Сокровищница древнерусского жилищаАндрей Борисович Бодэ, архитектор-реставратор Центральных научно-реставрационных проектных мастерских, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства.

– Целью вашего последнего визита в Углич осенью этого года был Дом Меховых-Ворониных. Мы также стали тогда свидетелями работы команды архитекторов-реставраторов из Центральных научно-реставрационных проектных мастерских города Москвы на этом объекте. В связи с чем хочется узнать результаты вашей работы.

– Результатом нашей работы стал проект реставрации дома Меховых, который включает комплексные научные обследования, эскизный проект реставрации и рабочую документацию. Проект согласован в установленном порядке и уже является основанием для проведения реставрационных работ. В состав выполненных проектных работ не вошла рабочая документация по изразцовым печам и территория памятника, но это не затормозит процесс реставрации дома. В любом случае эти работы должны выполняться вторым этапом после реставрации сруба, перекрытий и крыши, хотя воссоздание печей уже предусмотрено в смете.

– По какому пути должен пойти процесс реставрации? В чём уникальность работы?

– Реставрация деревянных срубных зданий может осуществляться методом полной переборки или методом вывешивания. Надо понимать, что полная переборка – это крайняя мера, поскольку в результате этого может произойти много утрат подлинных элементов, особенно деталей. В нашем случае целесообразен комплексный подход. Южная часть сруба неизбежно потребует переборки, поскольку её юго-восточный угол практически на всю высоту имеет повреждения гнилью. Северная половина дома в значительно лучшем состоянии, и её целесообразно реставрировать методом вывешивания. На самом деле можно любым методом отреставрировать памятник равно как хорошо, так и плохо. Всё зависит от квалификации и добросовестности производственников. Поэтому в проекте мы не ставили жёстких условий относительно метода реставрации. Обязательное условие – это привлечение квалифицированных специалистов, не реставраторов вообще, а именно имеющих опыт работы с деревом. Материалы для реставрации требуют особого подбора. Это должна быть сосна зимней заготовки, с древесиной высокой плотности.

Андрей Борисович Бодэ, архитектор-реставратор Центральных научно- реставрационных проектных мастерских, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительстваК сожалению, в соответствии с современным законодательством, контракт на реставрацию памятника могут выиграть организации, не имеющие собственных реставрационных кадров, которые будут привлекать производственников на субподряд. Потеря в деньгах будет отражаться на качестве работ. В подобных ситуациях пристальное внимание общественности к объекту реставрации может сыграть положительную роль.

– Что будет представлять собой дом Меховых-Ворониных после реставрации? Что будет сохранено или не сохранено в ходе реставрации?

– Послереставрационный облик должен быть близок к тому облику, который имел памятник в начале ХХ века, то есть близок к нынешнему, но с восполнением происшедших утрат и с устранением повреждений конструкций. Основной, принятый нами принцип, – минимизация недостоверных воссозданий позволит раскрыть строительную историю объекта культурного наследия и, вместе с тем, максимально сохранить его подлинность. В результате реставрации должен быть получен памятник, приближенный к своему первоначальному облику в основном срубном объёме и сохраняющий позднейшие наслоения в менее капитальных частях и деталях, наиболее подверженных изменениям при перестройках.

