Полковник космических войск в отставке Владислав Дмитриевич СЕДНЕВПолковник космических войск в отставке Владислав Дмитриевич СЕДНЕВ в этом году впервые пропустил Международный Авиационно-Космический Салон (МАКС), уехал из города Жуковского  в отпуск на родину предков - в Углич. Кстати, на службе у Отечества Седневы уже  не первое поколение.  Дед Владислава - Иван Дмитриевич – матрос-гвардеец, к примеру, присягал еще Царю и Отечеству. И погиб  с семьей Государя в Екатеринбурге. Внук в историю семьи внес свою не менее яркую страницу. Владислав участвовал в создании бортовых приборов для пилотируемых космических кораблей и, будучи призванным в Армию в качестве военпреда, осуществлял их военную приемку, неоднократно бывал на космодроме Байконур при запусках кораблей с первыми космонавтами. А сейчас, уже достигнув пенсионного возраста, продолжает трудиться в НИИ авиационного оборудования имени М.М. Громова – ведущем институте авиационно-космической отрасли России.

Даже в отпуске он четко планирует свое время, объясняя это привычкой и  желанием успеть сделать как можно больше: в родительском доме в Угличе надо кое-что отремонтировать, поправить забор, разобраться с огородом, съездить на рыбалку и за клюквой. И тем не менее он охотно соглашается на встречу и запись интервью.

- Великое дело – случай! И вообще вся наша жизнь – это почти рулетка. То, что я из города Углича приехал учиться в Московский гидроэнергетический институт – это заслуга моего отца. А дальше в институте была кафедра электрооборудования самолетов и автомобилей. САМОЛЕТОВ и автомобилей, - переговаривает Владислав Дмитриевич, делая  ударение на первое слово. – Лекции по самолетам нам читал начальник филиала Летно-исследовательского института из Жуковского. И он с третьего курса отбирал  вот такую иногороднюю шпану, вроде нас –парней «от сохи», жадных до знаний и работы,  и вел  до диплома. И сразу  по распределению забирал  к себе.

В 1961-м у нас началась преддипломная практика, и нас начали знакомить с характером предстоящей работы. В здании филиала стоял «шарик» (спускаемый аппарат корабля), и в нем тренировались наши МАЛЬЧИКИ, - продолжает рассказ В.Д. СЕДНЕВ.

- И Гагарин в том числе?

- Да, но тогда еще не знали, что он будет ПЕРВЫМ.  В апреле 61-го, когда мы готовились к сессии, мы   в МЭИ  ходили такие – нас распирало. Мы ж знали, что «вот-вот», но ничего больше сказать не имели права (была жуткая секретность). Только намекали: «Ребята, слушайте радио и читайте газеты». А12 апреля – первый запуск  человека в космос. Вот это была всеобщая радость! Мы убежали с лекций на стихийную демонстрацию на Красную площадь.

- То, что вы попали в космические войска – это тоже прямое следствие…

- Да. 30 лет  был представителем заказчика космических войск в авиационной промышленности. От простого военпреда дослужился до начальника военного представительства.

- Сейчас служба гражданская, но не менее ответственная. Это правда, что вы обслуживаете президентский самолет?

- Не совсем так. На самолете стоит наша авионика. Конкретно самолет обслуживают инженеры из Специализированного Летного отряда Россия во Внуково, где самолет базируется. А к нам в институт привозят только наше оборудование, по которому есть какие-то замечания по эксплуатации. Мы их устраняем. Заказчик этот особенный, достаточно строгий и требовательный. Все им нужно делать очень хорошо и быстро, отодвигая другие заказы на второй план. Конечно, все это оправдано, поскольку речь идет о первых лицах государства. Кстати, хочу сказать: Первые лица предпочитают летать на отечественных самолетах – ИЛ-96, ТУ-204 и ТУ 214.

- Что такое авионика?

- Авионика – это бортовое цифровое  радиоэлектронное оборудование, предназначенное для контроля и управления полетом самолета. Раньше перед пилотами располагался целый «иконостас» стрелочных индикаторов. А сейчас – это несколько дисплеев и пультов.

-  Международный Авиационно-Космический Салон в этом году в Жуковском уже одиннадцатый по счету. Вы присутствовали почти на всех.

-МАКС – это праздник, чего там говорить. В 100 тысячный Жуковский в это время съезжается в несколько раз больше народа, чем здесь живет. Наше предприятие находится в 1,5 километрах от взлетно-посадочной полосы и потому мы намного раньше остальных зрителей имеем возможность наблюдать все тренировки, недели за две уж точно.

Особенно впечатляют полеты пилотажных групп и индивидуальный пилотаж наших летчиков-испытателей на новейших боевых самолетах. Это просто фантастика! Ну, и помимо всего прочего там, на МАКСе, проходит очень много деловых встреч. У нас большая надежда на господина Шойгу. Он хорошие заказы делал на технику, когда возглавлял МЧС. Он хорошо знает преимущества самолета-амфибии Бе-200. И теперь заказал для Министерства обороны. Мы вздохнули – у нас будет работа на ближайшие годы!

- Работа, дом  в Жуковском, но на родину в Углич все равно тянет?

- Конечно. Кстати говоря, наш Углич является так называемым ППМом на штурманских картах у летчиков.

- А что такое ППМ?

- Это пункт перемены маршрута. То есть, вся транспортная карта России испещрена прямыми авиационными  маршрутами. И на них есть узлы - ППМы. Углич – один из них. Подлетая сюда, самолет  зажигает фары,  маячок, перестраивается, производит перекладку маршрута и уже отсюда держит курс на Москву и другие пункты назначения.

Нина БЛОХИНА, Фото Екатерины ЗИНЧЕНКО

"Угличанин" №37 (339) от 25.09.2013 года