Искорка от ПогорелкиБывает так: люди руки опу­стят, голову повесят. «Беда! Ничего нам не сделать. Ни­кто нас слышать не хочет. Никому мы не нужны!» А раз­вести эту беду им вдруг помо­гают люди «не наши», «при­шлые», которые приезжают в отпуск или на дачный сезон и вдруг в какой-то момент ста­новятся своими, почти род­ными, для них и двери широко распахиваются, и семейные истории им доверяются. Ого­воримся – не все такого дове­рия удостаиваются, а только те, кто в деле себя показал, а не наобещал с три короба и потом исчез.

КАРПОВЫ

Любовь и Владимир Карпо­вы домик в деревне Борушки Ильинского сельского поселения приобрели в 1988 году. Молодая семейная пара тогда впервые приехала из Москвы в эти места. Вокруг стояли вековые деревья, и природа была в первозданной красоте. Любовались этим они сравнительно недолго. В 2010-м Борушки полностью выгорают. Отстоять деревню у огня не удаётся. О том, что на этой тер­ритории был такой населённый пункт, сегодня напоминают лишь таблички с названием на въезде и выезде.Построить но­вый дом на пепелище тренеру по хореографии и инженеру не по силам, но в пяти километрах, в деревне Погорелка, продаётся старая изба по сходной цене.

Она и становится их пристанищем. Местных корней нет ни у той, ни у другого, а вот приросли и места менять не хотят. Нынче, уйдя на пенсию, даже собираются зимо­вать. Уже и дров заготовили.

А ДЕРЕВНЯ-ТО – СЕЛО!

Собственно и осматриваться-то вокруг не пришлось, чтобы по­нять: не деревня это вовсе, хоть по документам таковой числит­ся, а село, поскольку на самом видном месте церковь стоит. Карповы выяснять всё начали, как да что. История оказалась давняя. Церковь построили в 1811 году (перед самой войной с Наполеоном). Значит, молиться в неё за Отечество и за воинов приходили с самого начала от­крытия. Храм этот имеет два придела: Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы. По­строили её тщанием прихожан. О её строительстве сохранились местные предания, которые передаются из поколения в по­коление. Строительство якобы начиналось трижды: два раза материал и чуть ли не подве­дённый фундамент исчезали за ночь. Священнослужители и местные жители начали уже по­думывать о переносе постройки в соседнее Бабаево, но третья попытка оказалась успешной. Церковь Рождества Христова была весьма богатой, несмотря на не очень большой приход (количество людей, живущих в округе – Прим. автора). Это была заслуга меценатов. Одним из них был староста этого храма Павел Артемьевич Локотников, который похоронен на местном кладбище, как его отец и дети (сыновья Павла Артемьевича были купцами второй гильдии, отсюда и деньги). Кстати, по­томки Локотниковых и сейчас приезжают на могилы предков.

........................................................................................................................................................................................................................

ИЗ ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКОГО ОБЗОРА 1861 ГОДА СТАЛО ИЗВЕСТНО, ЧТО В ПРИХОДЕ ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА БЫЛО ШЕСТЬ ДЕРЕВЕНЬ: ПОГОРЕЛКА, ФАЛИЛЕЕВО, БАБАЕВО, ЗАБОЛОТЬЕ, КОЖЕЛЕВО, ЮРЦИНО; 126 ДОМОВ; 421 ЧЕЛОВЕК ЖЕНСКОГО ПОЛА И 300 – МУЖСКОГО.

........................................................................................................................................................................................................................

НАЧАЛО РАЗРУХИ

Церковь закрыли в 1932 году. До 70-х годов (!) прошлого века (это можно считать чудом!) она пребывала в хорошем состоя­нии. За ней смотрела ключница Надежда Молчанова, местный костоправ. Ни у кого не под­нималась рука на разграбление. И вдруг директор совхоза «Вос­кресенский» отдал указание её разобрать на кирпичи для хозяйственных нужд.

– Был разбит свод над тра­пезной, который соединял ко­локольню с храмовой частью, – рассказывает заслуженный работник культуры РФ Виктор Ерохин.– Мне пришлось при­ехать сюда вместе с секретарём общества охраны памятников Ириной Горшинской и дирек­тором Угличского музея Екате­риной Лапиной, чтобы пресечь слом памятника. Рабочие отсюда ушли, но, видимо, ненадолго.

