Главный хранительТрудно переоценить роль и значение музеев в нашей жизни, ведь они являются своего рода связующей нитью времён. Их миссия – сохранять достояние человечества, чтобы передать его будущим поколениям. А в том, что великие шедевры прошлого живы по сей день, заслуга людей почётной профессии, без которых немыслимо существование ни одного музея. В их числе Ольга Шелепугина, главный хранитель Угличского историко-архитектурного и художественного музея, которая уже 40 лет трудится в родном учреждении. И, кстати, у него в этом году тоже юбилей – 125 лет с момента основания.

– Я проработала в Угличском музее, можно сказать, всю свою сознательную жизнь, – говорит Ольга Борисовна. – Прошла здесь практически всю служебную лестницу. И очень счастлива, что посвятила себя любимому делу.

С выбором пути, по словам Ольги Шелепугиной, ей во многом помогла определиться классный руководитель Людмила Александровна Иванова, замечательный преподаватель русского языка и литературы. Она настолько любила родной Углич и его богатую историю, что это просто не могло не передаться её воспитанникам.

Так что после окончания школы № 5 девушка устроилась в Угличский музей и параллельно получала образование в Ярославском государственном педагогическом институте имени К.Д. Ушинского по специальности учитель истории и обществоведения.

– Когда я пришла в музей, его директором была Екатерина Алексеевна Лапина, – вспоминает Ольга Борисовна. – Она первая меня встретила, объяснила, как надо работать, как себя вести, познакомила с обязанностями, за что я ей очень благодарна.

Городской костюм кон. XIX – нач. XX вв.Трудовая деятельность угличанки началась в массовом отделе, который занимался туристическим направлением. Она работала в нём экскурсоводом, читала лекции для учащихся школ города и района, потом стала его возглавлять. В 2000 году в связи с расширением отдела фондов опытного специалиста перевели на новое место, и вскоре Ольга Шелепугина заняла должность главного хранителя. Так что вот уже много лет в её заботливых руках самое сокровенное нашего города – его история.

Сейчас в музее приблизительно 40 000 экспонатов, все они имеют историческую, художественную ценность. Музейный фонд поделён на 17 коллекций, среди них – коллекции живописи, фотографии, документов, редкой книги, скульптуры, историко-бытовая, ткани, в каждой из которых есть уникальные предметы. Ими сотрудники особенно дорожат и гордятся.

– Недавно мы согласовали заявку на реставрацию с Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И.Э. Грабаря в Москве двух кресел конца XVI века из дома состоятельного угличского купца Никифора Чеполосова, которых, по нашим сведениям, в России всего пять, – поясняет хранитель. – Также некоторое время назад мы привезли с реставрации кирасу XVII века (латы, металлический панцирь на спину и грудь). Таких реликвий буквально несколько штук в нашей стране. Только за прошлый год нам удалось отреставрировать более 50 предметов, и эта работа ведётся постоянно. Ведь в Уставе Музея древностей (Угличского древлехранилища) основная задача музея определена как «собирание и охрана предметов, преимущественно связанных с историей города и археологией», и наш отдел её чётко выполняет.

Угличский музей постоянно растёт, приумножает свои коллекции. Только за время работы Ольги Шелепугиной в отделе фондов количество экспонатов выросло почти в два раза. Причём пополнение происходит разными путями. Первые дарения были сделаны угличскими купцами, представителями городского самоуправления, также передавалось имущество из закрывшихся храмов. Позже музей и сам стал что-то закупать, какие-то предметы появлялись благодаря экспедициям. В числе первых экспонатов музея были такие исторические реликвии, как ссыльный колокол, возвестивший когда-то горожан о гибели царевича Димитрия, носилы и рака, в которых мощи убиенного переносили из Углича в Москву. Есть в хранилищах и такие предметы, которым уже не одна тысяча лет, найденные в ходе археологических раскопок в Золоторучье, у Грехова ручья, на территории кремля.

Потир 1786 г., евангелие 1788 г., митра кон. XVIII в.За все годы существования музея всегда активное участие в формировании его коллекций принимали и просто неравнодушные граждане-угличане. Это происходит и в наши дни. Так, благодаря проекту «Приношу в дар музею» за последние несколько лет список экспонатов пополнился множеством ценных вещей.

– Музейный фонд содержит в десятки раз больше материалов, чем представлено в экспозициях, – признаётся специалист. – Музей – это некий айсберг: на поверхности видна лишь малая его часть, основная же скрыта от глаз – в фонде.

Вот почему работники музея постоянно организуют увлекательные выставки различной тематики, то и дело представляя вниманию зрителей вещи, которые ещё ни разу не участвовали в каких-либо экспозициях. И тут значимую роль в подготовке будущих экспонатов вновь играют Ольга Борисовна и её помощники-коллеги. Слаженная команда профессионалов, состоящая из четырёх хранителей, двух реставраторов и двух сотрудников, занимающихся учётом, выполняет общественно важное дело, где у каждого свои функции.

Надо сказать, работа хранителя происходит «за сценой», этот напряжённый, кропотливый процесс очень значимый, но почти незаметный для посетителей музея. Это ответственная деятельность, ведь специалист следит за судьбой и состоянием вверенных ему реликвий. Кроме того, необходим широкий круг знаний и умений вплоть до того, какие условия нужны для хранения предметов – температурно-влажностный режим, нормы освещённости, а также как правильно их поддерживать. Эта работа требует от людей, выбравших профессию хранителя, общей культуры, эрудиции, обязательности, внимательности, аккуратности. В то же время это очень интересное занятие, ведь сотрудник данной сферы через окружающие его ценности может прикоснуться к тайнам минувших столетий, приоткрыть завесу прошлого.

Музейным работником становятся не ради высоких заработков, это, как врач или учитель, прежде всего, призвание, любовь и преданность своей профессии. И все эти годы работа для Ольги Шелепугиной – образ жизни. Она переживает за своё дело, с трепетом относится и привязана душой к вещам, находящимся под её опекой. Ведь она в числе тех, кто обеспечивает сохранность культурного наследия Углича, чтобы мы никогда не забывали об историческом прошлом нашего прекрасного города.

Наталья ОВЧИННИКОВА

Фото автора и из архива Угличского музея

«Угличанин» №34 (538) от 30.08.2017 года