На усадьбе Зиминых в следующем году начнут свою работу реставраторы из МосквыОлег Рыжков совсем недавно стал заместителем министра культуры РФ и будет курировать сферу сохранения культурно­го наследия. Раньше он руководил Агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры. Именно это агентство с сентября прошлого года занимается спасением памятника федерального значения в нашем городе – усадьбы Зиминых. Кроме этого, АУИПИК займётся реставрацией и дома знаменитого нашего академика Опарина. В Международ­ный день памятников и исторических мест мы решили очень важным познакомить наших читателей со стратегической позицией нового замминистра в отношении сохранения куль­турного наследия, которым богат наш древний Углич. С раз­решения Олега Рыжкова мы знакомим вас с выдержками из его первого интервью в новом важном статусе, данного им сайту «Хранители наследия».

– Олег Владимирович, в роли замминистра вы принимаете ответственность за всё, что происходит. Любой промах госорганов, неудача, что-нибудь упадёт, развалится – вам при­дется за всё это отвечать.

– Я понимал, с чем столкнусь. Министерство культуры, по­скольку оно практически един­ственный заказчик (не секрет, что 90% работ по реставрации и сохранению оплачиваются из бюджета и заказываются Мин­культуры), имеет возможность – и должно – непосредственно влиять и на реставрационный рынок, и на подходы к этой ра­боте. Отстраивать всю систему сохранения наследия в стране, выступая как главный инве­стор. Минкультуры является источником планов и посылов, обладает всеми инструментами, чтобы отстроить рынок сохране­ния наследия в части госзаказа. Если оно сделает это правильно, то отрасль заживёт. Что входит в миссию Минкультуры?

В первую очередь забота о том, чтобы у нас была полноценная реставрационная отрасль: на­ука, образование, производство и некая идеологическая часть, которая выстраивает ориентиры, ради чего всё это делается. Мин­культуры должно сформулиро­вать основные подходы, идеи и цели работы отрасли и, являясь крупнейшим заказчиком, управ­лять ей так, чтобы отрасль была образцовой. Впоследствии, когда отрасль отстроится, частный собственник и инвестор увидит, что перед ним не какой-то непо­нятный реставратор, который за покраску стены возьмёт в 10 раз дороже. Он увидит, что сохране­ние наследия – это серьёзная и интересная задача, решение ко­торой приводит к определённому позитивному результату, в том числе экономическому.

Олег Рыжков, заместитель министра культуры РФВторое, за что отвечает Мин­культуры, – это популяризация. Привить всему обществу любовь к наследию, вкус к его сохра­нению – миссия министерства. Пока этого не будет, наш голос будет голосом вопиющего в пустыне. Одни нас не слышат, потому что им всё равно, другие – потому что у них противопо­ложные цели.

Тема наследия должна стать модной. Жить в объекте насле­дия, работать с ним – должно стать модным, престижным. Англичане ведь справились с этой задачей. У них стоимость жилья в старых зданиях стала выше, чем в новых. Избитый пример: картины старых масте­ров стоят всегда дорого и обла­дают большей ценностью, чем современные.

Когда в процесс сохранения на­следия будет вовлечено всё обще­ство, уже другие механизмы заработают. Что мы пытались в АУИПИК сделать: разжечь эта­кий благостный огонь, который не уничтожает, а воскрешает. И на уровне министерства теперь надо такую задачу ставить.

– На уровне философии вопро­са – понятно. А что будет на уровне практических шагов?

– Прежде всего должен быть изменён подход к объектному формированию федеральной целевой программы «Культура России». Этот процесс нужно сделать более открытым для общества. Вытащить списки из кабинетов, где руководствуются бюрократической логикой. Они должны становиться предметом более широкого экспертного и общественного обсуждения. Де­нег на все памятники не хватает, а потому тем более чётко надо выбирать объекты, сохранение которых может послужить путе­водной звездой для сохранения остальных.

Здесь мы будем предлагать министерству и министру резко повысить роль Федерального научно-методического совета в этом отборе, в формировании объектного состава ФЦП. Что­бы появилась какая-то логика сохранения и отбора. Такую логику можно отстраивать на уровне идеологии. Например, мы знаем, что у нас живы техно­логии сохранения деревянного зодчества, которых нигде больше нет. Почему мы не выделяем в отдельный блок и не занимаемся серьёзно не просто сохранением отдельных зданий, а сохранени­ем технологий работы с деревян­ным зодчеством?

