На главную страницу



Велосипедисты АНО «УКВ», чтобы побывать в Знаменском, преодолели почти 90 кмУникально-прекрасная погода этой осенью (говорят, такого тепла и солнца не было 52 года!) дала возможность Угличскому клубу велосипедистов продлить велосезон, совершив поездку в Знаменское – родовое поместье Тютчевых, – не просто чтобы вновь посетить славное место, а чтобы оценить, в каком состоянии усадьба сейчас, и, если возникнет необходимость, прибраться вокруг неё.

Именно с этими местами связана память о замечательном русском поэте Фёдоре Тютчеве, стихи которого нет-нет да и всплывали в нашей памяти, пока мы мчались на родину его предков.

 

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Именно такой день и был, и мы крутили головами, любуясь на живописные поля, на леса, словно раскрашенные художником-импрессионистом, на деревеньки вдали. Маршрут Александр Старостин знал назубок, а всем остальным это было необязательно. Главное – не отставать от ведущего (кстати, только перед написанием статьи посмотрел гугл-карты, чтобы вспомнить, какие населённые пункты мы проезжали, и рассмеялся комментарию: «проехать на велосипеде здесь не получится»). Саша баловал нас историческими экскурсами, если проезжали мимо какого-то интересного места. На родине «водочного короля» Петра Смирнова притормозили. От деревни Каюрово остались лишь старые скрюченные яблони да могучие липы. От домов никаких следов. Кто не знает, проедет мимо и не вспомнит, что «поставщик двора Его Императорского Величества» детство провёл в этих местах.

Дорога хоть и не баловала, но была вполне нормальной до Муравьёва, разбито-сносной – до села Климатино. Там мы остановились, чтобы сфотографировать церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую в этом году неожиданно начали реставрировать. Если это благое дело доведут до конца, то храм предстанет во всём былом великолепии. Климатино, как рассказал Старостин, славно тем, что оно некогда было вотчиной дворян Грязных. К этому роду принадлежали дедушка и бабушка Ксении Шестовой – матери первого царя из династии Романовых – Михаила.

Николай Мелешкин свою жизнь посвятил ЗнаменскомуПуть дальше лежал через Ульянкино, где у магазина мы решили поинтересоваться у пожилого мужичка с велосипедом, проезжая ли дорога в Знаменское по полям.

– Прекрасно проедете! Я сам оттуда. Там живу уж сорок лет, – бодро ответил нам местный житель.

Так мы и познакомились с Николаем Викторовичем Мелешкиным. Он всю жизнь проработал в колхозе, а жил в с женой в Знаменском в родительском доме. Жена умерла, Николай ведёт хозяйство один и присматривает за кладбищем при церкви. Я вручил ему газету, он обрадовался. Хотел сопровождать нас, но мы решили, что и сами не заблудимся, а мешкать было нельзя – осенний световой день короткий.

До усадьбы оставалось уже недалеко: миновали мост через Корожечну в Подольцах, поднялись, наверное, в единственную на пути горку и добрались до Ильинского. Тут к усадьбе Тютчевых началась просёлочная дорога полями и оврагами. Николай не обманул: ехать было одно удовольствие. В болотины и ручьи этим летом положили трубы и засыпали гравием. Постаралась глава Головинского поселения Татьяна Малофеева, видимо, перед очередным тютчевским фестивалем обустроить подъезд к Знаменскому. А год назад участников тютчевского фестиваля подвозили в июне через все непроезжие грязи и топи в кузове огромного «Урала». А теперь мы легко ехали на велосипедах, успевая осматривать красоты тютчевских мест.

«Старинный парк в излучине реки с необъятными седыми берёзами, золотоствольными соснами и липами такими же медвяными, как и двести лет назад, – так описывал свои впечатления от встречи с усадьбой создатель Музея кацкарей в деревне Мартыново Сергей Темняткин. – Краснокирпичная церковка 1784 года постройки согласно своему статусу взобралась на самое высокое место, на горбань, а прямо против неё, чуть ниже, угнездился – иного слова не подберёшь – раздавшийся вширь бревенчатый господский дом, возведённый в самом начале XIX столетия. Здесь всё необыкновенно, всё дышит прошлым, и даже имя этого места, озарённое Знамением Божьей Матери, звенит булатом побед екатерининского времени – Знаменское. Здесь хочется жить, здесь можно стоять часами, здесь дышишь и не надышишься, и чудится – ещё мгновение, и заговорят, заспорят, закружатся в танце среди этих лип, сосен и берёз благородные люди осьмнадцатого столетия... Стоит только спуститься с высоких кацких круч – и вот он, необыкновенный заповедник глумяной помещичьей души».

