Туризм – отрасль экономикиНа прошлой неделе все СМИ объявили о том, что туризм на государственном уровне признан отраслью экономики. Федеральное Агентство по туризму указом Президента РФ переведено в подчинение Министерству экономического развития. В преддверии Всемирного дня туризма об итогах деятельности за 9 месяцев 2018 года в туристической деятельности, а также о планах нам рассказала заместитель главы УМР по вопросам туризма Юлия Воронова.

– Юлия Алексеевна, какие наиболее значимые изменения в сфере туризма произошли в этом году?

– Наиболее серьёзным является то, что Ростуризм передан под юрисдикцию Минэкономразвития. До этого он находился в ведении Министерства культуры. Это, безусловно, означает большие изменения в стратегии развития отрасли, которые, конечно, коснутся и нашего города.

– В чём экономическая составляющая туризма для благосостояния Углича?

– В первую очередь туристическая деятельность позволяет привлекать в Углич финансовые потоки извне. Всегда существует определённый оборот денежных средств, который происходит внутри города. Привлечение же туристов даёт возможность вливания в этот поток новых средств, которые остаются внутри города, становясь частью его благосостояния. Кроме того, туристический бизнес – это по сути продажа знаний и впечатлений. А это ресурс неисчерпаемый. Но в то же время впечатление легко испортить и об этом нужно помнить всегда, наш продукт неосязаем и очень хрупок.

– Какая часть бюджетных средств используется для развития туризма в нашем городе?

– Совсем небольшая. Стоимость привлечения одного ночующего туриста из них равна стоимости тоненького буклета или вовсе флаера (рекламы) на одной страничке. А один гость оставляет в Угличе в среднем в от 1 до 5 тысяч рублей.

– Какие основные пути развития туристической деятельности последних лет вы можете назвать?

– Мир сегодня меняется стремительно, и сфера туризма отражает это как никакая другая. Огромное значение имеет распространение и внедрение информационных технологий. В этом году тему Всемирного дня туризма определили как «Туризм и его трансформация в цифровом пространстве», потому что именно цифровые технологии на сегодняшний день дают неограниченные возможности по продвижению и накладывают ответственность за качество сервиса (так как активно люди делятся отзывами), ускоряют процесс предоставления услуг. Углич старается не отставать. Сейчас мы ведём работы по актуализации сайта (к нему обращаются более ста тысяч посетителей ежегодно), работаем в рамках приложения TopTripTip, уже более 19 тысяч прослушиваний нашего аудиогида на платформе izitravel. Информация об Угличе есть на всех популярных туристических порталах, и она регулярно обновляется.

– А в этом году в каких наиболее значимых мероприятиях принимал участие Углич?

– Важным, печальным и в то же время очень полезным стал опыт участия в конкурсе «Комфортная городская среда». Как помните, нам не хватило 0,3 балла. Увы, мы проиграли, но сейчас упорно готовимся ко второй попытке и снова будем подавать заявку на реконструкцию Спасской. Важно, конечно, что мы вошли в состав национального проекта «Золотое кольцо России», в Союз по взаимодействию и развитию городов «кольца». Также в этом году Углич был представлен на IV Фестивале малых городов в Тобольске, проходившем под девизом «Большое – в малом», под эгидой Ассоциации малых туристских городов. Мы участвовали во множестве всероссийских выставок по туризму и везде показали себя достойно. Большая работа ведётся совместно с Департаментом туризма Ярославской области в рамках проекта «Ярославия – среднерусская гардарика». На выставке «Отдых» с 11 по 13 сентября Углич был представлен на стендах «Ярославия во всех нарядах хороша», «Созвездие малых городов» и «Золотое кольцо России».

– В Угличе ежегодно проводятся различные фестивали. Чем они значимы для города в целом?

– Фестивали, становясь традиционными, ежегодно привлекают массу людей. Вообще фестивали – это формат туристических мероприятий, который актуален для развития индивидуального туризма и увеличения количества ночёвок. Гость, остающийся в городе ночевать, с экономической точки зрения более выгоден, чем однодневный экскурсант. Фестивали работают на перспективу.

