Иринин дарНедавно в Музее авангардного и наивного искусства «Авангард. Углич» мы смогли увидеть выставку нашего дизайнера газеты Ирины Ирхиной под незамысловатым названием «Обо всём на свете». Чудесные работы художника, фантазёра и немножко волшебницы восхитили, пожалуй, всех пришедших на открытие экспозиции. Оригинальное творчество Иры подкупает не только большим талантом, но и добротой. Персонажи Иры Ирхиной могут выйти только из её удивительных фантазий, её красочной души. Конечно, это не первая выставка в Угличе. Но на этой представлено достаточно много работ, большинство из которых предоставили друзья художника из своих домашних коллекций. В импровизированной экспозиции выставлены живописные работы с пейзажами Углича, графические иллюстрации к книгам, фантазийные монотипии и даже расписанный Ирой сундук.

Конечно, там представлены и примеры Ириного творчества как дизайнера. Именно она придумала макет журнала «Углече Поле» и сверстала практически все его номера. Кроме этого, она создавала и как иллюстратор, и как дизайнер настольную игру по истории Углича, а это была очень кропотливая работа.

Основатель Музея авангарда отец Рафаил на открытии выставки сказал, что Ира Ирхина – прекрасный, талантливый художник, ни на кого не похожий. Он всегда удивлялся, как можно так усердно работать над каждой вещью, прорисовывать мельчайшие детали, стараться сделать идеально. Поскольку отец Рафаил, как и все мы, попал под очарование несомненного Ириного дара, то он предложил ей сотрудничество: проиллюстрировать его будущий исторический роман, над которым батюшка трудится и уже много написал. Сейчас она создаёт эти иллюстрации, а на выставке можно увидеть её работы к книге «Рыбинск в 11 ракурсах» и к фильму про князя Андрея Большого.

К сожалению, творец не смог попасть на открытие собственной выставки – Ира заболела. Поэтому мы пообщались с ней, чтобы всем, кто полюбил её творчество, было понятнее, как творит неподражаемый угличский художник.

– Ира, скажи, почему тебя в твоих чудесных работах привлекает всё из мира фэнтези?

– Потому что там нет границ и всё возможно. Абсурд превращается в интересную реальность.

– Помню, как била твоя фантазия, когда ты воплощала на бумаге мечты бельгийских детей, и какой успех имела ваша выставка с Наташей Поршневой в библиотеке города Гента…

– Да, тогда мне очень понравилось Наташино предложение. Детишки прислали мне из Бельгии письма, в которых рассказали, о чём они мечтают. Оказывается, малыши в наших странах очень похожи: девочки хотят быть принцессами или звёздами поп-музыки, мальчики – полицейскими или футболистами. Четыре месяца я погружалась в их мечты. Было очень интересно прожить двадцать маленьких бельгийских жизней, лица этих детей на фотографиях всегда были передо мной.

– Твои сказочные работы выполнены в технике монотипии. Можно даже сказать, что это твоя фирменная техника. Почему ты любишь творить именно так?

– Наверное, потому, что это очень простая и эффектная техника, рекомендую для всех любопытствующих и особенно для детей с их бурной фантазией. Монотипия, как известно, – это уникальный красочный оттиск на бумаге. На стекло наносится краска, и, пока она не высохла, кладётся лист бумаги, а снимается уже с отпечатком. Получив этот оттиск, всматриваешься в него, крутишь-вертишь, иногда не видишь никаких образов, откладываешь лист, а потом вдруг глянешь и увидишь готовый сюжет. Остаётся только убрать всё лишнее и дорисовать детали.

– Но ты ещё создаёшь иллюстрации для книг, рисуешь поля настольных игр-ходилок с многочисленными сюжетами. Здесь у тебя какие сложности возникают?

– Если монотипия уводит в интуитивное рисование (а это не очень хорошо для личного развития), то как раз иллюстрации – это для осознанной работы. Здесь уже работают другие механизмы. Это текст, знакомство с деталями, сопровождающими эпоху или место, которые замыслил автор. Это рамки и условия, которые идут от заказчика. Эта работа, конечно, сложнее для меня, но и отдача больше. Здесь есть внутренний рост, осмысленность, моё отношение к происходящему, большая ответственность в том, чтобы ясно передать задуманное не мной, а автором. И, конечно, оценка зрителя, который может иметь своё отношение и видение заданной темы. В монотипии нельзя сказать, что ты нарисовала неправильно, а в иллюстрации можно.

– Ты всегда, особенно в иллюстрациях, всё очень скрупулёзно и чётко прорисовываешь, до мельчайших деталей. Как тебе хватает терпения на это?

– Когда погружён в работу, то это несложно, а интересно, но иногда бывает, что заставляешь себя и уговариваешь.

– Быть художником интересно? Или и это может стать рутиной?

– Я люблю рисовать, а то, что ты любишь, не может быть рутиной. Не всегда всё получается, главное – не опускать руки. Если есть сложность и ты её преодолеваешь, то это мотивирует на дальнейшую работу.

Алексей СУСЛОВ

Фото Ивана БИЗИНА

«Угличанин» №41 (647) от 16.10.2019 года