Медаль в память взятия двух шведских кораблей в устье Невы. «Небываемое бывает». 1703 г.Память славных событий, побед, выдающихся личностей отражена на страницах книг и в разнообразных монументах. Но, помимо письменных известий, архитектурных и скульптурных сооружений, им посвящены и произведения медальерного искусства. В нашем понимании медали – это чаще всего награды, закреплённые на пятиугольной колодке, знак подвигов и заслуг. Но, кроме наградных, существуют и настольные памятные медали. Правда, в современных реалиях их значение не столь велико. Памятные медали давно превратились в обычные сувениры, могут служить ценными подарками и объектами коллекционирования. Их сегодняшнее значение – лишь тень прошлого.

Было время, когда медали являлись одними из важнейших средств государственной пропаганды. Сюжеты и надписи для них порой сочиняли императоры. Над их обликом трудились лучшие художники монетных дворов. Государи и вельможи заводили в своих дворцах мюнцкабинеты, где наряду с редкими и древними монетами хранились обширные собрания памятных медалей. Они нередко служили дипломатическими подарками, в торжественно-лапидарной форме сообщая иностранным правителям о победах и достижениях, отражая величие государства.

Значительное и достаточно целостное собрание памятных медалей есть и в Угличском музее. Коллекция включает немало редких образцов, лучших отечественных произведений медальерного искусства.

В начале можно отметить медальон с изображением царицы Прасковьи Фёдоровны и великомученицы Параскевы Пятницы, приобретённый в 1930 году у Е.А. Башиловой. На одной стороне поясное изображение супруги царя Иоанна V, весьма далёкое от портретного сходства. На другой – каноничный образ святой с крестом и свитком в руках, вписанный в квадратную рамку. Изображения условны и схематичны, следуют древнерусской традиции меднолитой мелкой пластики. Трудно определить назначение медальона, снабжённого ушком для подвески, но его можно признать одним из предшественников отечественных медалей. Вскоре, в начале XVIII века, сформируется по европейскому образцу медальерное дело, будут заложены прочные традиции.

Медаль в честь основания Кронштадта. Реверс. 1704 г.Сколь разительно отличается копия знаменитой наградной медали 1703 года – в память взятия двух шведских кораблей в устье Невы, «Небываемое бывает». Она отражает событие Северной войны, когда предводимый самим государем Петром I и А.Д. Меншиковым отряд солдат на рыбацких лодках окружил и взял на абордаж адмиральский бот «Гедан» и шняву «Астрильд». Если аверс медали поздний, с императорским портретом в латах, то на реверсе тщательно воспроизведено изображение события.

Следующая по времени медаль посвящена основанию Кронштадта в 1704 году. На аверсе гордо возвышается башня форта «Кроншлот», положившего начало могучей крепости и базе Балтийского флота. На реверсе на переднем плане – фигура богини Паллады, опирающаяся на копьё и указывающая правой рукой на море. У ног богини различные навигационные инструменты. На дальнем плане – морской пейзаж с солнцем и облаками. По морю плывут два парусных корабля, около богини – птица-зимородок в гнезде.

Медаль снабжена латинскими надписями и цитатами, говорящими о божественном покровительстве крепости. Пояснением аллегории служат слова из поэмы Овидия «Метаморфозы»: «HIBERNO TEMPORE NIDIS INCVBAT ALCYONE, TVM VIA TVTA MARIS» («На море путь безопасен, когда альциона (зимородок) в гнезде своём»). Здесь присутствует отсылка к мифу о царице Алкионе, превратившейся в птицу, – благоприятное предвестие для моряков.

Продолжением темы событий военной истории служит медаль, посвящённая заключению «вечного мира» со Швецией в городе Або 7 августа 1743 года. На аверсе – портрет императрицы Елизаветы Петровны в пышном платье. На реверсе в центре – пейзаж с рекой Кимес, мостом и деревьями по берегу. Ниже надпись в две строки: «СIЯ ЕСТЬ ГРАНИЦЕЮ МЕЖДУ ОБЕИХЪ ГОСУДАРСТВЪ».