В срубе наряду с заменой сгнивших нижних венцов должен быть добавлен один новый – дом будет чуть повыше. Конструкция крыши и фронтоны, обшитые досками на кованых гвоздях, остаются неизменными – они относятся к XIX веку. Кровля должна быть сделана деревянной – такой, какой она была исторически. Полы и потолки требуют замены многих повреждённых элементов, но при реставрации они должны полностью сохранить свой исторический вид, вплоть до ширины всех досок, с максимумом подлинного материала. Лестницы внутри дома также сохраняются в существующем виде с заменой или ремонтом отдельных повреждённых частей. Сохранность деталей на доме такова, что при реставрации практически не привлекаются аналоги. Утраченные столярные заполнения дверных и оконных проёмов выполняются по имеющимся на памятнике историческим образцам. То же самое относится и к элементам интерьера – лавкам, полкам и перегородкам. Первоначальные печи с изразцовым декором, к сожалению, до нашего времени не дошли. Однако сохранились их обмерные чертежи и рисунки изразцов, сделанные в 1979 году, а также фотографии. Этого материала достаточно для воссоздания двух печей в южных жилых комнатах. В северных комнатах печи утрачены, и оставшихся от них следов недостаточно для их воссоздания. В проекте предлагается в комнате второго этажа поставить копию изразцовой печи XVIII века из угличского дома Казимировых, в своё время вывезенной в Русский музей. Таким образом, мы заполним достоверно невосполнимую утрату на памятнике и вернём в город, пусть в виде копии, интересное произведение декоративного искусства. Для нормальной эксплуатации памятника придётся сделать одно отступление от исторической действительности – сделать небольшое крыльцо-навес над входом. Следов от него на памятнике не имеется, но на некоторых старых угличских домах мы видим простые односкатные крыльца, защищающие площадку и ступени от прямого стока воды с крыши. Именно такое простейшее крыльцо предлагается сделать на доме Меховых.

Общий вид воссоздаваемой территории дома Меховых- Ворониных (построен предположительно во второй четверти XVIII века)– Как будет выглядеть прилегающая территория к дому?

– Сегодняшнее градостроительное окружение памятника таково, что он воспринимается как отдельный и даже инородный элемент среди современной застройки. Для того чтобы придать ему значимость и выявить в городской среде, необходима его аранжировка подобными по историческому духу и стилю постройками и средствами благоустройства, то есть воссоздание комплекса усадьбы. Исторический фасад усадьбы выходил на ручей. Здесь были ворота с калиткой. Они могут быть воссозданы по старой фотографии. В результате перед фасадом дома должно образоваться открытое пространство на берегу ручья, воссоздающее небольшой фрагмент древней структуры города. На территории двора напротив входа в дом стояла хозяйственная постройка. Скорее всего, это было сооружение типа амбара с навесом над входом или с галереей. Эта постройка может быть воссоздана по образцу старинных крестьянских амбаров, а лучше всего – привезти и отреставрировать какой-нибудь исторический амбар. Подобные сооружения еще можно найти в деревнях Ярославской, Тверской или Костромской областей. Это будет ценно вдвойне.

– Когда начнётся реставрация? Когда предположительно закончится?

– Это зависит от того, когда Министерство культуры выделит средства. Подобный объем реставрационных работ только по дому при благоприятных обстоятельствах может занять один-два года. К этому надо прибавить еще сезон на обустройство территории. Но это, повторяю, всё зависит от финансирования. Бывают и достаточно быстрые реставрации, и мучительно долгие.

– Каким вы видите будущее отреставрированного дома Меховых-Ворониных?

– Только как музея. Памятник уникальный тем, что в отреставрированном виде он будет единственный в своём роде. Помещения в нём маленькие, тесные, приспособление его для каких-то иных функций и введение в него инженерных коммуникаций невозможно. Это исказит его облик, и он потеряет свою привлекательность и своеобразие. Для функционирования дома Меховых, как музейного объекта, необходима надворная постройка, где и расположатся вспомогательные помещения (комната смотрителя, касса, туалет).

– Ваше мнение как архитектора, зачем нужно реставрировать такие дома, как дом Меховых-Ворониных?

– Это уникальный образец древнерусского городского деревянного жилища, каких в стране уже не осталось. Заметим, что в Угличе имеется еще несколько аналогичных построек, но в значительно более изменённом или разрушенном состоянии. Среди них дома Казимировых и Опариных, есть и каменные аналоги. Это требует комплексного подхода к их сохранению и реставрации, но сейчас хотя бы просто внимания к их судьбе и спасения от разрушения путём консервации, как это было сделано на доме Меховых. Углич богат выдающимися памятниками культуры, но, как мы видим, ещё и является сокровищницей образцов древнерусского жилища.

Беседу вела Мария ЕЛАНОВА

«Угличанин» №47 (450) от 09.12.2015 года