За рулёмЛюбовь к своей Родине, к свое­му Отечеству во все времена доказывали не только под­вигами на полях сражений, но и трудовыми свершениями во имя благополучия и про­цветания страны. В числе таких людей – Сергей Соко­лов, житель деревни Овини­щи Подгорные Улейминского сельского поселения, который даже сегодня, находясь на за­служенном отдыхе, не сидит без дела.

Родился Сергей Анато­льевич на Угличской земле, в деревне Воро­ново, близ села Ради­щево (ныне Никольское). Отец работал пекарем, мама – в колхо­зе. В поисках лучшей доли семья сначала переехала в Нинорово, а чуть позже поселилась в Угличе.

Окончив шесть классов пер­вой школы, в 1969 году Сергей поехал учиться в СПТУ в селе Вятском Некрасовского района на тракториста-бульдозериста мелиоративных работ по на­правлению от мелиоративной службы, куда потом юноша и устроился. Так начался его тру­довой путь. Впервые применить свои знания на практике молодо­му человеку довелось в колхозе в Заозерье.

– Вот представьте, растут кусты по полям, – поясняет Сергей Со­колов. – Мы их выкорчёвывали, закапывали в ямы, затем вспа­хивали и боронили поля, потом работали дренажные экскавато­ры – делали систему осушения. Трудились мы бригадами, у каждой своё задание. Я в основ­ном пахал на тракторе с огром­ным кейсовым плугом. Иными словами, нашей задачей было полностью подготовить поля к посевной, привести их в рабочее состояние, после чего мы пере­давали их колхозам. Этим наша служба занималась во многих хозяйствах нашего района.

Работников в организации было много, а техники на всех не хватало, так что Сергею при­шлось перейти в «Сельхозтехни­ку» на сборку тракторов, а чуть позже он ушёл в гортопсбыт, где на своём «железном коне» за­готавливал лес для различных учреждений.

В 1973 году угличанина при­звали в армию, и попал он в стро­ительные войска. Там отучился на механика-экскаваторщика эксплуатационных аэродромных устройств и всю службу прора­ботал на новой для себя машине в разных городах Казахстана. Молодого человека направляли то на строительство стартовых площадок для ракет «Сатана», то на погрузку угля, то на знамени­тый космодром Байконур.

После армии Сергей вернулся домой и устроился на автобазу НПО «Углич» при ВНИИМСе водителем, а через некоторое вре­мя вновь подался в сельхозсфе­ру, а именно – в межколхозную строительную организацию, где трудился более пятнадцати лет. МСО занималась в колхозах Угличского района строитель­ством жилья, сельскохозяй­ственных и животноводческих помещений, зданий учрежде­ний, в том числе и медпунктов. Работы было очень много, часто трудились по субботам. Сергей Соколов участвовал в строитель­стве жилых домов в селе Улейма, комплекса откормочников в Плосках, молочного блока в Клементьеве и других объектов.

На чём только он не рабо­тал! Сначала возил на тракторе опилки, доски, кирпич, затем на экскаваторе копал траншеи под фундамент, водопровод и канализацию, а после пересел в кабину автомобиля, который перед этим ему пришлось немно­го видоизменить. Грузинский седельный тягач «Колхиду» своими руками Сергей Анато­льевич переделал под самосвал, поставив на него кузов «ЗиЛа». Через некоторое время удачный эксперимент решено было по­вторить, и вскоре «золотые руки» мастера создали новый образец.

– На купленное на угличском машиностроительном заводе шасси «КрАЗ» я поставил са­мосвал и прицепил 12-тонную «кировскую» телегу с двумя отсеками, – вспоминает Сергей Соколов. – На этом автомобиле я возил из Петровска по 40-42 тонны железобетона. В наших краях в то время он был самым большегрузным, а длина этого автопоезда была 23,5 метра.

На строительстве плоскинской дороги в те года были задей­ствованы многие организации, каждой давалась норма по грузо­перевозкам. Так вот, Сергей Ана­тольевич на своей чудо-машине месячный план, поставленный перед МСО, с лёгкостью выпол­нил за день. Разве угнаться было за таким тяжеловесом 3,5-тон­никам! Однажды угличский во­дитель даже занял первое место по области в соцсоревнованиях по тоннокилометражу.

