29.03.2017 11:05
Началась история театра в Угличе в конце XIX века. За прошедшие годы жизнь театра много раз менялась: одни артисты сменяли других, постановки прошлых лет уступали место новым. Маленькие провинциальные театры отражали ситуацию страны в целом и были самобытны и оригинальны. Каждый из них имеет право на то, чтобы о нём рассказали, потому что это часть нашей истории, а сейчас напомнить её есть повод – 27 марта был День театра.
Конец XIX – начало XX века. Именно на этот период приходится расцвет театрального искусства. В мир театра врываются пьесы Островского и Чехова. В Угличе стационарного профессионального театра не было, но гастролирующие труппы приезжали часто. В городе существовало на тот момент множество любительских театров.
В Народном доме купцов Евреиновых располагался один из театров, о котором поговаривали, что «драматический кружок не живёт, а прозябает», что «надо поставить у руководства человека энергичного». Им и стал Михаил Павлович Чехов, брат известного писателя. Именно с этого момента началось зарождение театральной жизни Углича. В 1894 году Михаила Чехова переводят в Углич в качестве податного инспектора. Жил он в доме № 5 на Московской улице (сейчас улица Ленина) на втором этаже (том самом, что недавно обрушился).
Михаил Павлович быстро заводит знакомства, в том числе с купцом Николаем Дмитриевичем Евреиновым. Он и предложил Чехову возглавить драматический кружок. «Как только стало известно, что кружком теперь руководит Чехов, сразу же увеличилась труппа актёров».
И вот в конце лета 1894 года драматический кружок представил первые труды: водевили «Ворона в павлиньих перьях» и «Женское любопытство». Игра актёров вызвала большой восторг у зрителей. Успех вдохновлял на новые работы. Каждое представление становилось большим событием для маленького города. В прессе появлялись всё новые сообщения о постановках. Там же публиковались финансовые отчёты о сборах и тратах. Все собранные деньги отдавались на благотворительность, сам кружок существовал за счёт пожертвований местных меценатов.
Вокруг Чехова образовался хороший, сильный коллектив. Принять участие в нём мог каждый. Всего два года провёл Михаил Чехов в Угличе, с его талантом культурная жизнь города значительно обогатилась. Театр существовал ещё долгое время после его отъезда.
В числе актёров театра были братья Красносельские – Николай, Фёдор и Алексей. У Любови Ивановны Шестаковой, правнучки Фёдора Красносельского, сохранился дневник, в котором он описывал своё пребывание в театре. Записи дневника рассказывают о жизни театра уже начала XX века. Особых развлечений в городе, кроме театра, не было. Поэтому даже репетиции пользовались большой популярностью у публики, на них можно было попасть бесплатно (из дневника): «В 8 часов началась генеральная репетиция, публики была масса. Драма прошла великолепно, а водевиль прошёл вяло. Но с появлением «Дубины» скотопромышленника на сцене раздавался смех».
Каждый спектакль собирал полный зал, билетов не хватало, поэтому играли не по одному разу. Только за один сезон 1914-15 годов было показано 14 спектаклей и 3 концерта. Но после революции театр уступил место новым любительским группам.
1917 год, затем гражданская война: жизнь резко меняется. Уходят в прошлое купцы, на смену им приходят рабочие люди.
Именно этот период стал расцветом театральной жизни левобережной стороны города. На протяжении короткого времени на Левом берегу появлялись разные театры, но быстро исчезали по разным причинам. Один из них – театр имени Герасима Фейгина, комсомольца, погибшего в 1921 году в Кронштадте. Клуб действовал год, на его сцене ставили спектакли на актуальные политические темы. На смену ему пришёл любительский драматический театр, который на несколько лет стал главным театральным центром всего города.
Организаторами и руководителями его были Иван Николаевич Потехин, Николай Сергеевич Дружков и Бонифатий Огибалов. Они собрали труппу актёров и были режиссёрами спектаклей. Постоянного помещения для работы не было, собирались в церквах. Несколько спектаклей было поставлено в пивной лавке Недошивиных, в лавке Мехова и в одноэтажном здании начальной школы. Играли в коридорах (не было стульев, их приносили из дома), сами шили костюмы и готовили декорации. Затем театр расположился в Супоневском дворце и стал называться районным Домом культуры.
40-70-е годы в Угличе были богаты на театры разного уровня.
На территории кремля, в Богоявленском соборе, в 30-е годы расположился Дом культуры. В нём был создан театр. В репертуаре его была и классика, и современные пьесы. Марина Тимофеевна Журило (дочь Марии Григорьевой – актрисы этого театра) вспоминает, что режиссёром этого театра была женщина с псевдонимом Карвани. Театр перестал существовать в конце 40-х годов.
Во время Великой Отечественной войны в наш город был эвакуирован профессиональный театр из Кимр, здесь они ставили спектакли. Домой в Кимры театр вернулся предположительно в 1948-49 годах.
В 1947 году небольшая группа любителей театральной драмы Угличского часового завода организовала маленький кружок. (Затем уже театр перебирается в клуб «Октябрь», впоследствии «30 лет ВЛКСМ», а в народе просто «Тридцатка»). Это было началом нового самобытного театра.
Много было трудностей на пути развития кружка. Первые занятия проводились в столовой завода. Часто сменялись режиссёры, не хватало реквизита, оформление сцены было на примитивном уровне. Но благодаря энтузиазму участников кружок жил и развивался. Руководителем рабочего театра становится Б.И. Борухович.
Многие хотели стать его актёрами. Днём это были обычные рабочие люди, трудившиеся на заводе, а вечером они примеряли на себя разные роли. В журнале «Культура и жизнь» за 1970 год мы прочитали о двух актрисах театра часовщиков – Анне Васильевне и Розе Васильевне Мельниковых. С Розой Васильевной нам удалось встретиться. Она очень тепло отзывалась о том времени. Из рассказа мы узнали, что актёры часто гастролировали: побывали в Молдавии, в Одессе, на Кавказе, в Прибалтике, объехали всю Ярославскую область. Выступали даже на сцене театра имени Ф. Волкова. В 1969 году театру было присвоено звание «Народный».
Закончилось время маленьких театров XIX-XX веков, пришло новое время, пришли новые люди. Каждый маленький самобытный театр Углича, несомненно, внёс свою лепту в развитие культурной жизни города.
Вспомните фразу из фильма «Москва слезам не верит», вышедшего на экраны в 1979 году: «Со временем телевидение перевернёт жизнь всего человечества. Ничего не будет: ни книг, ни кино, ни театра, ни газет. Одно сплошное телевидение. И в первую очередь пропадёт театр. Вспомните мои слова через 20 лет». Не знаю, что было через 20 лет. Но почти через 40 лет я хочу сказать: «Неправда! Театр жив! И нам, детям XXI века, хочется видеть игру артистов на сцене, а не с экрана телевизора».
Евгения ЧЕРНЯЕВА, клуб «Алатырь»
«Угличанин» №12 (516) от 29.03.2017 года