На главную страницу



Появление на свет малыша – пожалуй, самая большая радость для каждой семьи. Ко всему прочему, это ещё и огромная ответственность. Дело в том, что дошкольное детство является одним из важнейших периодов в формировании личности человека. В этом возрасте идёт наиболее активное развитие ребёнка, происходит становление таких психических процессов, как воображение, внимание, восприятие, память, мышление, речь. Малыш овладевает элементарными умениями, навыками и представлениями, которые помогут ему в будущем. И здесь родителям главное – ничего не упустить, ведь именно они играют основную роль в развитии и воспитании своего ребёнка. Вот тут-то у большинства мам и пап возникают вопросы: «По какому пути пойти? Как сделать всё правильно?».

Свой путь стараются найти и в угличских семьях, в которых ожидается прибавление либо уже подрастает кроха.

Яна Малинина изучала специальную литературу, чтобы гармонично растить дочь Машу– Конечно, каждой маме хочется, чтобы её ребёнок был здоровым, умным, талантливым, – признаётся Яна Малинина. – Вот почему еще до рождения дочки Маши, которой сейчас уже почти четыре года, я изучала специальную литературу и смотрела всевозможные телепередачи по волнующей меня теме. В результате пришла к выводу, в чём позже убедилась на собственном опыте, – ничто не развивает малыша лучше, чем игрушки и общение с другими людьми. Игрушки я старалась покупать только полезные, и у нас их было довольно много: кубики-мякиши с цифрами, «говорящие» книги, знакомящие с буквами, музыкальные игрушки, посудка, маленький веник с совком, детский утюжок… Не было у дочери недостатка и в общении. С самого рождения я практически везде ходила вместе с Машей: в гости, на детскую площадку, на массовые праздники. Например, на первой новогодней ёлке в ДК она ползала с удивлёнными глазами между танцующими и прыгающими детьми и сказочными героями. Сейчас мы ходим в садик и «Малышкину школу» в ЦВР, где дочь постоянно общается со сверстниками или детьми постарше. И, надо сказать, спустя время уже видны небольшие результаты: то она споёт песню, которую услышала от Ольги Владимировны в школе, то расскажет новогоднее стихотворение Паши из садика. Вообще, мы с Машей любим многое делать вместе. Например, я рисую – она раскрашивает, я вышиваю – дочка подаёт мне разноцветный бисер. Теперь ей самой захотелось что-нибудь вышить. Я дала ей пяльца и иголку с ниткой, учу делать крестики.

Дочка Ольги Эрглис Даша в садик пока не ходит. Её развивает мама– Моя дочка Дарья, которой сейчас два года четыре месяца, детский сад не посещает, ещё не подошла наша очередь, – говорит Ольга Эрглис. – Но я этого очень жду, так как считаю, что в садике ребёнок развивается лучше, чем находясь дома. В дошкольном учреждении с ним занимаются специалисты, также малышу необходимо общаться с другими детьми. А пока приходится справляться своими силами, и, как я убедилась, всё намного сложнее, чем мне казалось. Идеи по развитию и воспитанию Даши я черпаю из книг и Интернета, но применяю их, ориентируясь в первую очередь на ребёнка. Просто смотрю, к чему дочка расположена в тот или иной момент, и уже иду от её желаний и настроя. Если она подвижная, то мы занимаемся спортом, делаем различные упражнения или танцуем, а если более спокойная, то можно, например, что-нибудь слепить. Главное – заниматься тем, что Дарье действительно интересно, не заставляя. И, надо сказать, мы перепробовали уже достаточно много видов деятельности. Больше всего дочка любит рисовать, двигаться и, конечно, помогать маме на кухне.

Разумеется, воспитывать и развивать малыша родителям помогают опыт друзей и старшего поколения, Интернет, всевозможная литература, но в таком важном вопросе особенно ценными будут советы профессионала.

– Весь возрастной период дошкольника можно разделить на несколько этапов, – поясняет старший воспитатель, а в настоящее время и исполняющая обязанности заведующей детским садом № 4 «Олимпийский» Анна Викторовна Шереметьева. – Первый (от рождения до полутора лет) – младенческий возраст. В этот период большая часть родителей занимается воспитанием и развитием ребёнка дома. На данном этапе нужно чаще разговаривать с малышом, ласкать его, читать потешки, пропевать или проговаривать детские песенки, чтобы ребёнок всегда слышал голос матери. В дальнейшем это поможет ему освоить простую человеческую речь. Детский массаж тела, рук и стоп способствует развитию как крупной, так и мелкой моторики, при этом последняя оказывает в свою очередь влияние на развитие и активизацию детской речи.

В детском садике №4 «Олимпийский» умеют развить любознательность детейПо словам Анны Викторовны, в ранний возрастной период (от полутора до трёх лет) дети осваивают активную речь, то есть учатся разговаривать. При этом они произносят звуки, затем простые слова и первые простые предложения, с помощью которых общаются со своими родителями. И, кстати, сегодня многие дети данного возраста имеют большие проблемы в развитии речи, в связи с чем на этом этапе надо много читать, разговаривать, проговаривая слова, рассматривать картинки при чтении, использовать разные пальчиковые игры, а также полезно лепить из пластилина, что хорошо развивает детские пальцы.

Для младшего возрастного периода (с трёх до четырёх лет) характерно формирование у детей самостоятельности и навыков первичного обслуживания себя. У ребёнка появляется понятие «Я сам», и это не должно подавляться родителями. Необходимо, наоборот, создавать ситуации, где он может выполнить что-то сам, например, завязать шнурки.

Средний (с четырёх до пяти лет) – это возраст активных почемучек, когда дети буквально засыпают родителей многочисленными вопросами и интересуются всем окружающим. Здесь важно помочь им развить любознательность, используя детские книги и элементарные опыты. В этот период у ребенка также активно развивается и моторика. Для формирования навыков мелкой моторики, чтобы уметь правильно держать ложку, карандаш, а позже и ручку в школе, существуют печатные тетради, в которых можно выполнять разные виды штриховки карандашами, обведение предметов по точкам и их раскрашивание. С этой же целью используются всевозможные шнуровки, застёжки и липучки в дидактических играх.

В старшем дошкольном возрасте (с пяти до семи лет) дети уже активно познают окружающий мир, общаются между собой, играют и работают в микрогруппах и в групповом коллективе, причём стараются организовать свою деятельность самостоятельно. Здесь на пользу пойдут подвижные и сюжетные игры. Не следует забывать об играх и упражнениях предыдущих периодов.

– Если родители будут придерживаться этих рекомендаций, то к семи годам их ребёнок будет полностью готов к дальнейшей ступени образования, – добавляет Анна Шереметьева. – Помимо основы, которая здесь представлена, хорошим подспорьем для мам и пап могут стать различные интернет-ресурсы, такие, как www.maam.ru, www.dochkolenok.ru, www.chudesenka.ru, www.pochemu4ka.ru, и учебно-методические комплекты, среди которых «Семь гномов», «Умный мышонок», серии развивающих пособий, связанных с современными мультфильмами, – «Лунтик», «Маша и Медведь». Но если всё-таки родители испытывают трудности в поиске какой-либо информации, касающейся развития того или иного направления у ребёнка, они могут обратиться в детский сад за консультацией к специалисту.

Наталья ОВЧИННИКОВА

Фото Павла КАРПОВА

«Угличанин» №6 (409) от 25.02.2015 года

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить