C древнейших времен территорию Углича разделяли водные протоки – ручьи Троицкий, Каменный, Селивановский и речка ШелковкаC древнейших времен территорию Углича разделяли водные протоки – ручьи Троицкий, Каменный, Селивановский и речка Шелковка. Когда-то они служили источниками воды для жителей, местами развития хозяйственных промыслов. Вдоль их берегов формировались слободы, развивался торгово-ремесленный посад, ставший основой современного города. Через Углич проходили дороги в соседние города, на территории посада и слобод возникали улицы. На их пути оказывались берега ручьев, и возникала потребность сооружать мосты.

Какие-либо деревянные сооружения для проезда через русла должны были существовать с древнейших времен. Учитывая небольшие размеры и мелководность ручьев, постройка мостов не должна была вызывать особых сложностей. Но об отдаленных периодах истории сведений не сохранилось. Самые ранние сведения, которыми мы располагаем, относятся к крепости-кремлю и связаны с системой ее военных укреплений и коммуникаций.

В XV-XVI веках въезд в кремль был через трое ворот – Спасские, Никольские и Флоровские. Первые располагались с запада, вторые с юга, а третьи с востока. Над проездами возвышались деревянные башни, к которым через Шелковку, ров и Каменный ручей вели мосты. Когда разрушенную в Смутное время крепость заново отстроили в 1660-1664 годах, Флоровские ворота делать не стали, оставив только Никольские и Спасские и, соответственно, два моста. Последние в тот период существования крепости были сосновые на опорах-ряжах, имели длину около 40 метров и ширину 6,5 метра. Еще один мост находился на территории кремля. Он был перекинут через пруд и вел от Спасских ворот к Спасо-Преображенскому собору. Тот мост имел протяженность около 45 метров.

На посаде в XVIII веке находилось примерно пять деревянных мостов. Среди них выделялся Большой Красный мост через Каменный ручей, наряду с кремлевскими мостами являвшийся одним из важнейших и крупнейших в городе. Он вел от торговой площади на Ярославскую улицу. Своим значением Красный мост соответствовал более позднему Филипповскому мосту, но располагался ниже по течению ручья, ближе к кремлю. С площади к мосту подходила небольшая Скокова улица, возможно, получившая свое название из-за крутого спуска или въезда.

На территории торговой площади русло Шелковки пересекал Сергиевский мост, названный так по одному из престолов Успенской церкви. Другие мосты были выше по течению Каменного ручья и на Троицком ручье, в частности, при выезде на Московскую дорогу около Николосухопрудского храма.

Все перечисленные мосты существовали в условиях древнего исконного облика Углича – средневекового дорегулярного плана, имевшего много отличий от знакомого нам. В 1784 году был утвержден новый генеральныйВсе перечисленные мосты существовали в условиях древнего исконного облика Углича – средневекового дорегулярного плана, имевшего много отличий от знакомого нам план Углича и начаты работы по преобразованию города, занявшие несколько десятилетий.

При создании новых улиц потребовалось построить новые мосты, которые должны были соединить изменившиеся городские коммуникации. Наиболее видные и значительные мосты были возведены из кирпича и получили внушительный монументальный облик, став одними из лучших украшений города.

Первым в 1804 году был сооружен Филипповский мост, пересекший Каменный ручей в начале вновь проведенной Ярославской улицы. Став преемником прежнего Красного моста, он получил важнейшее значение в системе городских коммуникаций. Он также стал наиболее сложным угличским мостом, поскольку Каменный ручей в этом месте имеет высокие берега. Филипповский мост получил три сводчатые арки, средняя из которых служила для протока воды, а в одной из боковых размещалась кузница.

В 1808 году было начато строительство нового моста в кремль, сменившего прежний крепостной Никольский мост. Он был возведен восточнее старого деревянного моста и получил длину 14 саженей (30 метров). Подряд на его строительство взял крестьянин Иерусалимской слободы Николай Петрович «с товарищи». Мост получил название «Соборный», но по старой памяти его называют и Никольским. Этот мост также стал во многом определять лицо Углича.

Кроме каменного моста, в кремль вели еще и несколько деревянных. Красивый трехарочный Казанский мост пересекал ров и уцелевший участок русла Шелковки около одноименного храма. Еще два небольших мостика располагались около впадения Каменного ручья и Шелковки в Волгу.

В конце 1810-х годов на Московской улице через мелкое русло Троицкого ручья был построен каменный мост, получивший два варианта названия – Троицкий и Московский. Этот мост, в отличие от Филипповского и Соборного, не был внушительным сооружением – он имел небольшую высоту, а значительная протяженность сооружения служила только для выравнивания дороги.

Сравнительно небольшим был и каменный мост в конце Петербургской улицы, тоже пересекавший русло Троицкого ручья. Он был возведен в 1820-х годах взамен деревянного моста, сгоревшего во время пожара 1822 года.

Все перечисленные мосты были построены в период введения генерального плана города. Помимо них на улицах Углича было примерно пять деревянных мостов, не считая совсем небольшие.

В середине XIX – начале XX веков крупного мостового строительства в Угличе не велось, причиной чего, несомненно, был наступивший в то время экономический упадок города. В тот период лишь ремонтировались старые сооружения, перестраивались по мере обветшания деревянные мосты.

Единственным исключением стала постройка в 1912 году каменного моста через Селивановский ручей между улицами Флоровской и Большой Рыбацкой (ныне улицы Островского и З. Золотовой). Одноарочный мост с булыжной мостовой, столбиками, решетками перил обликом и конструктивными особенностями близко напоминал мосты начала XIX века. Тогда же предполагалось построить каменный Казанский мост в кремль, но эти планы так и остались на бумаге.

В последующее время судьба перечисленных мостов сложилась по-разному. Старинные сооружения постепенно ветшали, не удовлетворяли требованиям автомобильного движения. Тяжелой утратой для Углича стал Филипповский мост, разобранный в 1990-х годах и замененный земляной насыпью с проложенными трубами. К сожалению, трехарочный красавец, во многом определявший лицо города, ушел в прошлое. Аналогичная судьба ожидала и Селивановский мост – только он разрушился значительно раньше. В перестроенном виде этот мост сохранялся до 1990-х годов, когда его заменили насыпью с протоками для воды.

Мост на Петербургской улице (9 Января) был ликвидирован в 1930-х годах при засыпке низовья Троицкого ручья. Правда, от старожилов приходилось слышать, что мост был не разобран, а просто засыпан землей.

В наше время в Угличе сохраняются только два старинных каменных моста – Соборный (Никольский) и Троицкий. Мост в кремль находится в наилучшем состоянии – в 2006-2007 годах был отреставрирован, восстановлена булыжная мостовая. В значительной мере он сохраняет изначальный облик. Мост на улице Ленина пребывает в куда худшем состоянии – мало кому известный памятник архитектуры значительно скрыт насыпями дороги, старинная кирпичная кладка сильно разрушена, а многократно перестроенные перила часто разрушаются во время автомобильных аварий.

Евгений ЛИУКОНЕН

"Угличанин" №5 (358) от 12.02.2014 года