Самая вкусная еда на Новый год из русской печки – считает Надежда ЛавроваПредновогодье – удивительное время, полное радостных хлопот, ожидания каких-то чудес или светлой сказки, причём независимо от того, сколько вам лет. Надежда Лаврова, к примеру, сегодня в Угличе наряжает сразу две ёлочки: одну – пластиковую, судя по этикетке 1967 года выпуска, украшает игрушками, сохранившимися с её детства; вторую – лесную красавицу, которая приносит в дом аромат хвои, современными гирляндами и разноцветными шарами. А несколькими днями ранее в Италии, празднуя католическое Рождество и откупоривая бутылки с красным пьемонтским вином «Долчетто», о ней и её супруге Петре вспоминали друзья. Дело в том, что местный винодел, однажды увидев рисунки Надежды с изображением Богоматери с ребёнком, решил, что именно они должны быть взяты «на этикетку». И не ошибся, на Рождество в этой провинции «Долчетто» – неизменный атрибут праздничного стола.

НА ДВЕ СТРАНЫ

Жизнь «на две страны» у Надеж­ды Лавровой началась 20 лет на­зад. Именно тогда она встретила его – свою судьбу – художника Петра Чахотина, живущего в Италии.

На пленэре в Альпах– Моя жизнь изменилась, потому что я встретила Петра Сергеевича. Я очень благодарна ему. Это человек совершенно необыкновенной внутренней красоты. Он предоставил все условия, чтобы мне комфортно работалось…

Совместные выставки и поезд­ки по странам Западной Европы стали неотъемлемой частью жизни супругов. Аудиенция у Папы Римского и Патриарха всея Руси венчалась отправкой в космос благословлённой ими иконы Святой Анастасии, вы­шитой Надеждой, став символи­ческим призывом к примирению враждующих на земле стран. (Сейчас впору повторить эту акцию. Прим. автора.) Увидело свет прекрасное издание – каталог «Русская национальная кукла Надежды Лавровой» на итальянском языке. Новые гра­ни её таланта тогда продолжали и продолжали раскрываться. Дипломированный специалист по моделированию одежды захотела и освоила иконописную технику «золотого века» русской иконописи XV века. И опять выставки и признание, как в Италии, так и в России… Полго­да там, полгода здесь – в Угличе.

У итальянцев на Рождество красное вино с этикеткой от угличанки Надежды Лавровой

– Я Италию открываю как книгу по истории искусств. Там ходишь, под ногами везде XV век. Кругом красота. У меня нет такого, что уезжаю и тоскую. Там другой дом. У меня всё это как- то уравновешено. Допустим, здесь я зимую. И мне больше нравится дома рисовать, то есть я зимой ухожу в такой «затвор», пишу иконы, делаю акварели... А туда приезжаю, окна – нарас­пашку. И уже акварель, мелки, букеты. Вот такое происходит, а если осень, то – это виноград.

Это тоже необыкновенный пе­риод – сбор винограда. Мы с Петром как-то помогали мест­ному крестьянину. А потом был праздник первого вина. На него пригласили человек 150. Были музыка – аккордеон и пляски. Люди радуются жизни. Везде свои традиции. Это, наверное, сродни тем престольным празд­никам, которые раньше были в наших деревнях…

КОРНИ

На стене в большой рамке, как раньше, множество фотографий. В подборке на снимках самые близкие – семья: родители, брат Евгений, невестка Елена, Катя с Колей – племянники, ну, и, ко­нечно, она с Петром. Отдельно рисунок Прасковьи Ивановны. Надя сделала его по фотогра­фии, нарядив маму в красивую цветастую шаль. Не было у неё никогда такой, но дочка так за­хотела в память о ней.