Ещё одна медаль елизаветинского времени выполнена в память учреждения поселений в Новой Сербии в 1754 году. Так именовали причерноморские земли, куда привлекались для переселения южные славяне. На массивной бронзовой медали можно видеть аналогичный императорский портрет, снабжённый латинской надписью: «D.G. ELISAVETA. AVGVSTA. OMN. ROSS.» («Божией Милостью Елизавета Самодержица Всероссийская»). Ниже – подпись медальера Тимофея Иванова. На реверсе снова аллегорическое изображение – богиня в латах с копьём и щитом, указывающая рукой на расположенный слева пейзаж. Позади фигуры – плуг, вилы, коса, грабли и наклонённый флаг. Слева – изображение местности, поросшей кустарником и травой, огороженный сад и расширенный кверху столб с гербовым щитом в картуше, увенчанный двуглавым орлом.

Видному государственному деятелю XVIII столетия канцлеру графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину посвящена медаль, выпущенная на его кончину в 1766 году. Она существенно меньше вышеописанных предметов. На затёртом аверсе можно видеть погрудный портрет канцлера, профиль влево, с многочисленными регалиями. На реверсе в окружении латинских надписей символическое изображение – гроб на возвышении, по сторонам две женские фигуры. Левая охватывает одной рукой большой крест, в другой держит над гробом пальмовую ветвь. Правая фигура опирается на колонну и держит над гробом венок. На заднем плане и по сторонам – несколько пальм, символизирующих бессмертие, победу, триумф. А.П. Бестужев-Рюмин в наше время хорошо известен по историческим фильмам. Правда, интерпретация персонажа весьма разнится – от патриота России до проводника английского влияния.

Медаль на 100-летие со дня кончины академика М.В. Ломоносова. 1865 г.Как памятник эпохи примечательна выполненная из оловянного сплава медаль на рождение великого князя Александра Павловича (будущего Александра I) 12 декабря 1777 года. Содержание изображений подчёркнуто символично. На аверсе по традиции – портрет императрицы Екатерины II. На реверсе в центре – женщина в длинных одеждах. Левой рукой у груди она держит фигуру младенца, воздетая правая рука обращена к нисходящему с неба лучистому сиянию. Слева от фигуры – круглый алтарь, украшенный гирляндами, с прислонённым щитом. На алтаре в чаше горит благодарственный огонь, от которого поднимаются клубы дыма. По верхнему краю надпись: «НЕБЕСНЫЙ ДАРЪ».

Другая медаль посвящена столетию этого события. Там представлен портрет Александра I в лавровом венке, наделённый античными благородством и красотой. По окружности – библейский текст, размещавшийся на медалях участникам Отечественной войны 1812 года: «НЕ НАМЪ, НЕ НАМЪ, А ИМЕНИ ТВОЕМУ». На реверсе в фигурном ободке другая надпись: «ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ I БЛАГОСЛОВЕННОМУ. 1777-1877. 12 ДЕКАБРЯ».

Небезынтересно сравнить стиль отмеченных медалей. Для XVIII столетия характерна барочная стилистика с мягкой живописной фактурой изображений, позволявшей представлять на металлических кружках целые картины с перспективой и глубиной планов. Медаль XIX века сочетает стиль ампир с неорусским эклектичным влиянием. Например, портрет императора сдержан и лаконичен, выполнен в высоком рельефе. Надписи славянским шрифтом дополнены плетёным орнаментом.

Медаль в память 100-летия со дня рождения императора Александра I Благословенного. 1877 г.Ещё одним отголоском XVIII века является медаль на столетие со дня кончины академика М.В. Ломоносова – 4 апреля 1865 года, работы медальера П. Брусницына, выпущенная Императорской Академией наук. Там мы увидим довольно непривычный портрет великого учёного – в античном стиле, в пожилом возрасте, без типичных парика, камзола, пытливого выражения лица. Для портрета характерны спокойная статика, сдержанность и молчаливость. По краю размещена надпись: «ЗА КЕМЪ ЖЕ Я ПОЙДУ? – ВЪ СЛЕДЪ ПОДВИГАМЪ ПЕТРОВЫМЪ». Только эти слова отражают целеустремлённое кредо мыслителя.

Ещё более давнему событию посвящена медаль на 250-летие Виленского университета, 1828 года, работы Фёдора Толстого. На аверсе – портрет Николая I как покровителя университета. На реверсе – профильные портреты в лавровых венках: императора Александра I (восстановителя – 1803) и короля Речи Посполитой Стефана Батория (основателя – 1578). Так в многочисленных памятных медалях из собрания музея отражена история и культура обширной страны, связь событий различных эпох.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №47 (653) от 27.11.2019 года