30.12.2015 11:23
Предновогодье – удивительное время, полное радостных хлопот, ожидания каких-то чудес или светлой сказки, причём независимо от того, сколько вам лет. Надежда Лаврова, к примеру, сегодня в Угличе наряжает сразу две ёлочки: одну – пластиковую, судя по этикетке 1967 года выпуска, украшает игрушками, сохранившимися с её детства; вторую – лесную красавицу, которая приносит в дом аромат хвои, современными гирляндами и разноцветными шарами. А несколькими днями ранее в Италии, празднуя католическое Рождество и откупоривая бутылки с красным пьемонтским вином «Долчетто», о ней и её супруге Петре вспоминали друзья. Дело в том, что местный винодел, однажды увидев рисунки Надежды с изображением Богоматери с ребёнком, решил, что именно они должны быть взяты «на этикетку». И не ошибся, на Рождество в этой провинции «Долчетто» – неизменный атрибут праздничного стола.
НА ДВЕ СТРАНЫ
Жизнь «на две страны» у Надежды Лавровой началась 20 лет назад. Именно тогда она встретила его – свою судьбу – художника Петра Чахотина, живущего в Италии.
– Моя жизнь изменилась, потому что я встретила Петра Сергеевича. Я очень благодарна ему. Это человек совершенно необыкновенной внутренней красоты. Он предоставил все условия, чтобы мне комфортно работалось…
Совместные выставки и поездки по странам Западной Европы стали неотъемлемой частью жизни супругов. Аудиенция у Папы Римского и Патриарха всея Руси венчалась отправкой в космос благословлённой ими иконы Святой Анастасии, вышитой Надеждой, став символическим призывом к примирению враждующих на земле стран. (Сейчас впору повторить эту акцию. Прим. автора.) Увидело свет прекрасное издание – каталог «Русская национальная кукла Надежды Лавровой» на итальянском языке. Новые грани её таланта тогда продолжали и продолжали раскрываться. Дипломированный специалист по моделированию одежды захотела и освоила иконописную технику «золотого века» русской иконописи XV века. И опять выставки и признание, как в Италии, так и в России… Полгода там, полгода здесь – в Угличе.
– Я Италию открываю как книгу по истории искусств. Там ходишь, под ногами везде XV век. Кругом красота. У меня нет такого, что уезжаю и тоскую. Там другой дом. У меня всё это как- то уравновешено. Допустим, здесь я зимую. И мне больше нравится дома рисовать, то есть я зимой ухожу в такой «затвор», пишу иконы, делаю акварели... А туда приезжаю, окна – нараспашку. И уже акварель, мелки, букеты. Вот такое происходит, а если осень, то – это виноград.
Это тоже необыкновенный период – сбор винограда. Мы с Петром как-то помогали местному крестьянину. А потом был праздник первого вина. На него пригласили человек 150. Были музыка – аккордеон и пляски. Люди радуются жизни. Везде свои традиции. Это, наверное, сродни тем престольным праздникам, которые раньше были в наших деревнях…
КОРНИ
На стене в большой рамке, как раньше, множество фотографий. В подборке на снимках самые близкие – семья: родители, брат Евгений, невестка Елена, Катя с Колей – племянники, ну, и, конечно, она с Петром. Отдельно рисунок Прасковьи Ивановны. Надя сделала его по фотографии, нарядив маму в красивую цветастую шаль. Не было у неё никогда такой, но дочка так захотела в память о ней.
– Я – человек такой приземлённый. Меня радует всё. Вот, к примеру, брусника поспела. Идём в лес, собираем, а потом дома рассыпаем её по столу, по полу в поддонах, чтобы слегка подсушить, ведь сразу всё не переработаешь. Любуешься! Красота такая, что глаз не оторвать. Огурчики на огороде поспели… Я люблю эту нашу полосу такую скромную, сдержанную, со скудной природой. Вот, всю зиму мы пьём капорский чай знаменитый. Знаете что это такое? Нет? Иван-чай! – Надежда достает с полочки банку с сушёной травой и открывает её. – Чувствуете, какой аромат? На границе Ленинградской области с Эстонией был такой завод в Капорах. Они снабжали фронт этим иван-чаем, даже фашисты его бомбили, как стратегический объект. Мы его сейчас сами заготавливаем.
Дочка фронтовика Николая Сергеевича Лаврова – единственного на весь Угличский район полного кавалера ордена Славы – не по книжкам, а от отца знает, что это такое – война. Родители были родом из деревни, знали, как достаётся каждая копейка. И потому Надежда очень трепетно относится к каждой старой вещи, доставшейся по наследству. Её дом, как сундучок, в котором взглядом зацепишься то за необычную чашечку, то за расписной туесок…
– Знаете, а ведь у меня бабушка по отцовской линии Евдокия Семёновна в Прилуках строила колокольню, – к слову припомнила хозяйка. – Они детьми тогда были. Как она рассказывала, они по кирпичику носили наверх, а когда спускались, приказчик им, как расчёт, давал по конфетке.
– В Италии к нам относятся очень доброжелательно. У нас хорошие соседи, с которыми мы дружим. А потом мы с Петром стараемся пропагандировать там русскую культуру. Допустим, многие католики сегодня хотят, чтобы в их семье была настоящая икона, написанная в канонах православной традиции. Хотят не как собиратели, а считают, что это нужно для семьи.
Надежда, со своей стороны, постигая историю Италии, в Альпах помимо красот увидела и проявила большой интерес к фрескам в старинных часовнях. Особенно её увлёк образ богоматери с ребёнком. Она, как правило, изображалась в синем плаще, расписанном цветным орнаментом, характерным только для Пьемонта, а младенец был зачастую со щеглом. Акварели, сделанные ею во время пленэра, однажды попали на глаза местному виноделу. Он удивился и увидел в них то, что может быть дорого каждому итальянцу. Марко Алтаре (по-русски Марк Алтарник) предложил Надежде Лавровой выгодную сделку: он размещает изображение на этикетке своих бутылок с вином, а она получает компенсацию к Рождеству и Новому году в виде прекрасного итальянского вина. «Ударить по рукам» помог, конечно же, Пётр. Он поведал мне, что итальянцы предпочитают видеть у себя на дружеском столе в новогоднюю ночь. Это не менее семи блюд, одно из которых носит название «Ин салата русса».
– По-сути, это то же самое, что наше традиционное «Оливье», – подключилась к разговору Надя, – только вместо колбасы тунец, а майонез используется домашний (берётся желток, оливковое масло и сок лимона). Рекомендую. Вкусно!
Нина БЛОХИНА
Фото автора и из семейного альбома Надежды ЛАВРОВОЙ и Петра ЧАХОТИНА
15 декабря в Москве, в выставочных залах Государственного музея им. А.С. Пушкина, открылась выставка, приуроченная к 100-летию Государственного Российского Дома творчества. В экспозиции представлены более 1000 рукотворных кукол из 50 регионов России. В том числе можно увидеть 17 работ мастерицы из Углича Надежды Лавровой, которые до этого выставлялись в одном из замков Италии. Выставка продлится до 13 февраля 2016 года.
«Угличанин» №50 (453) от 30.12.2015 года