23.03.2016 11:01
110-я годовщина со дня образования Подводных сил России в Угличе, казалось бы далёком от морей и океанов, не прошла незамеченной. У нас живёт немало тех людей, кто посвятил значительную часть своей жизни службе Отечеству на подводных лодках: офицеры запаса, матросы, а кому-то ещё только предстоит нести на подлодках нелёгкую службу. В числе тех, кто решил поделиться с нами своими воспоминаниями, капитан второго ранга Владимир Иванович Телков.
Я горжусь тем, что моя жизнь была связана со службой на атомных подводных лодках. В далёком 1962 году я работал слесарем на Угличском часовом заводе. И в том же году осуществилась моя мечта – я стал курсантом Высшего Военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского. В 1967 году, получив звание инженер-лейтенанта флота, был направлен на Тихоокеанский флот. Три года на Камчатской военной флотилии и 19 лет – на Северном флоте. За эти годы многочисленные дальние походы, служба в штабе 1-ой флотилии атомных подводных лодок Северного флота.
Вспоминая свою молодость, спрашиваю себя, не жалею ли о выбранном пути? Нет, поступил правильно. Что запомнилось больше всего в дальних походах? Это – плавание подо льдом в Гренландском море. Несмотря на то, что на лодке есть эхоледомер и торпеды для создания полыньи на случай аварийного всплытия лодки во льдах, становится неприятно, что над тобой лёд. Особо хочу поделиться чувствами, когда лодка всплывает, и в отсеки врывается чистый морской воздух, который пьянит. И, конечно, когда разрешён выход наверх в ограждение рубки и долгожданная сигарета, кружится голова. После 90 суток подводного плавания словами не передать, что чувствует подводник. Особо вспоминаются периодически повторяющиеся возгорания электрооборудования. Почему пожары? А как им не быть, если конструктивно существуют все условия для их возникновения. В отсеках кабельные трассы различного напряжения и частоты, электрощиты. И все это, когда высокая влажность от работающей паровой турбины, насосов питательной воды, паров турбинного масла и, конечно, пресловутый водород из аккумуляторных ям. Бывало, увидишь, что электрики пошли по лодке с мегомметром. Это значит, что определив нуль сопротивления изоляции, пошли искать, где это. Ждёшь, в каком отсеке может случиться вспышка. Далее, если своевременно не нашли нуль, аварийная тревога, ликвидация возгорания.
На флотах была отработана серьёзная подготовка экипажей лодок. Это, конечно, обучение в учебных центрах, занятия по специальности, отработка экипажа и аварийных партий по борьбе за живучесть. Будучи командиром отсека, я часто обучал матросов действовать в сплошной темноте. Завязывали матросу полотенцем глаза, делали ему два-три оборота и предлагали найти тот или иной клапан, машинки клапанов вентиляции и другое оборудование. Когда на нашей лодке был затоплен 9 отсек, получив приказание, пришлось нырнуть и на ощупь найти клапан осушки трюма, открыть его. Офицеры электромеханической службы были обязаны знать на память все системы лодки и, прежде всего, это погружения и всплытия, трюмно-балластную, воздуха высокого и среднего давления, общие корабельные системы. Ну и, конечно, уметь практически запустить любой механизм. Управляя ядерным реактором и всей главной энергетической установкой, я знал наизусть все инструкции. Этому способствовала длительная учёба в составе экипажа в Учебном центре города Обнинска.
Вы когда-либо видели слёзы моряков-подводников? Я видел, и не раз. Представьте, лодка на глубине 250 метров, идёт второй месяц автономного плавания, в кают-компании обед, и вдруг по радиотрансляции детский голос со словами «Мой любимый папочка! Поздравляю тебя …» Далее детские новости и т.д. Оказывается, наш замполит перед походом побывал в семьях и на магнитофон записал поздравления семей по случаю Дня рождения. На каждой лодке, экипаже свои традиции. Вспоминаю конкурс на лучшую бороду. За время плавания отрастали отменные бороды, которые перед базой было приказано сбрить. А так хочется покрасоваться перед семьёй с бородой! Практически все офицеры собирали ежедневную положенную плитку шоколада и тарань за весь поход. Уже потом, дома, вручаешь сыну 75-90 штук шоколадок, глаза у него горят от радости.
Особенно вспоминаешь о близких, жене и детях. У жён экипажа была настоящая дружба, и особо она проявлялась во время длительного плавания экипажа. Помогали друг другу во всём. А как они в условиях секретности узнавали точное время прихода в базу лодки? Прорывая все кордоны, стояли группой на берегу и ждали своих мужиков. Конечно, были и те, которые улетали на большую землю и приезжали перед возвращением лодки в базу.
Не обходилось и без трагедий. На моей памяти – это пожар в сентябре 1967 года, когда на АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» случился пожар в торпедном отсеке из-за возгорания паров масла системы гидравлики. Погибли 43 моряка. Сейчас они лежат в братской могиле на берегу реки Малая Лица, недалеко от города Заозерска Мурманской области. 7 апреля 1989 года катастрофа с ПЛА К-278 и гибель 42 моряков. Перед глазами командир экипажа, капитан 1-го ранга Женя Ванин. Я разговаривал с ним перед уходом в его последнее плавание. Он предчувствовал беду.
Хочу поделиться с угличанами, на мой взгляд, особенно несправедливым явлением в нашей России. В феврале 2016 года ушёл из жизни вице-адмирал Е.Д. Чернов, Герой Советского Союза, бывший командующий 1-ой флотилией атомных подводных лодок Северного флота. И как наши СМИ откликнулись на это? Странная тишина. Но зато по нескольку раз сообщалось об артисте Николаеве, о смерти Крачковской и т.д.
Обратите внимание на то обстоятельство, что когда отмечается День ВМФ или день подводника, то милиция не переводится на усиленный режим службы, не отключаются фонтаны. Почему это? А потому, что моряки заслужили к себе уважение народа тяжёлой и очень опасной службой на кораблях и подводных лодках!
Мне посчастливилось служить в советском Военно-Морском Флоте, когда только в составе нашей 1-ой флотилии ПЛА были 54 подводные лодки. Ежедневно на боевой службе находилось до 5 лодок, в том числе в Средиземном море и Северо-Восточной Антлантике.
Всех причастных к подводному флоту, ветеранов и членов семей, я поздравляю с нашим праздником – Днём моряка- подводника. Как говорят, чтобы число погружений равнялось числу всплытий!
Владимир ТЕЛКОВ, капитан 2-го ранга
«Угличанин» №11 (464) от 23.03.2016 года