13.11.2013 12:05
Среди всех святых, прославившихся на Русской земле, особым почитанием и любовью окружено имя преподобного Сергия Радонежского. Шесть с половиной веков назад, в трудные для Руси времена монголо-татарского ига, преподобный Сергий устроил недалеко от Радонежа храм, а затем монастырь в честь Святой Троицы, который ещё в середине XVIII века получил статус Лавры.
Хозяйственные и другие нужды большой обители вынуждали монахов подолгу жить вне стен родного монастыря. Поэтому примерно с XVI века стали возникать подворья, которые подчинялись монастырю, но могли иметь несколько другой уклад жизни. На одних подворьях могли постоянно жить и работать одни и те же люди, на других – меняться в зависимости от времени года, предназначения обители. На протяжении столетий и по сей день Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры, а также одним из самых крупных землевладельцев. Подворья этого монастыря существовали в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове Великом, во Владимирской области, в Краснодарском крае, в районе Углича.
Согласно жалованной грамоте Василия II там, где сейчас расположено село Прилуки, ранее находился монастырь Рождества Христова на Волге (Рождественский на Прилуке, Христорождественский). В XV веке Рождественская обитель упоминается уже как приписная Троице-Сергиева монастыря. В начале 30-х годов XIV века в стенах монастыря принял иночество ученик Сергия Радонежского, уроженец Москвы Павел Обнорский.
За первую половину XV века Троице-Сергиев монастырь приобрёл вблизи Углича четыре села, несколько деревень, шесть пустошей.
Расширение в районе Углича вотчины Троице-Сергиева монастыря происходило за счёт освоенных и принадлежавших различным светским владельцам земель (т.е. дарений и покупок). Иван Филиксов владел деревней на реке Вырезке (приток Волги справа) и селом Баскач (4 км от Углича на правом берегу Волги). Все свои земли он отдаёт монастырю. Фёдор Карцов владел селом Максимова, которое продал монастырю в 20-30-е годы XV века.
С жилыми поселениями попадали в монастырь и пустоши. Так, неким Иваном Андреевичем монастырю в 30-е годы XV века были проданы пустоши Красная, Онисимково, Нехтино. Григорий Иванович Бутурлин передал монастырю пустоши Клясовскую, Гребенёво, Брилино, село Воздвиженское. Свою судьбу Бутурлин тоже связал с Троице-Сергиевым монастырём, постригшись в нём в монахи в 30-х годах XV века.
В тот период многие деревни – Маймеры, Заречье, Поддубье, Курьянова, Поприха, Гребенёво, Бараново, Перфирово, село Красное на границе с Калязиным – тоже были приобретены монастырём.
В XVI веке границы земель троицких поселений были обширны и соседствовали с монастырскими владениями Николо-Улейминского, Покровского монастырей. Троице-Сергиев монастырь в XVI-XVII веках владел шестью тысячами десятинами земли.
В связи с событиями Смутного времени многие земли опустели, и количество поселений Троице-Сергиева монастыря заметно уменьшилось.
По писцовым книгам 1620-х годов на лужицах близь Троицкого ручья в сторону Пятницкой церкви располагались подворья Кириловского, Покровского, Калязинского, Воскресенского, Учемского, Николо – Улейминского, Свято-Троицкого Сергиевского монастыря.
Судя по описи Михаила Фёдоровича Мезецкого 1663 года на территории кремля также располагались три двора Троице- Сергиевой обители.
На Руси почитание Святой Троицы - выражение стремления русского народа к Святейшему образцу жизни. Поэтому появлялись не только храмы, но отстраивались даже целые Троицкие города и села.
На границе Ярославской и Тверской областей в 70 километрах от Варниц находится село Сергиевское (Угличский район). Сохранилось предание, что именно сюда в середине XIV века приходил Сергий Радонежский. В селе два приходских храма (Сергиевский и Никольский), надвратная часовня. Сейчас это – подворье Троице-Сергиева монастыря, где с благословения отца Виктора выращивают овощи, разводят коров.
Не случайно монастыри России всегда показывали пример как благочестия, так и рачительного, образцового хозяйствования.
Таков был и Троице-Сергиев монастырь, во все времена имевший огромное хозяйственное, культурное, политическое значение, приводящий русских людей к истинам православной веры.
Татьяна ЯКОВЛЕВА, научный сотрудник Угличского историко-архитектурного и художественного музея
В 2013-2014 году Россия отмечает целый ряд событий, имеющих эпохальное значение для русской цивилизации: 1025 - летие Крещения Руси, 400-летие со дня восстановления династии Романовых, 700-летие со дня рождения великого русского святого, преподобного Сергия Радонежского, чей политический и духовный статус во многом стал определяющим не только в освобождении Руси от татаро-монгольского ига, но и определил дальнейший духовный путь нашего святорусского отечества.
"Угличанин" №44 (346) от 13.11.2013 года