Лучше главного кацкаря-соседа и не напишешь – именно такие фантазии возникают в голове, когда взору предстают разрушающаяся церковь, барский дом, аллея вековых деревьев. Мы, прислонив велосипеды к могучей сосне, побродили там, как водится, когда встречаешься вновь со Знаменским. Дом продолжает разрушаться: кто-то разбирает из-под него фундамент, внутри всё порушено, пол давно разобрали, зияют ямы... Ходили там, видимо, и чёрные копатели, как кроты, разрывая землю в поисках чего-то ценного. Храм Знамения сильно руинирован, крыши нет, всё течёт и продолжает стремительно разрушаться. Владелец у усадьбы есть, но у него нет ни сил, ни средств на её восстановление. Насколько известно, он не прочь продать, да пока нет покупателя. Приценивался гражданин Америки, да потом пропал. Самое ужасное, что тютчевский дом даже не в реестре памятников культурного наследия. Никто, увы, не позаботился об этом. Нет его почему-то и в кадастровой карте.

О печальной судьбе гнезда Тютчевых порассуждали, сидя на чурбанах прямо напротив храма и обедая бутербродами. Пессимизма было больше, чем оптимизма: зачем и кому нужно тут всё восстанавливать, кто сюда поедет, какой туризм, пропадёт тут всё! А ведь это удивительное место связано с замечательным русским поэтом, ярчайшим представителем Золотого века в русской поэзии, стихи которого изучают бесконечные поколения наших школьников. Его поэзия, как никакая другая, будоражит русского человека, ненавязчиво воспитывает в юных умах патриотов. А мы не можем сохранить родовую усадьбу! Не можем сделать из этого места заповедный музей!

Поистине «умом Россию не понять...». Хотелось бы верить, что ещё поймём, каким богатством пренебрегаем, и начнём спасать, пока не поздно. Мышкинские краеведы много сделали, чтобы дом не разрушился, но настало время либо восстанавливать, либо плюнуть и забыть.

После неутешительных разговоров прибрали мусор и засобирались домой, чтобы доехать дотемна. Пришёл поприветствовать нас Николай Викторович, добравшийся наконец до дома. Покурил, вспоминая, кто у него лежит на знаменском погосте. Там же и предки Фёдора Тютчева обрели вечный покой. Но краеведы в своё время обнаружили лишь один надгробный памятник, который стоит неподалёку от храма. Из-за облаков вышло солнце, и оптимизма прибавилось: а вдруг да и найдётся Знаменскому спаситель-меценат?! Искать надо.

Алексей СУСЛОВ

Фото автора

Олег БОРОДУЛИН, член Угличского клуба велосипедистовОлег БОРОДУЛИН, член Угличского клуба велосипедистов:

– На предложение проехать около 90 км по осенней пасмурной погоде я отреагировал довольно скептически. Мотивировало то, что я ещё ни разу не был в Знаменском, да и в целом та сторона Угличского района мне мало знакома от слова «совсем». Выдохнули – поехали. Когда оставили позади знакомое левобережье, нашему взору стали открываться новые виды и осенние красоты. Напугали плохой дорогой, но она оказалась совсем даже ничего на наш местный непритязательный вкус. В итоге все были вознаграждены прекрасными осенними видами: достаточно плоские сельхозугодья сменились живописнейшими косогорами, изрезанными поймами Корожечны и Кадки. Правильно сказал один из участников пробега: «Дворяне знали, где селиться!» А когда пасмурный день преобразился в солнечный и погожий, от первоначального скепсиса не осталось и следа. Маршрут оказался довольно лёгким для подготовленных велосипедистов, но для новичков, конечно, было бы тяжело. С удовольствием прокачусь в эти тютчевские места в следующем сезоне.

Татьяна МАЛОФЕЕВА, глава Головинского сельского поселенияТатьяна МАЛОФЕЕВА, глава Головинского сельского поселения:

– Мы в меру сил и финансовых возможностей следим за усадьбой в Знаменском: ежегодно обкашиваем, убираем сухостой и мусор при их появлении. За последние два года построили 1,2 километра дороги, а в этом году сделали четыре трубопереезда на участке дороги Ильинское – Знаменское. В прошлом, 2017 году, непосредственно на этой усадьбе провели Х юбилейный Тютчевский межпоселенческий фестиваль народного творчества.

Алексей ГУСЕНКОВ, врач-анестезиологАлексей ГУСЕНКОВ, врач-анестезиолог:

– В Знаменском я был первый раз. Красота там такая! Местность необычная для наших равнин. Настоящая глушь, кажется, что медвежий угол. А приезжаешь и видишь – дворянское поместье, вернее, то, что от него осталось. Со школы люблю поэзию Фёдора Тютчева, он очень хороший поэт. Родовое гнездо надо сохранить для будущих поколений его читателей и почитателей.

«Угличанин» №43 (598) от 31.10.2018 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить