25.05.2016 09:12
Более 10 лет прошло со времени съёмок фильма «Весьегонская волчица» в деревне Клясово Угличского района, а жители Отрадновского сельского поселения вспоминают об этом, словно всё было вчера. Поскольку у них это запечатлелось в памяти не иначе как события вселенского масштаба. Ещё бы – съёмки кино были у них дома, с именитыми артистами они пили чай и даже, сидя на завалинке, вели беседы «за жизнь». Дополняли реквизит своими сундуками и корзинами, валенками и платками. А однажды, когда из клетки сбежала стая волков, не на шутку переполошились. На съёмочной площадке чего только не случается, а какими былями и небылицами это потом обрастает, нам ли не знать!
«ВЕСЬЕГОНСКАЯ ВОЛЧИЦА»
В домах местных жителей сегодня на почётном месте диски и кассеты с фильмом «Весьегонская волчица». Мало ли кто нагрянет в гости, так за компанию и пересмотрят. В который раз, уж и со счёту сбились. Да и неважно это, главное – приобщение к кинематографу, с которым они однажды соприкоснулись.
........................................................................................................................................................................................................................
«– ГРОЗА БУДЕТ, – СКАЗАЛ ЕГОР И ПОМАНИЛ ВОЛЧИЦУ: – НУ, ИДИ СЮДА. ПОСИДИМ, ДА ДВИНУ, МНЕ ЕЩЁ ПОСЛЕ ОБЕДА В КУЗНИЦЕ РАБОТАТЬ. А ВЫ ЖИВИТЕ. МУЖИК У ТЕБЯ ТОЛКОВЫЙ, А О ТЕБЕ И ГОВОРИТЬ НЕЧЕГО. ПРОЖИВЁТЕ. А ЗАХОЧЕШЬ ПРИЙТИ – ПРИХОДИ, ВСЕГДА ПРИМУ. – ЕГОР ПОГЛАДИЛ ВОЛЧИЦУ ПО ГОЛОВЕ, ПРИЖАЛСЯ К НЕЙ ЩЕКОЙ. ГРУСТЬ ПЕРЕПОЛНЯЛА СЕРДЦЕ, СЛОВНО ОН РАССТАВАЛСЯ НЕ С ВОЛКОМ, А С РОДНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ…»
Борис ВОРОБЬЁВ, «Весьегонская волчица»
........................................................................................................................................................................................................................
Сценарий фильма был написан по мотивам одноимённой повести Бориса Воробьёва. В его основе – рассказ об охотнике, жизнь которого пересекается с беспощадной и очень умной волчицей – вожаком стаи. В 2002 году, когда началась работа над картиной, режиссёр и продюсер Николай Соловцов приобрёл волчат и стал их выращивать на зообазе «Петушки». По сюжету охотник Егор, которого играет Олег Фомин, крадёт волчат из логова, а потом делает на них бизнес, но звери, выследив охотника в лесу, бросаются на него, чтобы растерзать… Во время съёмок финальной сцены, когда они кидаются в погоню, волк на самом деле укусил актёра за руку, а потом вцепился зубами в ягодицу. От тяжёлых травм Олега спасло тогда то, что на нём было двое ватных штанов. В подобных случаях говорят – «вошёл в роль», хотя до этого ел у актёра с руки…
Герой фильма – потомственный охотник. Он живёт среди природы, как его предки, – в небольшой российской деревушке. Месть, ненависть, любовь, предательство – всё это присутствует, как и положено в драме. Человеку и зверю пришлось пройти через множество испытаний, которые их сильно изменили.
В главных ролях снимались:
Дед Матвей – Лев Борисов, Маша – Елена Дробышева, председатель – Лев Дуров, Егор – Олег Фомин, Петька – Владимир Гостюхин…
МАССОВКА
Павел Кочалов, житель пос. Отрадного:
– Впечатления от съёмок фильма «Весьегонская волчица» – самое неизгладимое. На всю жизнь! Меня как столяра, как строителя пригласили поначалу в помощь декораторам. Всё, что ни скажут, делал: подъезды к дому оформлял, баньку рубил (Фомин из баньки выходил), старый брошенный сарай надо было переделать… Да и по мелочи – много чего. Не повезут же из Москвы, к примеру, бредни, сети, вяленую рыбу. А потом ещё в трёх эпизодах участвовал: на бревне нужно было посидеть, покурить у дома председателя; в толпе возмущённой был, когда Гостюхин, то есть Петька, рвался во двор Егора щенков волчицы убивать. А ещё нам троим, со мной были Серёга Максимов и Серёга Медведев из Отрадного, предстояло вытаскивать корову из болота. С первого дубля правды жизни не получилось. Пришлось окунуться в грязь, изобразить, как нам тяжело. То есть примерить на себя «шкуру» актёров. А вообще, скажу я вам, думал, что такие артисты, как Гостюхин, Лев Дуров, – пальцы веером, а они – хорошие люди, очень общительные… Знаете, я после этого фильма в общество охотников вступил, но на волков не ходил ни разу.
