После того,  как во Дворце культуры открылась выставка «Углич и российский кинематограф», в ДК стали приходить люди и делиться своими воспоминаниями от съемок того или иного фильма в нашем городеПосле того,  как во Дворце культуры открылась выставка «Углич и российский кинематограф», в ДК стали приходить люди и делиться своими воспоминаниями от съемок того или иного фильма в нашем городе. Эти впечатления нигде пока не зафиксированы, но информация интересна, порой увлекательна и познавательна. И если  таких воспоминаний со временем будет собрано достаточно,  то они смогут послужить основой   для написания книги с одноименным с выставкой названием.

«ХИТРОВКА»

Нас пригласили сниматься в эпизодах фильма «Хитровка».   Я  была в отгуле, погода была прекрасной. Нас одели в одежды XIX века, попросили снять все украшения,После того,  как во Дворце культуры открылась выставка «Углич и российский кинематограф», в ДК стали приходить люди и делиться своими воспоминаниями от съемок того или иного фильма в нашем городе не разрешили краситься. Наша массовка  долго наблюдала,  как около здания бывшей начальной школы (дом купцов Зиминых), недалеко от Воскресенского собора, съемочная группа устраивала развал – базар того времени. Много всякой утвари было привезено из Мышкина, а также из музея «Мифов и суеверий». «Продавались»  на этом базаре семечки, капуста, сушеная вобла… Некоторые из нас изображали торговок,  другие покупателей, разносчиков всяких мелочей. Массовкой были  люди разного пола и разного возраста (от детей до стариков и женщин в возрасте).

Сначала снимали несколько сцен с  настоящими актерами. Мы наблюдали сцену удушения одного из персонажей. Его «душили»,  а он изображал  стадии удушения. Потом его «безжизненное тело» бросали на землю. Один раз не очень удачно - прямо в лужу.  Сцены были не из приятных, да еще по несколько дублей. Мы  тем временем  фотографировали происходящий процесс и фотографировались  сами, общались с актерами, вживались в роли.

Потом пришел наш черед  – базар ожил,  снимали неспешную торговую жизнь позапрошлого века. И порой казалось, что мы и в самом деле очутились в далеком прошлом. Не  было слышно городского шума, не ездили машины, как и тогда кругом стояли   старинные дома, рядом монастырь,  затихающий колокольный После того,  как во Дворце культуры открылась выставка «Углич и российский кинематограф», в ДК стали приходить люди и делиться своими воспоминаниями от съемок того или иного фильма в нашем городезвон…  Эпизоды  тоже  снимали по несколько дублей:  общие планы  крупным планом - торговавших, спорящих, торгующихся…. По базару прохаживался продавец с очаровательным кудрявым козлом  на веревке, торговец с лотком предлагал бублики.  Елена ДЕМИНОВА торговала воблой, Алевтина СОЛОВЬЕВА стояла с гусем  в корзинке. Съемки длились весь день. Потом часть массовки отпустили.

Мне и еще нескольким  представителям из массовки  предложили участвовать в ночных съемках. Я продавала самогон и черный хлеб. Мы проголодались и в перерывах между съемками потихоньку реквизит (черный хлеб) поедали. Все уже устали и снимавшие и снимавшиеся. Режиссеру Александру  ХВАНУ пришло в голову добавить  в сцену реплику торговки печенкой. Два персонажа – актеры беседовали и,  когда они заканчивали говорить,  к ним должна была подойти женщина и предложить: «Купите печеночки».  Женщина никак не могла понять,  когда она должна начать говорить. Приходилось снимать новые и новые  дубли, съемочная группа подтрунивала над режиссером - сам придумал, теперь мучайся. Эта тетка  уже у всех «сидела в печенке».     В конце-концов съемки закончились. В книге отзывов,   второй режиссер  Константин РАЦЕР написал  нам на память: «Мы - съемочная группа к/ф «Хитровка» благодарим Вас за участие в нашей картине. Счастья вам и процветания Вашему городу!».

С нами щедро расплатились. Я смогла на гонорар купить новую курточку, шляпку  и шарфик.  То есть, кроме положительных эмоций от съемок, были  получены и материальные блага. Очень жаль, что фильм до сих пор не вышел на экран. Но приятные воспоминания остались в душе.

Алла ЛЕНГВЕНС

«МОРФИЙ»

Как-то позвонила мне приятельница и спросила:

- Хочешь сниматься в кино «Морфий», в массовке?

- Конечно,  хочу! – ответила я.

- Тогда пошли на кастинг – будут смотреть, подходишь ты или нет, - предложила она.

Пришли мы с ней в ДК. В фойе полно народу, очередь к фотографу. Какая-то дамочка на просьбу фотографа не хотела снимать шляпу, так как она, видите ли,  не причесана! Она капризничала и всех раздражала. Дождавшись своей очереди,  мы сфотографировались, написали резюме. Нам сказали, если подойдете, вам позвонят. Я,  вообще-то, и не ожидала, но мне позвонили  и сказали, чтобы я пришла во Дворец культуры и что нас повезут в Калязин. Во Дворце нас переодели. Меня нарядили  в тулуп, платок, огромные валенки – сделали из меня бабку. Я, хотя и женщина преклонных лет, пенсионерка, но все-таки «дамочка».  А  Татьяну Ивановну РЕМИЗОВУ одели в новенькие валеночки, приличный салоп, шапку и т.п. Остальную группу  тоже переодели. Ну,  думаю,  сейчас привезут и – сниматься! На самом деле съемок мы ждали полдня, хорошо хоть в автобусе. Съемки проходили  напротив затопленного монастыря «Никола на Жабне», от которого осталась только колокольня на острове. Вот к ней-то и надо было идти персонажам. На улице   царила зима с оттепелью. Был слякотный снег… Татьяну Ивановну несколько раз переснимали в эпизодах на санях, а  до них еще надо  было дойти,  валеночки  ее насквозь промокли, вода в них хлюпала. Костюмеры выдали ей сухие  носки, я дала два полиэтиленовых пакета, чтобы надеть внутрь валенок, благодаря чему мы не дали ей  простудиться. А меня кусали в валенках блохи -  валенки старые, где-то лежали в подвале, вот  блохи  и оприходовали их себе  под жилье.

На этих съемках я встретила друга моего сына - Льва ПЕРВОВА. Он привез  свою девушку. Она должна была в эпизоде изображать  даму в пролетке. И как же изменил ее костюм! Была она просто симпатичная девушка, но таких вокруг много. А стала  «Неизвестной дамой» с картины Ивана КРАМСКОГО! Едет в пролетке, и глаз  невозможно отвести   - так  хороша! Самого Льва режиссер долго уговаривал сняться  в эпизоде в роли  молодого хлопца. После съемок  нам оставалось только ждать выхода картины и еще раз окунуться в этот волшебный мир кино. И уже непосредственно посмотреть весь фильм, и увидеть себя и свой город на большом экране. Кстати, гримеры хорошо потрудились над моим образом в кино, мой собственный сын меня не узнал.

Тамара ГРИШИНА

«Угличанин» №40 (393) от 16.10.2014 года