Очевидцы вспоминают, как к церкви подъехали три грузо­вика и увезли большую часть икон, церковной утвари, книг и прочего. Надежда Молчанова тоже пыталась этому противо­стоять, но у неё отобрали ключи и отодвинули в сторону… Мест­ная детвора тоже участвовала в «приватизации» церковной собственности: срывали жемчуг с церковных одеяний, брали книги и всякую мелочь. Часть икон с нижнего яруса иконоста­са унесли в свои дома жители Погорелки, остальные увезли в неизвестном направлении.

НЕ ДАТЬ ПОГИБНУТЬ

Сейчас церковь представляет со­бой печальное зрелище. Вот как описывает её Владимир Карпов:

– Колокольня требует ремонта. Трапезная разрушена до осно­вания. На этом месте вырос лес. Высота деревьев достигала 20 метров. Деревья выросли даже на крыше храма. Сама церковь в аварийном состоянии. Обру­шился свод алтаря с северной стороны, так как крыша алтаря разрушена временем. Крыша основания купола тоже негерме­тична. Фрески сохранились, но в плачевном состоянии.

Что делать? Первая мысль – организовать субботники по расчистке храма и прилегающей территории. И народ отклик­нулся на призыв Карповых. Из села Веска Борисоглебского района даже приехал отец Геор­гий. Священник помог опилить деревья. В этот день его жена рожала четвёртого ребёнка (на свет появилась девочка, которую назвали Еленой). Сельская ад­министрация (глава Ильинского сельского поселения В.Я. Мен­гель, зам. главы С.В. Красноруц­кий) помогла спилить деревья на месте бывшей трапезной и аварийные на прилегающей тер­ритории. Также вывезли мусор с кладбища.

– К нам в Погорелку сделали проезжей дорогу, – подхваты­вает мысль Любовь Карпова. – Окюветили, подсыпали и грей­дировали, пока, правда, только половину. Но рано или поздно, наверное, доделают всю.

ОТЕЦ ФЁДОР БОЖКОВ

Первый молебен в храме, где не было служб с середины ХХ века, провёл отец Фёдор Божков из села Ивановского Борисо­глебского района. И с тех пор священнослужитель стал здесь самым частым гостем вместе со своими воспитанниками. Дети разных возрастов охотно участвуют в расчистке храма, выполняя посильную работу. Их родители «за», когда их чада идут на такое благое дело. Пример по­даёт, конечно, сам батюшка.

Двенадцатилетняя Полина Комина, давая интервью корре­спонденту Угличского телевиде­ния Марине Стрижовой, очень по-взрослому произнесла:

– Русь – она сильна именно в святынях своих. А храмы – это лицо России. Мы будем старать­ся, чтобы Россия процветала. Когда мы станем бабушками и вместе со своими внуками приедем сюда, в Погорелки, на службу, мы скажем, что мы здесь трудились, восстанавливая храм.

В НАДЕЖДЕ НЕ ТОЛЬКО НА ЧУДО

Раньше рядом с церковью Рож­дества Христова в Погорелках была двухэтажная церковно- приходская школа, в советские времена ставшая школой на­чальной. Она сейчас тоже в запустении. На крыше храма в гнезде нашли старые стеклян­ные чернильницы из той дав­ней поры. Карповы разыскали учительницу Фаину Павловну Литову, которая здесь препода­вала, ей уже 91 год. Минувшим летом возле храма появились деревянные леса, и на малые денежки, собранные в основном местными бабушками, здесь пытаются сделать консервацию здания: прикрыть дыры в кры­ше, закрыть окна от дождя и снега. А там, даст Бог, появятся современные меценаты. А ещё Любовь и Владимир по крупи­цам собирают историю этих мест, им приносят старые документы, семейные реликвии, фотогра­фии… Возможно, в Погорелках создадут когда-нибудь и музей.

Нина БЛОХИНА

Фото предоставлено Любовью и Владимиром КАРПОВЫМИ

«Угличанин» №38 (491) от 28.09.2016 года