На главную страницу

Каталог фаберлик
Ремонтненский район

Самые новые шаблоны Joomla на нашем сайте.
Красивые Шаблоны Joomla 2.5
Игровые шаблоны DLE
Самая быстрая Диета

Полярник Иван КопусовВ 2019 году исполняется 85 лет с момента спасения челюскинской экспедиции. Освещение прессой жизни на льдине лагеря Шмидта в 30-е годы ХХ века кто-то даже смело назвал предтечей современных реалити-шоу. Между тем эти люди выполняли серьёзную государственную задачу: энтузиастам-полярникам предстояло доказать всему миру, что по Северному морскому пути на Дальний Восток могут идти караваны судов. Но этот путь надо было прорубить во льдах и оснастить метео- и радиостанциями, портами и населёнными пунктами.

Напомню читателям, что 21 февраля текущего года в газете «Угличанин» (№ 7(160) была напечатана моя статья «В экипаже «Челюскина» был угличанин». В ней рассказывалось о жизни и деятельности нашего земляка из деревни Подол на Волге, родившегося в 1904 году, – Ивана Алексеевича Копусова. (Левобережье Угличского района, бывший колхоз «Ударник» (д. Шубино). В настоящее время это место относится к Отрадновскому сельскому поселению). Он был одним из первых комсомольцев, участвовал в революционных событиях в Петрограде, подавлении кронштадского мятежа, создании и работе первых комсомольских организаций. В 1930 году участвует в создании и организации института Арктики в Ленинграде. Принимал участие в полярных экспедициях – сначала на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» в 1932 году, а потом на пароходе «Челюскин» в 1933-1934 годах.

В статье не было указано, кем он был в этих экспедициях, какова его заслуга перед партией и правительством. За последние шесть месяцев мне удалось найти множество ценного материала о жизни и деятельности нашего земляка, а главное – его портрет кисти художника Василия Свароги.

Так вот, Иван Копусов был заместителем начальника экспедиции, профессора О.Ю. Шмидта, по хозяйственной части и организаторской работе. Его заслуга в снабженческой составляющей. Именно он был ответственным за топливо, продовольствие, снаряжение людей тёплой одеждой, технической аппаратурой, палатками и прочим.

........................................................................................................................................................................................................................

Рискованное плаванье на не приспособленном для арктических льдов пароходе сделало много в освоении Северного морского пути. Вслед за «Челюскиным» прошло уже несчётное количество судов, а береговая линия Северного Ледовитого океана обросла портами и научными станциями.

........................................................................................................................................................................................................................

В первой экспедиции он взял с собой много брезента, парусины, казалось бы, совсем не нужных на современном пароходе. Но пароход «А. Сибиряков» в конце плавания попал в аварию – оторвало гребной винт, и он оказался недвижимым, и его стало затирать льдами. Благодаря Копусову были сшиты паруса, и пароход под ними смог выбраться из полярных вод в Берингов пролив. Огромна его роль в сплочении людей в тяжёлых полярных условиях. В экспедиции «Челюскина» перед гибелью парохода именно ему было поручено составить план эвакуации полярников на льдину. Этот план был выполнен – каждый участник экспедиции в критический момент знал, что ему делать, что выгружать. А потом под его руководством в 40-градусный мороз сначала были поставлены палатки, а потом за короткий срок построены настоящие деревянные бараки, амбулатория для врача, кухня, пекарня, заработала радиостанция. Запасливый Копусов имел на «Челюскине» не только строительный материал, но и бригаду опытных строителей.

Большая его роль в организации работ по строительству и расчистке аэродромов бригадным методом. Вручную – кирками и лопатами – за два месяца было построено 15 небольших аэродромов для того, чтобы полярные лётчики смогли прилететь и вывезти челюскинцев на сушу.

И.А. Копусов был и специальным корреспондентом газеты «Правда», он должен был освещать события в лагере Шмидта. Задание главной газеты страны он выполнил. Его короткие сообщения в виде радиограмм публиковались ежедневно. Вся страна следила по ним за своими героями в течение двух месяцев нахождения на льдине, о том, как проходило спасение челюскинцев лётчиками, а потом об их жизни на Чукотке.

Его заслуга ещё в том, что он организовывал выпуск стенгазеты в лагере Шмидта, которая называлась «Не сдадимся», а потом заставил написать своих друзей и соратников воспоминания о челюскинской эпопее. Они охотно согласились. Самым главным дефицитом среди полярников тогда были карандаши и бумага. Челюскинцы, спасённые и перевезённые на сушу, старались писать о своей жизни во время короткого отдыха на Чукотке, а также в поезде при следовании в Москву.

В результате была создана замечательная книга «Поход «Челюскина» в двух томах, с рисунками художника Ф.П. Решетникова, фотографиями П. Новицкого, акварелями художника В.С. Свароги. Она вышла в издательстве «Правда» уже в 1934 году. Это был своеобразный социалистический литературный феномен, простые люди писали о своей жизни в экспедиции как об обыденных делах, а получилось, что они написали о своем подвиге. Копусов написал несколько больших повествований в качестве заместителя начальника экспедиции, одна из них называлась «Тихая гавань» – это своеобразная автобиография нашего героя. В то же время многие страницы воспоминаний челюскинцев посвящены деятельности Вани Копусова. Так они с любовью, по-простому, звали своего товарища, организатора всех работ, а было нашему земляку в ту пору всего 29 лет.

........................................................................................................................................................................................................................

Пароход «Челюскин» за четыре месяца благополучно прошёл 3/4 пути, преодолев Баренцево море, Карское море, море Лаптевых и Восточно-Сибирское море, но в Чукотском потерпел крушение.

........................................................................................................................................................................................................................

За участие в экспедиции на «Александре Сибирякове» И.А. Копусов был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а за свою героическую деятельность на льдине в лагере Шмидта – орденом Красной Звезды.

После окончания экспедиции на «Челюскине» он работал в газете «Правда», а потом его снова потянуло на Север – он участвовал в работе полярных станций, а именно – в «Бухте Тихая» на островах Франца Иосифа, которая существовала до 1957 года.

Известно, что в конце 30-х годов он приезжал на родину, выступал перед колхозниками в деревнях Большое Лисицыно, Яковлевское, Ложкино, Баренцево, Горках и других – рассказывал о героях-полярниках, лётчиках, первых Героях Советского Союза. Как отмечала районная газета (в ту пору «Коллективный труд»), это было выдающимся событием в жизни Угличского района.

В заключение необходимо сказать, что к 85-летию подвига челюскинцев об Иване Алексеевиче Копусове будет издана книга с фотографиями и рисунками. На IX краеведческой конференции в сентябре этого года в рамках фестиваля «По вехам истории» мною сделан доклад «И.А. Копузов – участник полярных экспедиций 1932-34 гг.».

Валерий КУРОЧКИН

«Угличанин» №43 (598) от 31.10.2018 года

You have no rights to post comments