Хаммерклавир прибыл из реставрацииЯрким и значимым событием в жизни каждого музея является возвращение после реставрации экспонатов. Старинным и уникальным предметам даётся «вторая жизнь». Заботливыми руками реставраторов осуществляются укрепление, консервация, порой восполнение утраченных деталей и фрагментов. Предметы приводятся в экспозиционное состояние – становится возможным участие в выставочных проектах, включение в комплексы постоянных экспозиций. Несомненно, отреставрированные и вновь представленные предметы привлекают особенное внимание посетителей, служат важным свидетельством активной и плодотворной работы музея.

Начиная с советского периода, на протяжении многих десятилетий Угличский музей осуществляет реставрацию предметов из своих коллекций, сотрудничая с ведущими наиболее авторитетными организациями (среди которых ВХРНЦ имени И.Э. Грабаря, ГосНИИР), привлекает для работ наиболее квалифицированных специалистов. За прошедшие годы были отреставрированы сотни произведений живописи, графики, прикладного искусства, предметов из металла, дерева, тканей… Список весьма внушителен, и плоды этой работы хорошо известны угличанам и гостям города.

Но порой случаются особенно волнительные моменты, когда новую жизнь обретают наиболее интересные и уникальные предметы. Не секрет, что многие старинные вещи поступают в музей с повреждениями и утратами, полученными в ходе долговременного и не всегда благополучного бытования. Это касается и икон, и живописи, и старинной мебели… При поступлении в музей их ценность осознаётся изначально, но далеко не всегда есть возможность единовременно осуществить реставрационные работы. Порой приходится ждать годы, пока будут изысканы средства или удастся принять участие в различных проектах.

Так, длительное время на виду у сотрудников находился старинный музыкальный инструмент – хаммерклавир. Были очевидны его ценность и уникальность для собрания музея, но лишь недавно представилась возможность осуществить реставрацию предмета, привести его в экспозиционное и рабочее состояние. Работы были выполнены фирмой ООО «Музыка» (Центр реставрации музыкальных инструментов «Прайд»). Кураторство осуществлял специалист Гос НИИР, художник-реставратор музыкальных инструментов высшей категории Павел Иванович Аханов. Трудами ведущих реставраторов старинный инструмент вновь обрёл голос и целостный эстетичный вид.

Чем же является отмеченный предмет? Немецкое название «hammerklavier» в переводе означает «молоточковое фортепиано». Это старинная разновидность фортепиано ранней конструкции, бытовавшая в XVIII – начале XIX веков. Лишь с течением времени, с совершенствованием механики сформировался современный инструмент с великолепными динамическими возможностями. Хаммерклавир – это камерный инструмент с несколько приглушённым звуком, имеющий менее широкую динамическую амплитуду. В высоком регистре его звучание напоминает клавесин.

В наше время хаммерклавир – не только памятник прежних музыкальных технологий. Он ценен тем, что, в отличие от современных фортепиано, позволяет воспроизвести аутентичное звучание произведений выдающихся композиторов: Баха, Гайдна, Моцарта, Бетховена. В их распоряжении были инструменты своего времени, для которых и создавались произведения. Если эпоху барокко и рококо во многом определял клавесин, то периоды классицизма, сентиментализма, романтизма в развитии музыкального искусства неразрывно связаны с хаммерклавиром. Его особенно прославили композиторы «Венской школы», на раннем этапе проявившие внимание к возможностям фортепиано.

Впрочем, понятие аутентичности лишь условно применимо к старинной музыке, поскольку в прошлом музыкальные инструменты были исключительно индивидуальны. Стандартизация технологий получила распространение лишь с развитием фабричного производства. Музыкальные инструменты традиционно изготавливались в небольших мастерских, и один мастер редко делал два одинаковых. Часто заказ определял возможности клавесина или фортепиано, конструкцию механики. Отсутствовал точный стандартный строй, различались традиции исполнительства. Нередко композиторы создавали произведения для конкретного инструмента и опредёленной аудитории. Лишь с распространением концертной деятельности и издания нот появляется стремление к универсальности.

