Фото, заставляющие мыслить, переживатьВ рамках международного фестиваля «Фотопарад в Угличе» было открыто огром­ное количество выставок в различных галереях, музеях, гостиницах, учреждениях культуры и даже в Спасо-Преображенском соборе была представлена серия чёрно-бе­лых фотографий Александра Китаева о священном месте силы и благодати – Афоне.

Вся кураторская работа действительно пора­жает своим разнообра­зием. Каждая выставка – индивидуальна и по-своему удивительна. Один экспозици­онный ряд может заставить по­ностальгировать, другой – улыб­нуться, третий – задуматься. Так же, как один и тот же фотограф способен передавать через свои снимки собственный взгляд, чувства.

Первым был организован ряд выставок в день открытия фе­стиваля. Самой яркой и запоми­нающейся выставкой этого года можно поистине назвать проект Сергея Пономарёва «Беженцы». Фотограф-фрилансер вместе с командой фотожурналистов The New York Times Маурисио Лимой, Тайлером Хиксом и Дэниэлом Эттером смогли про­никновенно и доступно своими снимками рассказать о кризисе мигрантов в Европе, о тех труд­ностях и невзгодах, с которыми пришлось столкнуться бежен­цам из Ближнего Востока. Серия снималась на протяжении года. Здесь мы видим печальную историю о том, как хозяин лодки переправляет мигрантов к дерев­не Скала на греческом острове Лесбос, после этого при попытке вернуться в Турцию был аре­стован. Далее представлена не менее драматичная ситуация, когда беженцы влезают в поезд до Загреба на станции Товарник на границе Сербии. А на одной из фотографий мужчина спасает ребёнка от слезоточивого газа, распыляемого сербским спец­назом на границе в Хоргосе за то, что мигранты пытались пере­браться из Сербии в Венгрию. О том, как трудно пришлось этим людям выживать, прибе­гая к опасным передвижениям, не нужно долго рассказывать. Изображения говорят сами за себя, говорят правду, заставляют оглянуться и открыть глаза на мир, понять, что делает человека человеком.

Следующей за ней была откры­та уникальная выставка архивов ТАСС «Вся страна». Причём интересно, что ранее показан­ные в этот день работы нигде не выставлялись на общее обо­зрение. В этом году крупнейшая фотослужба России и стран СНГ празднует юбилей, ей исполня­ется 90 лет. Благодаря проекту по оцифровке и систематизации фонда будут сохранены более 860 тысяч негативов и слайдов, являющихся важнейшим исто­рическим наследием России. Над созданием сегодняшней крупнейшей фотохроники ТАСС работали выдающиеся советские фотожурналисты Евгений Хал­дей, Григорий Липскеров, Марк Редькин, Эммануил Евзерихин, Макс Альперт, Наум Гранов­ский, Николай Ситников, Лев Портер, Евгений Кассин и мно­гие другие репортёры. Фотокоры ТАСС создали неповторимый образ Советского Союза начала XX века. Это и первые пятилеки, и индустриализация различных отраслей промышленности, и строительство метро, и Великая Отечественная война, и полёт первого человека в космос, и многочисленные экспедиции и научные открытия. Это время по праву можно охарактеризовать как огромный прорыв СССР во многих сферах жизни общества.

........................................................................................................................................................................................................................

Изображения говорят сами за себя, говорят правду, заставляют оглянуться и открыть глаза на мир, по­нять, что делает человека человеком.

........................................................................................................................................................................................................................

После в Художественной га­лерее торжественно объяви­ли открытой традиционную для «Фотопарада» конкурсную выставку «Точка на карте». О том, каким образом отбирались лучшие работы, рассказала ку­ратор конкурса и выставочной экспозиции Виктория Мусвик: «Мы отбирали фотоснимки и серии по художественности, по глубине освещаемой тема­тики, по её актуальности. И в шорт-лист хоть и попали самые лучшие, необычные и даже проникновенные проекты, и тем не менее, некоторые кадры, которые не смогли попасть в шорт-лист, тоже оказались до­вольно впечатляющими. Это и умирающие деревни, и протест против закрытия сельской шко­лы». В общем, было очень много почти не афишируемых в наши дни проблем, о которых мало говорят в современных СМИ, но они есть и они характеризуют жизнь настоящую, непоказную, искреннюю и бескорыстную.

За ней же в здании Земства на Спасской представили избран­ные работы победителей конкур­са, посвящённого памяти извест­ного фотожурналиста Андрея Стенина. Недавно пресс-служба МИА «Россия сегодня» объявила победителей и призёров этого кокура.

Впервые на фестивале Углич­ский музей выставил свои исто­рические архивы из жизни го­рода. Угличане и участники фе­стиваля увидели редкие кадры, ранее никогда не афишируемые в связи с высокой светочувстви­тельностью материалов. Дирек­тор музея Наталья Чванова рас­сказала: «Раньше фотографии не выставлялись не только из-за высоких требований к экспони­рованию, ведь любое воздействие света могло негативно сказать­ся на фотоматериале, а ещё и потому что в советское время фотография считалась более прикладной, вспомогательной, поэтому на ней даже не ставили подписи автора и держали мно­гие снимки не во вспомогатель­ных фондах, а в фондах времен­ного хранения. В наших архивах музея содержатся уникальные фотоснимки революционного и дореволюционного периодов, но большинство из них чаще не экс­понируется, а репродуцируется для краеведческих изданий и фотоальбомов». Так что каждый желающий имеет возможность увидеть их в том же журнале «Углече Поле», в «Угличанине», «Угличской газете», в книгах об истории Углича, которые можно приобрести в книжных магази­нах и киосках или посмотреть в библиотеках города.

Успешно завершился юби­лейный год для фотофестиваля «Фотопарад». Праздник прогре­мел салютами, воздушными ша­риками, красочными снимками, весельем и дружбой, царящей каждый год на этом крупном для Углича событии. Организаторы фестиваля прекрасно помнят, как всё начиналось. В Угличе собирался лишь небольшой круг фотографов-любителей на фе­стиваль «Углич – лицо русской провинции», теперь же сюда приезжают профессионалы со всего мира и рассказывают, как и чем живёт каждая провинция нашей необъятной родины. Причём интересно, что теперь в фестиваль задействованы не только люди, увлекающиеся фотографией, но и сами углича­не. На протяжении всех четырёх дней они приобщались к со­временному фотоискусству по­средством выставок и вечерних видеопроекций, которые были представлены для всех желаю­щих. Да и сами гости-фотографы насладились не только видами города, но и окружающей его местностью. Благодаря прове­дению мастер-классов они по­бывали в посёлке Ивашково, в селе Заозерье и в селе Учма, где сельские жители с радостью при­ветствовали участников. Чтобы «Фотопарад в Угличе» состоялся, все постарались на славу!

Серафима ЛИХАЧЁВА

Фото Павла КАРПОВА

«Угличанин» №33 (486) от 24.08.2016 года