– Я – человек такой призем­лённый. Меня радует всё. Вот, к примеру, брусника поспела. Идём в лес, собираем, а потом дома рассыпаем её по столу, по полу в поддонах, чтобы слегка подсушить, ведь сразу всё не переработаешь. Любуешься! Красота такая, что глаз не ото­рвать. Огурчики на огороде поспели… Я люблю эту нашу по­лосу такую скромную, сдержанную, со скудной природой. Вот, всю зиму мы пьём капорский чай знаменитый. Знаете что это такое? Нет? Иван-чай! – На­дежда достает с полочки банку с сушёной травой и открывает её. – Чувствуете, какой аромат? На границе Ленинградской области с Эстонией был такой завод в Капорах. Они снабжали фронт этим иван-чаем, даже фашисты его бомбили, как стратегический объект. Мы его сейчас сами за­готавливаем.

Дочка фронтовика Николая Сергеевича Лаврова – един­ственного на весь Угличский район полного кавалера ордена Славы – не по книжкам, а от отца знает, что это такое – война. Родители были родом из дерев­ни, знали, как достаётся каждая копейка. И потому Надежда очень трепетно относится к каж­дой старой вещи, доставшейся по наследству. Её дом, как сундучок, в котором взглядом зацепишься то за необычную ча­шечку, то за расписной туесок…

– Знаете, а ведь у меня бабушка по отцовской линии Евдокия Семёновна в Прилуках строила колокольню, – к слову припомнила хозяйка. – Они детьми тогда были. Как она рассказы­вала, они по кирпичику носили наверх, а когда спускались, при­казчик им, как расчёт, давал по конфетке.

Фреска Богоматери с младенцем из часовни в Пьемонте (акварель Н. Лавровой)РОДСТВЕННЫЕ ДУШИ

– В Италии к нам относятся очень доброжелательно. У нас хорошие соседи, с которыми мы дружим. А потом мы с Петром стараемся пропагандировать там русскую культуру. Допу­стим, многие католики сегодня хотят, чтобы в их семье была настоящая икона, написанная в канонах православной тради­ции. Хотят не как собиратели, а считают, что это нужно для семьи.

Надежда, со своей стороны, постигая историю Италии, в Альпах помимо красот увидела и проявила большой интерес к фрескам в старинных часовнях. Особенно её увлёк образ богоматери с ребёнком. Она, как правило, изображалась в синем плаще, расписанном цветным орнаментом, характерным толь­ко для Пьемонта, а младенец был зачастую со щеглом. Акварели, сделанные ею во время пленэра, однажды попали на глаза местному виноделу. Он удивился и увидел в них то, что может быть дорого каждому итальянцу. Марко Алтаре (по-русски Марк Алтарник) предложил Надежде Лавровой выгодную сделку: он размещает изображение на этикетке своих бутылок с вином, а она получает компенсацию к Рождеству и Новому году в виде прекрасного итальянского вина. «Ударить по рукам» помог, конечно же, Пётр. Он поведал мне, что итальянцы предпочита­ют видеть у себя на дружеском столе в новогоднюю ночь. Это не менее семи блюд, одно из кото­рых носит название «Ин салата русса».

– По-сути, это то же самое, что наше традиционное «Оливье», – подключилась к разговору Надя, – только вместо колбасы тунец, а майонез используется домашний (берётся желток, оливковое масло и сок лимона). Рекомендую. Вкусно!

Нина БЛОХИНА

Фото автора и из семейного альбома Надежды ЛАВРОВОЙ и Петра ЧАХОТИНА

15 декабря в Москве, в выставочных залах Госу­дарственного музея им. А.С. Пушкина, откры­лась выставка, приурочен­ная к 100-летию Государ­ственного Российского Дома творчества. В экспо­зиции представлены более 1000 рукотворных кукол из 50 регионов России. В том числе можно увидеть 17 работ мастерицы из Углича Надежды Лав­ровой, которые до этого выставлялись в одном из замков Италии. Выставка продлится до 13 февраля 2016 года.

«Угличанин» №50 (453) от 30.12.2015 года