Маргарита Вогачёва, жительница деревни Клясово:
– В нашем доме режиссёр облюбовал сени и двор. Это у нас волки в клетке и в будке сидели. Я сама-то в кадре не была, а вот корова наша Малютка, по фильму Зорька, участвовала. Это её Павел Иванович с мужиками из болота тащил, когда она, якобы заблудилась. Весной, как раз в эту пору (я запомнила, потому что картошку сажали) волки прогрызли дыру в клетке и удрали. Семь хищников в лес ушли. За дрессировщицей тогда специально ездили. Она всех их вывела, кроме одного. За ним потом отдельно ходила. Нам, конечно, страшно было. Что у них на уме? Зверь – есть зверь. Мы уж из дома не выходили, пока их искали. По домам для съёмок тогда у нас в Клясово брали шайки, сундуки, плетёные корзины… Дробышева в моём платке с красной каёмочкой снималась. А Гостюхин, оказывается, такой простой, словно 100 лет с ним были знакомы. Мы со всеми сдружились.
Жуковы тут у нас жили, Галина Филипповна (царство ей небесное), бывало, и пирогов им напечёт, и чайник поставит: «Идите, ребятки». Да и яишенку им «толкали», когда съёмки задерживались. А так им еду в термосах привозили на площадку. Снимут то, что надо, и уезжают отдыхать. Жили они в санатории... Мне дочка фильм потом на кассету переписала.
Екатерина Королькова, жительница деревни Клясово:
– У нас дом старинный, четыре окна налицо. Его выбрали как «дом для председателя». Лев Дуров его играл. И я снималась.
Первая кадриль – с одной настоящей актрисой мы по деревне прошлись. Вторая кадриль – автолавка приехала, и мы в очереди постояли. Специально не переодевали меня. Я была в своей фуфайке и в платке, чистенько одетая. А в сарайке моей была как бы кузница, капканы на волков в ней делали. Волки- то вообще у меня гуляли: два взрослые и щенята. Страшно! А они ходят по двору, как будто так и надо.
Помимо самих жителей деревни Клясово, полюбопытствовать, как идут съёмки, людей собиралось немало. Для гримёрки тогда оборудовали один из классов Отрадновской школы. И на перемене не раз можно было слышать счастливый возглас ребятни: «Смотрите, смотрите, Антибиотик идёт». Сериал «Бандитский Петербург» с Львом Борисовым в этой роли был тогда на пике популярности. Сегодня автографы в дневнике и фотографии с артистами повзрослевшие «дети» хранят как счастливые моменты своего «прикосновения» к кино. Ну, а сама деревня переменилась, осовременилась, на крышах теперь металлочерепица, дома крашеные, заборы основательные. Чувствуется, что благосостояние у людей улучшилось, но, увы, ушёл тот колорит, который виден глазам только кинематографиста. Так что на второй «счастливый момент» рассчитывать, наверное, не стоит.
Нина БЛОХИНА
ИЗ ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ «УГЛИЧАНИН»:
«В скандинавских странах отстрел волков запрещён законом ввиду незначительной популяции этих особей. В стране Суоми волков больше ста. И, хотя департамент охоты Финляндии ежегодно охотно выдаёт лицензии на отстрел лосей, рогатых красавцев становится всё больше. Но не волков… Так почему бы не принимать у нас, в Угличском районе, тех, кто за рубежом спит и видит легендарную охоту на волков?»
Владимир Зарецкий
ОТВЕТ
Святослав Зайцев, председатель Угличского отделения общества охотников и рыболовов Ярославской региональной общественной организации:
– Заниматься промысловой охотой на волка в Угличском районе невозможно. Во-первых, популяция этого зверя у нас незначительна. Мы даже не можем назвать точную цифру, потому что волки постоянно мигрируют. Они то в одном соседнем районе, то в другом, а то уходят в Тверскую область. Во-вторых, охота на волка – очень мобильная. Допустим, мы вышли на свежие следы. Нам повезло! Егерь «тропит» это место. В течение нескольких часов очень оперативно организуется бригада. Пытаемся зверя флажить. В основном, это происходит на правом берегу. Охота начинается рано утром, по тёмному, все встают на номера. Но не факт, что волка добываем. Он способен и уйти. Это очень умный зверь, он может и выскользнуть из круга. Как правило, за зимний сезон добываем одного- двух волков. Да, раньше было больше, но где взять? И, тем более, гарантировать добычу иностранцам… Это нереально.
Что касается фильма «Весьегонская волчица», – да, конечно, я его смотрел и пересматривал. Сильная вещь!
«Угличанин» №20 (473) от 25.05.2016 года