Прошло уже много лет со времен Великой Отечественной войны, но до сих пор остаются неизвестными некоторые события того периодаПрошло уже много лет со времен Великой Отечественной войны, но до сих пор остаются неизвестными некоторые события того периода. Благодаря таким людям, как директор Музея истории Углича Алексей Викторович КУЛАГИН, который интересуется историей своей страны и своего родного края, нам открываются новые имена, героические подвиги, становятся доступными ценные находки. Побывав за последние несколько лет в многочисленных экспедициях, ему удалось собрать богатый информационный и вещественный материал, касающийся воздушных боев над Ярославской областью во Вторую мировую. О своих исследованиях Алексей Викторович и рассказал собравшимся 21 июня в библиотеке им. Н.Н. Старостина. В этот день исполнилось 70 лет со дня одного из воздушных боев над территорией Угличского района. Остановимся на нем подробнее.

Услышав как-то от тележурналиста Н.И. Блохиной рассказ о том, что ей попался интересный материал, который лег в основу документального фильма «Трофей», Алексей Викторович КУЛАГИН, занимавшийся исследованиями в области древней истории, решил приобрести опыт военной поисковой работы. Именно благодаря ей угличанину удалось не только произвести важные исторические открытия, но и сделать глубокие жизненные выводы. Как выяснилось тогда, у деревни Аверинской (севернее Заозерья) в лесу находились обломки немецкого самолёта известной марки «Хейнкель».

В августе 2008 года Алексей Викторович с товарищами сделал первую попытку найти место его падения и узнать от свидетелей, что же тогда произошло.

Как рассказали жители Аверинской Нина Ивановна Дувакина и Галина Ивановна Архипова, между деревнями Аверинская, Инобожь, Раменье и Новое Село в небе разгорелся бой, потом упал немецкий самолёт. Все пятеро членов немецкого экипажа разбились. Наш лётчик, который вступил в бой снемцами, тоже погиб: его нашли около деревни Раменье, где он якобы висел на стропах парашюта, зацепившись за ветки дерева. Никто точно не помнил, где его похоронили. Участники экспедиции поговорили и с местным егерем Владимиром Александровичем Дувакиным, который сам лично видел и немецкий самолёт, и как мёртвых лётчиков вытаскивали, и как их потом хоронили.

Поиск же места падения «Хейнкеля» в первой экспедиции результатов не дал. В мае 2009 года исследовательская работа продолжилась. На этот раз егерь дал более подробные инструкции, но нужной точки достигнуть опять не удавалось.

И вот, наконец-то, старания были вознаграждены: взору открылось место падения немецкого бомбардировщика. Это были три продолговатые ямы, в которых виднелись обломки металла, а метрах в десяти юго-восточнее – четвёртая, непонятная. Вот и всё, что осталось от огромной «птицы» с двадцати двух метровым размахом крыльев.
Вскоре экспедиции удалось найти самый большой фрагмент самолёта – обшивку капота двигателя, а также обломок литой силуминовой детали двигателя с изображением 3-х колец  и номером PA8.
Оказывается, это был таран! И совершён он был в наших краях. Вот она, нераскрытая страница Великой Отечественной войны – воздушная война над Ярославской областью. Согласно архивным документам в ночь с 20 на 21 июня 1943 года в районе г. Калязина воздушный таран на истребителе «Харрикейн» совершил Сергей Степанович ПИЧУГИН, посмертно награждённый орденом Ленина.Благодаря таким людям, как директор Музея истории Углича Алексей Викторович КУЛАГИН, который интересуется историей своей страны и своего родного края, нам открываются новые имена, героические подвиги

Исследователям хотелось довести дело до конца, во что бы то ни стало. В этом исторически важном мероприятии им помогали многие неравнодушные люди. Игорь Тасиц из Череповца и Дмитрий Дорошенко, например, производили идентификацию найденных обломков. Причем их количество росло день ото дня. Позже удалось обнаружить разные мелкие детали, некоторые имели маркировку. Но, самое главное, в районе правого мотора были найдены фрагмент обшивки с пулевым отверстием, лючок с правого бензобака и обломок лопасти деревянного винта, а также панель какого-то прибора с заводской шильдой, приборная доска, большой кусок оплавленного металла с частицами горелой резины (предположительно, то, что осталось от колеса), крышка немецкого компаса.