Важнейшая часть процесса – это образование. Минкультуры должно сейчас очень вниматель­но проанализировать ситуацию и добиться, чтобы на объектах работали люди, получившие специальное образование. Не просто человек с аттестатом, не фирма, получившая лицензию, а люди, специально подготов­ленные для этой работы. Мы должны быть уверены, что у нас существует определённая школа подготовки, которая даёт каче­ственный результат, а не бумаж­ку об окончании. К памятнику должны прикасаться только те, кто умеет это делать.

Сложнее дело с архитектора­ми-реставраторами и их под­готовкой. Здесь нужны такие коллективы, где есть старейши­на, среднее звено, подрастаю­щее поколение. Ни один уни­верситет, будь он хоть трижды МАрхИ, не даст готового архи­тектора-реставратора. Должны быть дополнительные курсы, дополнительное образование. И важно, конечно же, гото­вить управленцев, чиновников, которые будут инспекторами, будут организовывать процес­сы реставрации, разбираться в юридических вопросах, в работе с персоналом.

Вот такие три блока специали­стов, которых сейчас не хватает, систему подготовки которых надо развивать.

И, наконец, важный блок – наука. Отрасли химии, физики, биологии, которые посвящены старым зданиям. Интересней­шая вещь! Скажем, очистка поверхности лазером – у нас в Санкт-Петербурге есть специ­алисты мирового уровня по этой теме. Мобильные лаборатории: чтобы мы могли приехать с со­временной аппаратурой в любой памятник и провести все не­обходимые замеры и анализы. Мы луноходы делаем, неужели мобильные лаборатории не сде­лаем? Применение научных методов имеет традицию, базу и основы у нас в стране, просто стали про это забывать. А ведь это очень интересно для молодых учёных, физиков или микробио­логов – работать с памятниками.

– Сейчас много говорится о системе конкурсов, что в них не учитываются показате­ли качества, а выигрывает, кто попало. Ваше отношение к Федеральному закону № 44? Надо ли выводить реставрацию из-под действия этого закона, как многие предлагают, или же можно в его рамках работать нормально?

– Можно в рамках ФЗ-44 сде­лать нормальную систему. Мы сейчас будем внимательно изу- чать опыт Москвы и ее департа­мента по конкурентной полити­ке. Нужно немного подняться над проблемой. И заниматься не организацией торгов по ФЗ-44, а формированием конкурентной здоровой среды в реставрации. Тогда будет правильный ре­зультат. Это означает, что те, кто выходит на конкурс, должны быть порядочными фирмами и партнёрами, и мы в них должны быть уверены. Потому что когда порядочные, как сейчас, конку­рируют с непорядочными – это не организация торгов по ФЗ-44. Это упущение того ведомства, ко­торое формирует конкурентную среду. Повторюсь, здесь, кро­ме Минкультуры, игроков нет. Поэтому министерство долж­но сформировать нормальную конкурентную среду, чтобы подрядчики становились поря­дочными. Это сложно сделать. Но идеологически должно быть так. И тогда хоть какой закон – всё равно будет работать.

А как подрядчик должен стать порядочным? Мы уже про это сказали: у него должны быть спе­циально подготовленные люди, которые прошли специальную школу и которые связали свою жизнь с этой сферой. Плюс общественное мнение. Ведь рынок знает всё про всех, у каж­дого своя история и репутация. Есть инструмент формирования «чёрных списков», есть многие другие варианты действий. Всё зависит от позиции заказчика.

– Существует поручение Пре­зидента РФ о привлечении обще­ственных организаций к охране культурного наследия и даже наделении их определёнными функциями и полномочиями. Правда, непонятно пока, как оно выполняется.

– Мы можем при Минкультуры сформировать отдельный совет градозащитников, обществен­ников. Мне кажется, с ними по проблемам наследия нам нуж­но отдельно встречаться. Если вы подготовите материалы и предложения, мы готовы такие встречи проводить хотя бы раз в месяц. Чтобы я тоже всё понимал и чиновничий пласт в какой-то момент отодвигал. Более чем уве­рен, что через три-четыре встре­чи ситуация начнёт меняться.

Беседовали Константин МИХАЙЛОВ и Евгения ТВАРДОВСКАЯ

Фото Павла КАРПОВА

«Угличанин» №15 (519) от 19.04.2017 года