Строитель, министр, угличанинНа высоком берегу Волги у Селивановского ручья с XIX века стоял добротный бревенчатый дом, срубленный Иваном Басиловым. Потом в нём жила семья его старшего сына Петра и его жены Фаины, у которых родилось шесть сыновей и дочка. Все они получили высшее образование, защищали Родину во время Великой Отечественной войны и честно трудились в мирное время. Самым известным из них стал Дмитрий. Собственно, о нём и пойдёт сегодня речь.

110 лет назад в семье простого бакенщика, который обеспечивал безопасный ход речным судам на участке Кимры – Углич – Молога, родился ещё один мальчик. Имя ему дали знаковое для Углича – Дмитрий. То ли поэтому, то ли потому, что вырос волжанин крепко стоящим на земле и с чёткими жизненными ориентирами, судьба ему уготовила решать задачи государственной важности.

Угличанин закончил Высшее инженерно-строительное училище в Москве. И в 1931 году был направлен Всесоюзным Советом народного хозяйства на строительство Ижевских заводов оборонного назначения, которые стали основой современного концерна «Калашников», известного во всём мире.

Перед Великой Отечественной войной и в военные годы Д.П. Басилов работал начальником Главного Управления капстроительства Наркомата боеприпасов СССР. В 1945 году по заданию Государственного Комитета обороны был командирован в Венгрию, Австрию, Чехословакию представителем 2-го и 3-го Украинских фронтов. После войны (1946-57 годы) восстанавливал разрушенные фашистами объекты промышленности и стройиндустрии Советского Союза, строил новые заводы Минтяжстроя, работал заместителем министра Минпромстройматериалов, внедряя новые методы строительства и проектирования, создавая строительные тресты.

Показав себя незаурядным организатором и руководителем в строительстве, Д.П. Басилов в 1957 году был назначен начальником отдела капстроительства Госплана РСФСР, а в 1962 году стал членом коллегии Госстроя СССР. Ему в тот период было присвоено звание «Заслуженный строитель РСФСР».

Работая председателем Госстроя РСФСР в ранге министра (в 1964-1979 годах), Дмитрий Петрович помогал своему родному городу с финансированием и разработкой проекта Генплана Углича, детальной планировки исторического центра и охранных зон памятников архитектуры. Поддержал идею преемственности решений нового генплаработку проектов детальной планировки жилых кварталов, к примеру, микрорайона Мирного, Ярославского шоссе и прилегающих к нему территорий, улицы Северной и т.д.).

Угличанам в связи с ростом в 70-е годы пассажиропотока, в том числе и потока туристов, был нужен речной вокзал. И он совместно с министром речного флота С.А. Кучкиным начал решать эту проблему. Гипроречтрансом в 1976-77 годах был разработан эскизный проект Угличского речного вокзала с благоустройством прилегающей территории. Но Яроблисполком тогда увеличил свой «аппетит» по затратам почти в три раза. И Минречфлот убрал этот объект из плана строительства. Дмитрий Петрович, узнав об этом, крайне рассердился на областные власти за такой подход, но «поезд уже ушёл»… Позже Ярославль выстроил себе шикарный речной вокзал, а Углич остался с бетонным причалом.

При наших встречах Дмитрий Петрович всегда расспрашивал о стройках в городе и районе, о развитии строительных организаций, о знакомых угличанах, учил и подсказывал, как действовать в различных ситуациях по финансированию, проектированию и организации строительства в высоких инстанциях СССР и РСФСР. Эта школа Басилова по «высшему пилотажу» в финансово-строительной сфере здорово помогла мне при работе на разных должностях.

Однажды в 1977 году я попросил у Д.П. Басилова разрешения поприсутствовать на заседании коллегии Госстроя РСФСР, где рассматривались вопросы застройки малых российских городов и завершения строительства Зейской ГЭС на Дальнем Востоке. Я с интересом слушал выступления архитекторов и проектировщиков, строителей и учёных, местных руководителей по малым городам, о достижениях и нарушениях в этой сфере. Внимательно наблюдал, как Дмитрий Петрович компетентно, чётко и уважительно руководил дискуссией на коллегии, но и удивился его резкой реакции на безответственность строительных начальников и региональных чиновников в медленном сооружении высоковольтных ЛЭП для промобъектов, городов и посёлков Амурской области. Ситуация тогда складывалась критическая: первая очередь Зейской ГЭС скоро даст ток, а линии электропередач к потребителям не готовы. Досталось всем разгильдяям по полной программе, вплоть до наказаний. Такой урок запомнишь на всю жизнь, это был стиль работы на государственном уровне профессионала-строителя, прошедшего путь от мастера на стройках до министра.

Об Угличе Дмитрий Петрович помнил всегда, несколько раз бывал на своей малой родине. В 1978 году на 60-летний юбилей ВЛКСМ приехали из Москвы все братья и сестра (все Басиловы были комсомольцами 20-х годов). Они участвовали в торжественном собрании комсомольцев-угличан всех поколений. Пришли на волжский берег у Красноармейского бульвара, где когда-то стоял отчий дом, помянули родителей, обняли старую липу со скворечником, посаженную ими у дома перед войной, которую по их просьбе сберегли при строительстве Дворца культуры. Все вместе осмотрели ДК УЧЗ, который им очень понравился. Кстати, данный проект пробивали с помощью Дмитрия Петровича, так как союзные чиновники его не согласовывали, объясняя, что такие проекты только для областных центров, а не для малых городов до 50 тыс. жителей. На прощанье под «басиловской» липой для наших гостей прозвучали на память строки:

Подышите воздухом России

На высоком волжском берегу.

Пусть наш Углич древний и красивый

Вас согреет в дружеском кругу…

Мчатся годы, уходят поколения людей, знавших семью Басиловых и её знаменитого представителя Д.П. Басилова – министра, строителя, коммуниста, угличанина, а мы, живущие, будем хранить память о наших земляках.

Алексей ФЕРУЛЁВ

Родина высоко оценила заслуги Д.П. Басилова в развитии строительных отраслей страны, наградив его в предвоенные и военные годы орденом Трудового Красного Знамени и двумя орденами Красной Звезды, а в мирное время орденом Знак Почёта, двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями СССР.

«Угличанин» №10 (616) от 13.03.2019 года