По воспоминаниям зенитчицы 62-го Отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона ПВО, дислоцировавшегося в Угличе, Веры Петровны КУЗЬМИНОЙ (ныне Ивановой), обычно немецкие самолёты двигались над Ярославской областью так, что в качестве ориентира у них всегда находилась Волга. Ночью они шли на Ярославль и Рыбинск, а возвращались утром или даже днём. Причём летели по одному на большой дистанции друг от друга с северо-востока и над Угличем поворачивали на юг. В хорошую погоду «Хейнкеля» легко было различить по характерной конфигурации крыльев. Описанные события происходили ночью, значит, бомбардировщики держали курс на цель.

В ту ночь 85 немецких самолётов из состава разных групп шли на восток в сторону города Ярославля. Под огнём зенитной артиллерии ПВО Углича строй был частично нарушен. Вероятно, одна из отделившихся пар немецких бомбардировщиков подверглась нападению со стороны советского истребителя и была вынуждена изменить курс на юг – юго-восток, в сторону Калязина. Уйти от преследования было нелегко, поэтому немецкие лётчики приняли решение сбросить бомбы. Теперь известны места падения трёх из них: на Плоховку (бомба пробила крышу дома, прошла насквозь и не разорвалась, но сапёры её так и не нашли), на Рябово (сильно повредила один из домов), в лесу между деревнями Рябово и Афёрово.

21 июня исполнилось 70 лет со дня одного из воздушных боев над территорией Угличского районаПо-видимому, в этот момент советский истребитель начал активные действия против своей цели. Результат боя теперь известен: погиб немецкий экипаж, не выжил и наш лётчик-истребитель. «Хейнкель» упал на поле, у речки Инобожь. Советский «Харрикейн» - за деревней Раменье. Алексей КУЛАГИН считает, что это был Не-111Н-16 из 6./KG27, заводской номер 160286, бортовой номер 1G. На тот момент был уже собран ряд неоспоримых доказательств: это единственная катастрофа немецкого самолёта, известная в районе села Заозерье; время событий, дата и место в рассказах жителей совпадает с указанием в списках потерь Luftwaffe.
В подтверждение всему, в предоставленных главным хранителем фондов Ступинского историко-краеведческого музея Эдуардом Эдуардовичем Фомченко копиях документов, связанных с С.С. ПИЧУГИНЫМ и подписанных командиром 147-й ИАД Гвардии полковником И.И.КРАСНОЮРЧЕНКО, имеется описание боя, полностью совпадающее с рассказами жителей деревень Аверинская и Раменье и результатами анализа археологических находок (в частности, обломков с пулевыми отверстиями). Среди полученных документов особый интерес представляет «Наградной лист» по представлению С.С. ПИЧУГИНА к званию Героя Советского Союза посмертно со следующим текстом:

«В ночь с 20 на 21 июня 1943 г. в 23.45, при отражении налёта бомбардировщиков противника на город Ярославль, старший сержант ПИЧУГИН на самолёте Харрикейн, патрулируя на подступах к городу, заметил вражеский бомбардировщик Хе-111, скрытно подошёл к нему на близкое расстояние и открыл огонь из всех точек, правый мотор немецкого самолёта вспыхнул, но самолёт продолжал уходить от преследователя, лётчик ПИЧУГИН  решил  не упускать  противника и  на  высоте 200 метров ударом своего самолёта разбил фашистского бомбардировщика, который горящим врезался в землю, экипаж самолёта погиб.
От удара самолёт лётчика ПИЧУГИНА потерял управляемость, тов. ПИЧУГИН оставил самолёт – выпрыгнул с парашютом, но вследствие малой высоты парашют не успел раскрыться, лётчик ПИЧУГИН  ПОГИБ».
Указ о награждении вышел в октябре 1943 года.

Еще не раз организовывались экспедиции к месту падения самолёта героя, чтобы найти более исчерпывающие ответы на все возникшие вопросы. И такие походы, по словам Алексея Кулагина, будут продолжаться, чтобы открыть как можно больше неизведанных страниц военной истории.

Подготовила Наталья ТИХОМИРОВА по материалам директора Музея истории Углича А.В.КУЛАГИНА

ОТ РЕДАКЦИИ:
Жители  ильинского сельского поселения и члены поисковой  экспедиции вышли с инициативой  - к 70-летию воздушного  боя  установить огромный валун  на развилке дорог к  Заозерью и Ильинскому  с именем воина – героя, защищавшего Родину в небе над нашей территорией. В Троицком карьере уже подыскивают необходимый камень.

"Угличанин" №24 (326) от 26.06.2013 года