Перечисленные особенности присущи старинным музыкальным инструментам и в частности хаммерклавиру из собрания Угличского музея. Он имеет характерный низкий прямоугольный корпус с закруглёнными углами, установленный на четырёх ножках. Вверху расположена составная крышка с откидной фронтальной частью, закрывающей клавиатуру. Лицевые стороны инструмента декорированы наборной фанеровкой из разных пород дерева, выполненной в виде прямоугольных филёнок. Мануал смещён влево. Это, пожалуй, наиболее декорированная часть предмета, включающая фигурные изгибы стенок, полихромный шпон. На закруглённом завершении расположена небольшая бронзовая вставка – изображение лиры, нотных тетрадей, венка и трубы. Белые клавиши оклеены пластинками слоновой кости, снабжены торцевыми профилированными накладками.

Внутренняя часть инструмента тоже производит впечатление – стенки корпуса также покрыты наборной фанеровкой. Резонансная дека имеет светлый желтоватый цвет. Под треугольной рамкой скрывается система демпферов с пергаментными крепежами. Пюпитр складной, собранный из нескольких планок. На левой части деки присутствует особенно примечательная деталь – круглое печатное клеймо изготовителя инструмента. К сожалению, оно частично стёрто, но в верхней части среди орнамента хорошо читается круговая надпись: «FRIEDRICH FISCHER». Можно предположить, что это был немецкий мастер, владелец одной из многочисленных мастерских.

Хаммерклавир датируется примерно началом XIX века, и значительная часть его истории, к сожалению, покрыта тайной. Едва ли могут быть установлены первоначальные владельцы – он мог находиться в одной из местных дворянских усадеб. Среди угличских помещиков, несомненно, были и весьма состоятельные люди, увлечённые домашним музицированием, способные приобрести столь дорогую вещь. Продолжение истории раскрывает прямоугольная бронзовая табличка, размёщенная над клавиатурой. На ней фигурная надпись славянским шрифтом: «ВЪ ЧЕСТЬ ДНIА ВАШЕГО АНГЕЛА, ОТ КРЕСТЬIАНЪ, И/ ВОЛОСТНЫХЪ СТАРШИНЪ УГЛИЦКАГО УЕЗДА, 4/ УЧАСТКА, 1896 ГОДА, МЕСЯЦА МАIА, 21/ ДНIА».

Вероятно, крестьяне приобрели музыкальный инструмент и преподнесли в дар какому-то значительному должностному лицу. Адресат не указан, но устанавливается с большой долей вероятности. Очевидно, это был земский начальник Константин Рудольфович Кистер. Именно он возглавлял 4-й участок Угличского уезда в 1890-х годах и вплоть до 1909 года. Его день ангела действительно приходился на 21 мая по старому стилю. Из справочных книг Ярославской губернии того периода известно, что К.Р. Кистер был православного вероисповедания, получил образование в Константиновском военном училище. Упоминаются последовательные военные и гражданские чины: штабс-капитан запаса, надворный советник, статский советник.

Четвёртый участок Угличского уезда в разные периоды включал в себя Сигорскую, Микляевскую, Высоковскую и Василёвскую волости, позднее – Высоковскую, Ильинскую и Кондаковскую. Место пребывания земского начальница находилось в селе Высокове. Таким образом, устанавливается один из эпизодов истории музыкального инструмента, о котором повествует бронзовая табличка.

Отреставрированный хаммерклавир размещён в экспозиции «ЗаБЫТое искусство: вещь и шедевр», на втором этаже здания бывшей городской Думы. В ходе праздничных мероприятий Дня города состоится презентация старинного музыкального инструмента и небольшой концерт. Угличане и гости города смогут услышать звонкие и певучие звуки хаммерклавира.

Евгений ЛИУКОНЕН

Фото автора

«Угличанин» №26 (632) от 03.07.2019 года