Уйдя со службы в полиции в звании майора, Сергей Толстов стал простым школьным учителемК сожалению, в сегодняшних школах не часто встретишь мужчин-педагогов, однако в преподавании такой дис­циплины, как «технология» (раньше это называлось «труд»), без них просто не обойтись. Кто, как не пред­ставитель сильного пола, сделает из подростков на­стоящих мужчин, способных, как говорится, забить дома гвоздь, воспитает в них со­ответствующие качества, станет для ребят образцом и достойным примером. В СОШ № 6 города Углича с этой за­дачей отлично справляется учитель Сергей Толстов. Год назад он снял полицейские погоны и встал к школьной доске, и признаётся, что рабо­та ему в удовольствие.

Ещё до армии Сергей Геннадьевич окончил профтехучилище по специальности «сле­сарь-сборщик летательных ап­паратов» и успел немного по­работать на заводе по ремонту авиационных двигателей. После службы в трудные 90-е годы от­правился на заработки в Москву. Пошёл на стройку столяром- плотником. За два года Сергей Толстов получил высший шестой разряд и был назначен мастером производственного обучения, обучал в ПТУ молодых ребят столярному делу, которое очень увлекло и его самого.

– Мы изготавливали разные вещи – от оконных и дверных блоков до ульев, – вспоминает он. – Правда, творчества было немного, в основном работали по проектам.

В 1996 году Сергею Геннадьеви­чу по семейным обстоятельствам пришлось переехать в Углич, где он практически сразу поступил на службу в органы внутренних дел. Ситуация в стране на тот момент была всё ещё тяжёлая, а в милиции была более-менее ста­бильная заработная плата. Сер­гей Толстов начал с сотрудника патрульно-постовой службы в звании сержанта. Параллель­но он поступил в Московский университет МВД России, где получил высшее юридическое образование. За девятнадцать лет службы Сергей Геннадьевич сменил несколько должностей. Был помощником участкового, участковым уполномоченным, старшим инспектором охраны общественного порядка, за­местителем начальника отдела участковых уполномоченных милиции. Последние пять лет он работал в должности начальника отдела участковых уполномочен­ных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних, после чего ушёл на пенсию по выслуге лет в звании майора полиции.

– Работа в полиции – это очень тяжёлый труд, – признаётся Сер­гей Толстов. – Можно сказать, ты всецело отдаёшь ей себя. При этом практически забываешь о семье, про выходные и празд­ники, когда необходим особо жёсткий контроль со стороны правоохранительных органов в плане обеспечения обществен­ного порядка. Рабочий день не нормирован, в любой момент могут вызвать на службу и всег­да надо быть к этому готовым. У меня до сих пор сохранилась привычка постоянно держать телефон рядом с собой.

При этом не стоит забывать о том, что работа в полиции – это также опасность и, конечно, ответственность, которой тем больше, чем выше должность, ведь тогда уже приходится от­вечать не только за себя, но и за своих подчинённых. А их у Сергея Геннадьевича было 23 человека – офицеры в звании от лейтенанта до майора.

Такая напряжённая работа не могла не сказаться на здоровье угличанина, так что он решил заняться чем-то более спокой­ным, но при этом продуктивным, так как сам по себе он человек активный и на месте сидеть не привык. Тут-то Сергей Толстов вспомнил своё рабочее прошлое в строительной организации, как он преподавал в московском ПТУ, и понял, что может и хочет передать накопленный опыт подрастающему поколению угличских мальчишек, ведь это так пригодится им в жизни.

Сегодня Сергей Геннадьевич – учитель технологии мальчиков в школе № 6 в 5-8 классах и полу­чает огромное удовольствие от того, чем занимается.

– С детьми настолько при­ятно работать, – говорит педа­гог. – Вот к тебе приходит этот маленький человечек, который ничего ещё не умеет делать, не знает, с какой стороны взяться за инструмент, а через год-два ты видишь прогресс, то есть ты его уже чему-то обучил. И это для меня настоящая радость.

По словам Сергея Толстова, в последнее время ручной труд в нашем обществе отошёл на второй план и сейчас у нас пере­избыток юристов, экономистов, финансистов. Людей же рабочих профессий довольно мало. Так что он, как учитель, преследует сразу две важные, по его мне­нию, цели: обучает детей труду и раскрывает перед ними весь спектр рабочих профессий, с которыми можно познакомить мальчишек в условиях школы. На уроках ребята занимаются столярным делом, в некото­рой степени металлом, учатся работать с композиционны­ми материалами – ДСП, ДВП, поликарбонатом и другими, обучаются навыкам работы с разными видами инструментов и оборудования. Всё начинается с изготовления самых элементар­ных вещей, постепенно изделия усложняются. С первого раза что-то может и не получиться. В этом случае Сергей Геннадьевич спешит успокоить учеников: «Пробуй ещё и ещё и обязатель­но добьёшься положительного результата». Когда ребёнок видит изделие, сделанное своими ру­ками, он начинает верить в свои силы, появляется уверенность в себе, а это особенно важно для детей с затруднённым процессом восприятия, с которыми педагог тоже работает. Как он отмечает, в процессе трудовой деятель­ности у ребёнка формируются такие личностные качества, как терпение, старание, трудолюбие, дисциплинированность, да и во­обще она благотворно влияет на развитие школьников.

На уроках мальчишки забра­сывают Сергея Геннадьевича многочисленными «Как?», «За­чем?», «Почему?», «Для чего?», и ни один вопрос учитель не оставляет без ответа, каждому уделит внимание, для ребят это важно. Они уважают строгого, но справедливого педагога, с ним им интересно, так что они с удовольствием бегут к нему на занятия.

– Мы увлекаем детей ещё и тем, что отдельные выполненные ими изделия они могут брать домой, – поясняет преподаватель. – Ученик знает, что одну табуретку он делает для школы, а вторую может взять себе.

Так и образовательному учреж­дению подспорье – новая мебель появляется да и отремонтировать школьникам что-то под силу, – и для мальчишек стимул – изго­товить что-то и для себя. Кстати, изделия ребят уже по достоин­ству оценили за пределами шко­лы. Этим летом они побывали на турслёте в лагере «Юность», прихватив с собой чудесные складные табуреты и столы, сделанные ими в мастерских. Вернулись оттуда с призовым местом за оборудование лагеря.

Конечно, по словам Сергея Геннадьевича, хотелось бы ос­настить мастерские более со­временным оборудованием, разнообразить его. Но это требует больших финансовых затрат, поэтому приходится работать на имеющемся. В остальном педа­гог старается делать всё, от него зависящее, чтобы обеспечить качественный учебный процесс: нет в школе какого-то инстру­мента – приносит собственный, нужен материал – обращается за помощью на пилорамы или к строителям.

Сегодня Сергей Толстов по­лон планов на будущее – по­иск новых идей, которые будут интересны его воспитанникам, реализация вместе с ними разно­образных творческих проектов.

– На своих уроках я помогаю ребятам становиться самосто­ятельными, – говорит педагог. – При этом я нахожусь в посто­янном движении, а не сижу на месте. Плюс у меня появилась возможность больше заниматься любимым столярным делом. Это как раз то, что мне нужно.

Наталья ОВЧИННИКОВА

Фото автора и из архива героя

«Угличанин» №2 (506) от 18.01.2017 года