Неудивительно, что труженик был на хорошем счету у руко­водства, его уважали коллеги. За добросовестный труд и высокие производственные показатели его не раз отмечали почётными грамотами, награждали ценны­ми подарками и премиями.

И тут в жизни Сергея Соколова произошло событие, которое внесло коррективы в его судьбу. В 1986 году его призвали на лик­видацию последствий аварии на Чернобыльской атомной элек­тростанции в связи с имеющейся у него военной специальностью, которая оказалась очень нужной в данной ситуации. Угличанин экскаватором снимал и захо­ранивал заражённый грунт в опасной зоне, перегораживал реки, чтобы угроза не распро­странялась дальше. До сих пор у него хранятся благодарственные письма за мужество и стойкость, проявленные в сложной обста­новке.

Вернувшись на малую роди­ну, Сергей Анатольевич снова оказался в кабине своего изобре­тения. Однако через некоторое время он почувствовал, что ему становится тяжеловато работать на «КрАЗе» – начала сказывать­ся поездка в Чернобыль. Сперва ценный сотрудник пересел на свою старую «Колхиду», на этот раз сделав из неё трал, а потом ему и вовсе пришлось оставить грузовые машины. Несколько лет Сергей Соколов был водите­лем в ЦРБ , но вдруг начались перемены.

– Мою супругу Галину тогда сократили с часового завода, где она трудилась всю жизнь на сборке часов, – говорит Сергей Анатольевич. – И чтоб содержать семью, а у нас с женой было ещё двое детей – сын Максим и дочь Марина, я подался на вольные хлеба. С другом организовали своё дело – из Ростовской об­ласти возили масло и гречку и торговали этими продуктами на рынке, по организациям, в магазины сдавали, также часть шла и на свои нужды.

Однако здоровье угличанина всё ухудшалось, и в 47 лет он по­лучил инвалидность. Куда устро­ишься с таким диагнозом? Тогда Сергей перебрался из города в деревню Овинищи Подгорные. Красивая природа и постоянные хлопоты по хозяйству – лучшее лекарство от уныния. Друг помог Сергею Анатольевичу срубить баню, показал, что да как в плот­ницком деле, так что дом он уже смог построить сам. С тех пор супруги Соколовы здесь и живут.

Сегодня Сергей Анатольевич, как и в начале трудового пути, за рулём привычного для себя трак­тора, только теперь «железный конь» работает на своего хозяина – помогает ему и его второй по­ловине управляться с огородом, а приусадебный участок у них немаленький. Свои овощи – хо­рошее подспорье для всей семьи. Раньше супруги ещё и животину держали – телят, кур и гусей, но со временем пришлось от этого отказаться – силы стали уже не те. По этой же причине немного сократили и площадь картофель­ника, но остальные культуры, в их числе кабачки, тыквы, свёкла, капуста, огурцы, помидоры, ба­клажаны, перцы, выращивают в том же объёме. С огородом дочь помогает и внучка Анастасия, сын – по строительству (недав­но крышу дома перекрывал), а скоро в ряды помощников, по­жалуй, вступит и внучка Мария, которая пока ещё мала.

Помимо своих дел, у Сергея Со­колова есть и общественно зна­чимые заботы. По просьбе главы поселения он присматривает за плотиной на реке Улейме близ его дома. Весной следит, чтоб не было ледяного затора, очищает сооружение от мусора, регули­рует уровень воды. Человек он ответственный, да и ведь это на благо местных жителей.

Правда, есть то, что Сергея Ана­тольевича сегодня очень сильно беспокоит. С тоской он смотрит на необработанные колхозные поля, окружающие его участок, и сожалеет о том, что нет уже таких мощных хозяйств, как раньше, которые были надёжной опорой нашей страны, а многое из того, что он когда-то строил на колхозных территориях, теперь потихоньку разрушается и раз­бирается за ненадобностью. А как бы хотелось Сергею Соколо­ву вновь услышать шум техники на полях, дружно вышедшей на весеннюю посевную, и увидеть по осени вереницы машин с зер­ном, горохом и силосом…

Наталья ОВЧИННИКОВА

«Угличанин» №22 (526) от 07.06.2017 года