Уже не за горами XIII Фестиваль активного семейного отдыха «Зимние забавы в Угличе» – это событие очень яркое в календаре Центральной России в феврале. Или, например, фотофестиваль «Фотопарад в Угличе». Его участники живут в нашем городе по нескольку дней, пользуясь товарами и услугами городских предприятий торговли и сферы услуг. А по завершении каждого фотофестиваля в течение всего года в сети идёт продвижение Углича в виде фоторабот участников, которые размещаются на всевозможных ресурсах. В этом году мы пересмотрели формат велофестиваля и в следующем году проведём его в другом формате. Приятно, что инициатива по созданию новых событий идёт со стороны нашего государственного музея и других объектов турсферы. Надеемся, что в следующем году мы запустим два новых интересных события.

– А как вы можете прокомментировать внедрение фестиваля «Углече Поле» как нового формата празднования. Это был полезный опыт?

– Да, я считаю, что очень полезный. Дело в том, что празднование Дня города проходит по всей стране примерно одинаково, год от года. Формат фестиваля новый для Углича, его цель – сделать это событие действительно «угличским», не похожим ни на какой другой, зародить традиции современного формата культурного городского события. Хочется, чтобы угличане были не наблюдателями, не зрителями, а вовлечёнными участниками, созидателями.

– Какие ещё новые направления в туристической деятельности появились в этом сезоне?

– В прошлом году у нас в Угличе открылись два музея, два хостела, новый ресторан. В этом году появились сразу два гастрономических объекта – это Street&Food Bar «Opyata» и гастрономическая студия «Гараж». С «Opyata» мы в этом году попробовали новый формат с гастрономическим шоу «Кухня на углях». Студия «Гараж» уже заявила о себе яркими гастрономическими вечеринками и мастер-классами, в ходе которых участники сами готовят блюда разных национальных кухонь. Оба объекта пользуются популярностью как у угличан, так и у гостей города. Также запущен проект «Углич со вкусом», пока о результатах говорить не приходится, но мы стараемся наладить систему обучения для линейного персонала объектов общественного питания в Угличе. Вообще в сфере гастрономического туризма у нашего города очень большие перспективы – местные продукты отличаются качеством, разнообразием, уникальностью. К сожалению, ещё не все объекты питания взяли на вооружение то, что это наша изюминка и в меню должны присутствовать блюда на основе исключительно местных продуктов.

– Углич славится не только своими историческими достопримечательностями и архитектурой, но и живописными окрестностями. Поэтому в тёплый сезон многие приезжают сюда, чтобы пожить в палатках, на природе. Не вредят ли отдыхающие экологии?

– Да, действительно, многие гости разбивают палаточные лагеря. И хочется отметить дисциплинированность экотуристов. Местные жители иногда жалуются, что отдыхающие оставляют после себя грязь и мусор. Но практика показывает, что, как это ни парадоксально, мусорят и местные жители, выезжающие на несколько часов «на шашлыки». Зачастую коллективам туристических фирм, которые собираются доставить клиентов на место разбивки палаточного лагеря, приходится предварительно проводить субботники по очистке местности… Сами же туристы умело организовывают свой быт, а мусор собирают и увозят с собой.

– Есть ли в нашей местности специально организованные кемпинги для палаток?

– К сожалению, нет. Эта ниша бизнеса свободна. Возможно, в будущем что-то изменится.

– Существуют ли какие-то проблемы в развитии туристической деятельности в Угличе?

– Проблемы малых городов в туризме все очень одинаковые. Первое – это престиж профессии. Напрямую в туризме в Угличе занято 1700 человек, но постоянно ощущается кадровый голод: нужны официанты, администраторы, повара. «Обслужить туриста» и «принять гостя» – это ведь совершенно разные вещи. Радушие, хлебосольство, щедрость и забота – это черты нашего национального характера. Молодым людям не стоит бояться начинать ещё во время учёбы свою профессиональную деятельность в сфере услуг. Это очень большая школа и ценный багаж. Второе – транспортная доступность. Дорога до Ростова, до Рыбинска, ж/д сообщение с Санкт-Петербургом – это приоритет для развития туристических маршрутов. Третье – будем ждать, как скорректируется работа в связи с переходом в Минэкономразвития.

– Каковы планы вашей работы на будущее?

– На ближайшую перспективу их можно разделить на несколько блоков: активная работа в рамках стратегии развития туризма Ярославской области, работа в проекте «Золотое кольцо России», участие в проектах Ассоциации малых туристских городов, работа по привлечению средств на реализацию проектов благоустройства и сохранению исторического облика, развитие событийного туризма, информационное продвижение Углича как туристического направления.

Наталья СЕРОВА

«Угличанин» №38 (593) от 26.09.2018 года