11.01.2017 12:19
Когда ты едешь в Пушкиногорье, то уже в автобусе понимаешь, что ты направляешься волею счастливого случая не просто в гости к великому поэту Александру Пушкину, а мчишь на всех порах в заповедное царство, как в сказке «Руслан и Людмила», в котором Пушкин – Божество, икона, любимый святой. Портрет Александра Сергеевича кисти Кипренского прикреплён у нашего шофёра на стекле выше Николая-Угодника. Наверное, именно Пушкин в этих святых для каждого русского человека местах главный ангел-хранитель, который не только даёт работу, но и делает тебя, обычного водителя, сопричастным к вершинам русской и мировой культуры. А что уж говорить о сотрудниках музея-заповедника «Михайловское», которые в буквальном смысле слова боготворят поэта, дышат его кристальной поэзией, смешанной с морозным звонким воздухом Пушкиногорья. Нам, участникам «Куракинских чтений», этой зимой повезло – мы окунулись в удивительную атмосферу чудесного места, ощутили его несомненную мощь. Там до сих пор присутствие «и Божества, и вдохновения…», до сих пор витает незримый Дух Гения.
«Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы Небо мог.
Господский дом, уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою; вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые.
Мелькали сёла здесь и там,
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых Дриад».
Этими гениально-ёмкими строками из поэмы «Евгений Онегин» Александр Пушкин на века прославил своё родовое имение Михайловское, подаренное в своё время деду поэта Абраму Ганнибалу императрицей Елизаветой Петровной (потом от матери перешло во владение самому Александру Сергеевичу). Пушкин написал их там, в Михайловском, будучи в ссылке, в которую его отправили в августе 1824 года. Эта двухлетняя вынужденная разлука с Петербургом была очень плодотворной для сочинительства: Александр Сергеевич, безвыездно находясь в усадьбе, написал три главы «Евгения Онегина», дописал большую часть поэмы «Цыгане», из-под пера поэта выходят «Борис Годунов», сцена «Фауста», «Граф Нулин» и множество известных стихотворений, набросков, критических статей. Для меня, как угличанина, было важно, что поэму «Борис Годунов», где поэт увековечил наш древний Углич, он писал именно в Михайловском, читая труд Карамзина, размышляя над трагической гибелью царевича Димитрия, над последующим для страны трагическим ходом истории… Трудился над гениальными строками, сидя на оттоманке в своей комнате в старом доме прадеда или прогуливаясь по барскому парку, любуясь с холма на живописную речку Сороть. Экскурсовод много рассказывал о повседневной жизни Пушкина в имении: о том, как он любил, искупавшись в холодной речной воде, вскочить на коня и стремглав поскакать в Тригорское навестить сестёр Вульф (однажды Пушкин не удержался в седле и упал, что он долго не мог забыть, поскольку был отличным наездником), как наслаждался сказками няни Арины Родионовны, как нетерпеливо ждал друзей, обещавших его навестить и никак не ехавших в гости. Двадцатипятилетнему поэту, привыкшему к высшему обществу, в глуши, как и его герою Онегину, конечно, было скучно, но он, вздыхая от грусти, находил отдушину в творчестве. Творил, творил и творил (черновики, вышедшие из-под его пера, развешены в комнатах дома-музея – на них смотришь с благоговением), и в итоге создал в Михайловском множество своих мощнейших произведений. Сам Пушкин признавался, что поэзия во время ссылки спасла его:
Здесь меня таинственным
щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как Ангел-утешитель,
спасла меня,
И я воскрес душой.
Побывали мы и в Тригорском, где поэт черпал вдохновение иного рода: там он влюблялся и радовался жизни в обществе сестёр Вульф, а потом и боготворил приехавшую погостить Анну Керн. Пушкин не мог жить без любви, без вдохновения, без жизни… И в Тригорском в обществе прекрасных «дриад» он насыщался всем этим сполна и тут же говорил об этом гениально, как всегда:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти
бе знадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Хотя и расстался Пушкин с Анной Керн очень быстро, но лучшие образцы его любовной лирики, рождённые гением среди тригорских холмов, остались на века.
Пропитанные аурой этих благословенных мест и вдохновлённые, мы собрались на чтения в научно-культурном центре. И хотя мы говорили о князьях Куракиных, Пушкин незримо был повсюду. Смотрел на нас с замечательных графических портретов, то и дело возникал в докладах специалистов со всей страны. А один из них – главного редактора журнала «Подмосковный летописец» Сергея Шокарева – непосредственно касался его творчества. Причём произведения для Углича важного.
Всем известно, утверждал докладчик, что «трагедия Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» в нашей культуре и исторической памяти сыграла важную роль в трактовке событий Смуты и восприятии личности царя Бориса Годунова. В большей степени, чем текст Карамзина, пушкинское произведение внушает уверенность в насильственной смерти царевича Дмитрия Угличского и ответственности царя Бориса за это преступление. Между тем, этот вопрос решается историками неоднозначно (например, Скрынников был уверен в невиновности Годунова, поддерживая версию о несчастном случае). Возникают и новые объяснения угличской трагедии (исследование Столяровой и Белоусова доказывает, что царевич умер от эпилепсии).
