся воздухом, а плескался бесформенной массой. В воздухе кружили немецкие истребители, а внизу догорали наши самолёты». Михаил и стрелок-радист тогда спаслись, а командир экипажа, у которого прогорел парашют, погиб. К началу июля в полку не осталось ни одного из 60-ти бомбардировщиков, при этом было потеряно более половины лётного состава. В результате его расформировали, а Михаила Обаляева направили в другой – 714-й авиаполк, потом был следующий, ещё один и ещё… Постоянно менялось и место базирования, в зависимости от движения немецких войск, располагались всегда в самых «горячих» точках.

Советская авиация бесспорно оказывала значительную поддержку наземным войскам в нелёгкой борьбе с фашистами. Без неё не обходились и важнейшие переломные сражения. В декабре 1942 – феврале 1943 годов экипажам полка, в котором служил Михаил Обаляев, было дано задание – бомбить немецкую группировку фельдмаршала Паулюса, окружённую под Сталинградом. Работа велась интенсивная, за ночь наши лётчики делали до восьми боевых вылетов, что очень выматывало. Порядка двухсот боевых вылетов на счету молодого бойца и в ходе Курской битвы. «Зрелище с высоты ночью было кошмарное – куда ни посмотришь, по всему горизонту полыхают деревни и сёла, – вспоминает Михаил Карпович. – Немцы, отступая, поджигали всё, что может гореть, и горели не отдельные дома, а сразу целые населённые пункты».

Михаил со своей женой Александрой и детьмиБыл в судьбе нашего земляка и штрафной батальон, куда он попал в августе 44-го из-за конфликта с командиром своей эскадрильи. Получив ранение головы, был отправлен в госпиталь. От смерти спасла каска, которая снизила скорость осколков снаряда, тем самым помешала им нанести более серьёзные повреждения. Чуть позже решением Военного трибунала Михаил Обаляев был освобождён от наказания – судимость была снята, а приказом командующего первым Белорусским фронтом маршала Жукова был восстановлен в правах офицера. Но летать бойцу больше не пришлось из-за последствий ранения.

Война унесла жизни двух братьев Михаила Обаляева – Василия и Николая, ему же была уготована иная участь. Неоднократно лётчик находился на волоске от гибели, но судьбою, видимо, было предначертано – уцелеть. За годы Великой Отечественной войны он совершил 536 боевых вылетов (это только за линию фронта) и несколько сотен спецполётов. За боевые заслуги был награждён орденами «Красной Звезды», «Отечественной войны II степени», «Красного Знамени» и получил звание старшего лейтенанта.

После войны Михаил Карпович вернулся на родину, женился. В семье появились дочь Лариса и близнецы – Василий и Николай. Мирная жизнь Михаила Обаляева была уже связана с катерами и пароходами, на которых он работал помощником капитана, сначала в Мышкине, потом в Москве и, наконец, в Угличе.

Изложенные на бумаге воспоминания Михаила Карповича, которого уже нет с нами, бережно хранят его близкие. Со временем из памяти стираются многие события, теряется важная информация, но благодаря его записям историю жизни фронтовика можно всегда «услышать» от первого лица.

Наталья ОВЧИННИКОВА

Фото из архива семьи Обаляевых

«Угличанин» №23 (426) от 24.06.2015 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить