Редактор спецпроектов редакции «Аргументы и Факты- Верхняя Волга» Людмила Урб впервые увидела, как растут шампиньоныЖурналисты – участники творческого семинара «Ярославская журналистика: традиции и новаторство» не пошли протоптанной туристической тропой, а для своего развития выбрали глубинку Угличского района. И, как оказалось, были правы…

Вперёд, к новациям

Семинар этот проходил в рамках проекта «Журналистскому долгу верны» Союза журналистов Ярославской области, который был поддержан Фондом президентских грантов. И Углич для проведения выбран неслучайно: «Угличской газете», старейшему муниципальному изданию региона, 111 лет. Так что традиции здесь интересные и разнообразные. А уникальный журнал «Углече Поле», прямо скажем, вызывает одобрение и даже удивление не только в журналистском сообществе региона, но и всей России, и даже зарубежья. По своей тематической насыщенности, глубине и уникальности разработки различных тем, стильному оформлению он не раз отмечался в различных конкурсах как образец современного издания. Словом, здесь есть чему поучиться!

Бедный «Мерседес» с трудом, но старательно, не спеша преодолевая колдобины и ухабы сельской дороги, упорно вёз нас к первой «точке» – деревне Маймеры, где мы были вознаграждены знакомством с первой в Ярославской области фермой по производству шампиньонов. Так вот как, оказывается, произрастает любимый многими деликатесный продукт: на стеллажах, в особой субстанции, при оптимальной температуре и тёплом поливе. Ещё бы не быть ему таким нежным на вкус. От директора Александра Егорова мы узнали небольшую пока историю производства, которое основал московский бизнесмен на месте разорившейся молочной фермы. Всё как будто просто, да не очень: для этого потребовались, кроме идеи и мечты, солидные вложения, довольно сложное оборудование и рабочие руки: сейчас здесь трудятся 15 человек, в основном из ближайшей деревни, которым грибная ферма дала рабочие места. В планах – расширение производства в два-три раза. И это замечательно! Дай бог этим планам сбыться. Так новаторство привнесло в здешние традиционные сельхозпромыслы новые технологии и перспективы. Это, кстати, очень приблизило нас к теме нашего семинара.

А уж выйдя из автобуса в коттеджном посёлке Нефтино, мы, с удовольствием обозревая красоту окрестной природы, искренне удивились комфортному населённому пункту, где, кроме современных домов, выстраивается инфраструктура с причалом для яхт, уютным рестораном с хорошей кухней, удобным конференц-залом и даже пляжем с чистым песочком. Живи и радуйся! Но, чтобы так жить, надо, полагаю, много работать. Об этом, то есть о создании Нефтино и его инфраструктуры, нам рассказал Михаил Глухов – один из столичных предпринимателей, кто вложил в развитие этой территории свои идеи и, конечно, деньги.

Заинтересовало выступление заместителя мэра Углича Юлии Вороновой. Её я бы назвала настоящей патриоткой своего города: столько мыслей, планов, гордости, знаний было в её рассказе о том, как живёт здешняя туриндустрия, какие планы по развитию этой важной сегодня для экономики сферы деятельности. Символично, что именно в этот день к причалу Углича подошёл первый теплоход «Дмитрий Фурманов» с туристами. Для города, где жизнь сотен людей связана с туризмом, это, конечно, знаковое событие, дающее старт очередному сезону кропотливой работы и, хочется надеяться, хорошей прибыли, а значит, благополучия семей угличан. Меня, например, заинтересовали такие цифры. Углич, где проживают 32 тысячи человек, принимает в год 405 тысяч гостей, как настоящий курортный город, а в этой отрасли работают 1700 угличан – целый завод. Конечно, все новации, в том числе по расширению маршрутов и внедрению новых видов услуг для туристов, которые предпринимают органы власти вместе с профильными организациями и предприятиями, достойны одобрения и поддержки.

Предпринимателю Михаилу Глухову, в недавнем прошлом – журналисту, Ирина Пухтий вручила последние издания Союза журналистов ЯОЖурналистика и лжеСМИ

Подробно познакомившись с некоторыми ноу-хау на древней угличской земле, мы начали большой и обстоятельный разговор о трудах наших тяжких – о любимой профессии. Своими секретами успеха поделились с коллегами Алексей Суслов – редактор «Угличской газеты» и журнала «Углече Поле», Александр Кудряшев – тележурналист и режиссёр, Татьяна Данилова – главный редактор даниловской газеты и другие. А секрет прост: если журналистика будет стоять на месте, она просто в таком виде будет не нужна. Людям интересны хорошо проработанные и убедительно преподнесённые темы на злобу дня, «упакованные» в привлекающее внимание оформление.

Журналистика сегодня переживает не просто сложные, а очень трудные времена. Если коротко: идёт переформатирование, а проще говоря, перекройка информационного поля региона и страны. Информационный рынок, где очень высока конкуренция, штурмуют, и небезуспешно, интернет-издания, сайты, блоги и т.д. Это естественный и в общем-то положительный процесс, связанный с развитием технического прогресса в медиасфере. Но иногда бывает грустно, когда в информационное пространство приходят малограмотные, а еще страшнее – безответственные люди, которые не привыкли отвечать за свои слова, не обременены знаниями родного языка, а иногда и вообще какими-либо знаниями, зато ухарски умеющие собирать слухи, сплетни, выносить вердикты – словом, нести, говоря на профессиональном сленге, «дезу» – дезинформацию. Многие, обосновавшись в интернет-пространстве или имея финансовые возможности, «зависают» сутками в своих блогах. От некачественной работы таких, с позволения, «журналистов» теряется доверие к СМИ и настоящим профессионалам, которые не один десяток лет верой и правдой служат идее информировать, рассказывать, показывать, добиваться правды и справедливости, используя великую силу слова. Сразу прошу прощения у блоггеров, кто честно и профессионально работает, осваивая современные форматы, соблюдая законы и этику профессии – и такие, к счастью, есть.

Главный редактор газеты «Северянка» Татьяна Данилова рассказала, как сделать издание интереснымЧто же делать журналистам? А надо делать хорошие газеты и журналы, телерадиопрограммы, использовать такое преимущество Интернета как оперативность для размещения самой свежей, а главное, объективной информации. Кстати, чем журналист или СМИ отличается от нежурналистов и лжеСМИ? СМИ и профессиональный его сотрудник работают в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» и несут в полной мере ответственность за свои опубликованные материалы.

Сложно работать сегодня журналистам и по другим причинам: недофинансирование ставит нередко под угрозу многие издания, а профессия из некогда престижной и хорошо оплачиваемой превращается в сферу обслуживания определённых структур, и органы власти, кстати, в этой ситуации – не самый плохой вариант. Хотя давление и попытки цензурирования – а это наблюдается и у нас – «связывают» творческую свободу сотрудников СМИ, а значит, теряется главный смысл: говорить правду, помогать людям ориентироваться в происходящих событиях и процессах.

Один из свежих примеров: освещение темы размещения бытовых отходов из Москвы на ярославском полигоне. Эта тема поначалу тщательно замалчивалась многими СМИ, а один из каналов дал откровенную «дезу», преподнеся митинг протеста группы ярославцев как весёлую акцию сбора макулатуры. И это вместо толкового разъяснения ситуации и обсуждения с участием широких слоёв населения этой архинаболевшей проблемы для многих городов.

Говорят, что правда всё равно рано или поздно пробьёт себе дорогу. Но лучше, если это будет сделано своевременно, профессионально, компетентно, с пользой для дела, а главное – людей, региона, города, посёлка, деревни. В этом и есть смысл профессии журналиста, как, впрочем, и многих других профессий и людей, кому дорога родная земля, где мы живём и где жить нашим детям и внукам.

Ирина ПУХТИЙ, председатель Союза журналистов Ярославской области

«Угличанин» №18 (573) от 09.05.2018 года