В основе событийной канвы «Бориса Годунова» лежит текст «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. Пушкин использовал не только фактический материал, но также и стилистику Карамзина. Вместе с тем, Пушкин отнёсся к историческому повествованию и историческим реалиям творчески, меняя последовательность событий и их обстоятельства».
Как бы то ни было, Пушкин – первый русский литератор, который описал трагедию в Угличе в своей замечательной поэме. До сих пор мы не можем отгадать тайну гибели царевича, но смерть царского отрока породила множество гениальных строк русских поэтов, которых поражала эта угличская трагедия. Поэма «Борис Годунов» – выдающийся отклик великого поэта на эту страшную и таинственную страницу в истории нашего Отечества.
В Пушкиногорье свято хранят память о поэте, с любовью и благоговением относятся к его творчеству. Экскурсоводы- пушкинисты – особые люди, они живут Пушкиным. После общения с ними, после пушкинских красот и пронизанного поэзией воздуха хочется снова взять томик «Евгения Онегина» и читать, читать, читать…
А.С. Пушкин скончался 180 лет назад, 29 января 1837 года в 2 часа 45 минут дня, в Петербурге. Но общепринято считать днём смерти Пушкина 10 февраля, а не 29 января. И это естественно: 29 января – это дата по старому, юлианскому, летосчислению (стилю), которое было в России до 1918 года.
Алексей СУСЛОВ
Фото автора
Галина КОЗЛОВА, заведующая библиотекой МОУ СОШ № 7:
– Александр Сергеевич – это восторженный взгляд поэта, волшебный бег его пера, пылкая и отзывчивая душа, восторг и мудрость, это разговор с читателем. Он живёт в каждом доме, он поддержит, посоветует, научит.
Пушкин – это бытие человека во всех его проявлениях. Это познание души человека в стихах и прозе – «Повести Белкина», «Капитанская дочка», поэмы, «Евгений Онегин»… Это погружение в исторические события Руси: «Борис Годунов», «Полтава», «Медный всадник»… Это верность дружбе, непокорность, страстность, искренность. Пушкин – это михайловские просторы, дыхание Сороти, глаза нянюшки Арины Родионовны и, конечно, дуб зелёный с учёным котом – это наше всё.
На все вопросы своей и общественной жизни найдёте ответы у поэта. Россия немыслима без Пушкина.
София СОЛНЦЕВА, студентка ЯГПУ им. К.Д. Ушинского:
– Пушкин… От упоминания этой фамилии в мыслях возникает множество строк из его произведений, облик поэта, и даже частично вспоминается его биография. Великий русский поэт, один из создателей современного русского языка, скиталец по воле судьбы и пылкий обожатель женщин… К сожалению, не у всех такое чёткое представление об Александре Сергеевиче. Некоторые молодые люди, занятые собственными проблемами, чувствами и неприятием того, что неактуально и несовременно, скучают на уроках литературы. Они иногда путают биографии Пушкина и Лермонтова, забывают инициалы, а стихи – эти искрометные и великие сочинения – читают вслух вяло, не задумываясь о смысле сказанного.
Искренне надеюсь, что молодёжи, мало знающей и понимающей глубину поэзии веков давно минувших, станет меньше. Компьютерные игры, видеофильмы и аудиозаписи не заменят книгу. Родители, их дети должны серьёзно задуматься над этой проблемой. Ведь Россия славна своим языком. А что это за нация, в которой изъясняться правильно и чётко умеют лишь индивидуумы из немногочисленной «читающей» группы?
СТОЯТЬ ЛИ ПОРТРЕТУ ПУШКИНА В РЯДУ ИКОН?
Татьяна ПАВЛОВА, научный сотрудник ВНИИМС:
– Моё мнение таково, что гениальность, узнаваемость произведений, неординарность слога, глубину мысли и любовь к русскому языку Александра Сергеевича Пушкина никто не отменял. Он – автор с мировым признанием, и произведения его остаются актуальными как в эпоху прошлого времени, так и в эпоху современности. Не пишут ведь иконы с портретов Леонардо да Винчи, гениальность которого никто не отрицает? И не является Пушкин невинно убиенным, как царская семья, например. Думаю, не стоит навлекать грех на душу и задаваться таким вопросом, ведь церковь говорит: «Не сотвори себе кумира»… Во всём должна быть мера: и в любви, и в признании, и в почитании памяти.
ЕГО ГЕРОИ С КОДЕКСОМ ЧЕСТИ
Тамара КУРИЦЫНА, учитель русского языка и литературы Юрьевской школы:
– Пушкин – гений! Этим всё сказано. Но я люблю его не только как талантливого поэта и писателя, но и как человека. Его отношение к жизни, отношение к друзьям, к любимой женщине, к своим детям – всё это достойно уважения. Человек чести, слова, настоящий патриот! «Поэт в России больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, кому уюта нет, покоя нет...» Эти слова Евтушенко – в первую очередь о Пушкине. У каждого, наверное, свой Пушкин. У меня это – Дубровский, Пётр Гринёв, Татьяна Ларина. Его герои чем-то напоминают самого автора: с твёрдой жизненной позицией, с кодексом чести, с открытым сердцем и доброй русской душой.
«Угличанин» №1 (505) от 11.01.2017 года