Пока еще стоят колонны. Современное фотоЗавершается май. Тёплое время года уже давно вступило в свои права, преобразив природу. От плотной снежной пелены освободились и давно забытые окрестности города. Трудно представить, но буквально в двух шагах от шумной цивилизации есть места, где время давно приобрело особенный ход и всё наполнено тишиной упадка и умирания. Красивой, но трагической тишиной...

Такое вступление должно быть посвящено чему-то уникальному. И это действительно так – в возвышенных и благоговейных тонах подобает говорить об одной из главных достопримечательностей наших мест – Супоневском дворце. Старинной усадьбе – сельце Григорьевском, – расположенной в левобережье, на краю шлюзового канала. Романтические предания усадьбы, монументальная архитектура уже более столетия привлекают исследователей. Всё это было бы замечательно, но в наше время приходится говорить о практически погибшем, утраченном памятнике.

Каждый вновь наступивший год подводит печальный итог всё более и более прогрессирующего разрушения, и недалёк момент, когда архитектурный ансамбль погибнет окончательно. В Угличском крае, к большому сожалению, немало других проблемных памятников старины, существует актуальная проблема сохранения исторической застройки, но в данном случае речь идёт о куда более значительном памятнике, несопоставимом по ценности со многими образцами рядовой застройки.

Печальные останки, оголённый кирпичный остов приоткрыли немало тайн, освободили от поздних наслоений первоначальные формы. Исследователям прежних лет, видевшим многократно перестроенные здания, порой было сложно воспринять их формы, установить датировку. Старинной усадьбе катастрофически не везло с надлежащей оценкой, обеспечением условий сохранности.

Драматическая судьба, вероятно, началась со второй половины XIX столетия, когда на смену первоначальным владельцам пришли случайные люди, приобретавшие усадьбу, но не уделявшие ей должного внимания. Но, тем не менее, в начале ХХ века архитектурный ансамбль имения сохранял целостность и в тот период был подвергнут капитальному ремонту. Были целы многие уникальные элементы убранства интерьеров. Б.Н. фон Эдинг писал, что «в некоторых комнатах сохранились отличные обои, лепнина карнизов и печи», упоминал длинные анфилады разнообразных комнат, проходы парадной лестницы. В его время пребывал в нетронутом виде сводчатый коридор, в перспективе которого виднелись фигурные балясины перил, а также экзотическая «Китайская» комната с причудливыми колоннами, настенными панно и камином. Были филёнчатые двери с поистине дворцовой отделкой, изящные лепные карнизы.

Сводчатая передняя в усадебном доме. Фото нач. ХХ в.Трагически складывалась судьба дома в 1920-е годы, когда его начали приспосабливать под лечебницу для психически больных. В августе 1927 года комиссия от Угличского политпросвета произвела осмотр, в результате которого было установлено: «1) Из целого ряда комнат сохранились наиболее интереснейшие: Зал (в центре), Голубая комната с прекрасными архитектурными каминами из белого с рельефом изразца XVIII столетия и лепными карнизами в стиле барокко; каковые по распоряжению… оказались сломанными, лишь уцелели лепные карнизы. 2) Начата ломка капитальных стен комнат, чем нарушается древняя планировка дома… 3) «Китайская» комната в ужасном состоянии…» Комиссия была возмущена подобным отношением к интереснейшему архитектурному памятнику Углича, сообщала в вышестоящие инстанции и предполагала перевезти в музей детали «Китайской» комнаты. Но в марте 1928 года сельцо Григорьевское просто предпочли снять с учёта охраняемых памятников. Да, в то время Угличский край ещё изобиловал выдающимися художественными произведениями!.. Многим можно было поступаться.

А.Н. Греч несколько позже писал, что в доме «осталось кое-что из росписей и отделок дверей, но уже нет затейливой «Китайской» комнаты». Во второй воловине 1930-х годов деятельность Волгостроя нанесла непоправимый ущерб усадебному ансамблю. Тогда были разрушены левое крыло с флигелем и служебным корпусом, монументальные ограда и ворота. Правда, при этом уцелевшее здание капитально отремонтировали. Длительное время в усадьбе размещались клуб водников, библиотека, детский сад, жилые квартиры. Затем, примерно в 1980-х годах, обветшавшее здание перестало использоваться. Его списали, как ненужную вещь, невзирая на несомненную архитектурную и историческую ценность. С последним тоже были проблемы – усадьба XVIII века получила охраняемый статус лишь в качестве вновь выявленного памятника.

В начале 1990-х годов со стороны одной частной фирмы была попытка приспособить здание под гостиницу, но предприятие завершилось провалом и фактическим разорением усадьбы. Это стало началом трагического финала истории старинного имения. В последующие десятилетия происходило непрерывное разрушение. Кровельное железо, деревянные конструкции, прочный старинный кирпич… Надо ли удивляться, что от зданий усадьбы к нашему времени остались лишь отдельные участки стен. Значительно разрушены юго-западное крыло, внутренние капитальные стены, обрушились массивные своды нижнего этажа. Практически повсеместно разбирается кладка, и, более того, неприкрытые стены рушатся под действием атмосферных осадков.

Какие-то деятели позарились на металлические детали – исключительно ради тонких железных связей разрушено немало участков стен. Полностью срезан шпунт, которым был укреплен угол, выходящий к каналу. Из-за утраты опорных связей недавно обрушились своды портика.

Парковый фасад усадебного дома. Современное фотоПеречислять утраты можно до бесконечности, но здесь необходимо понимать, что речь идёт не о рядовом сооружении, а об уникальном памятнике архитектуры. Уникальном, несмотря на низкий статус вновь выявленного объекта. Облик первоначальной части усадебного ансамбля – основного П-образного объёма – позволяет сделать вывод, что перед нами несомненный архитектурный шедевр. Исключительная чистота форм, продуманность и логика общей композиции, совершенство выполнения архитектурных деталей подтверждают сказанное.

Это исключительный памятник не только для Угличского края, но и для всей Ярославской области. Едва ли можно усомниться, что проект дома был разработан видным столичным архитектором, а сами владельцы, Григорьевы и Супоневы, хорошо разбирались в архитектуре. Такой вывод можно сделать из того, что в облике здания отсутствуют какие-либо типичные для провинции нарушения канонов и погрешности – везде идеальная точность и правильность. Лишь последующие неоднократные перестройки усадебного ансамбля выполнялись на более низком уровне, хотя и выразительно, эстетично.

В Угличе существовало немало купеческих особняков рубежа XVIII-XIX столетий в стиле раннего провинциального классицизма. Они строились с несомненным заимствованием форм сельца Григорьевского, но нигде не увидеть таких чистоты и совершенства, насыщенной и правильной композиции. На Красноармейском бульваре, около Дворца культуры, находился примечательный купеческий особняк с великолепной проработкой фасадов, но он тоже утрачен.

Вот так, к великому сожалению, мы теряем не только рядовую архитектуру, но и лучшее, чем по праву мог бы гордиться город. Понимают ли люди, громящие усадебный ансамбль, что уничтожают архитектурный шедевр? Что кирпичная кладка, штукатурка, деревянные и железные детали выполнены в далёком XVIII столетии и в неприкосновенности сохранялись до наших дней. Это всё равно, что отрезать куски от картины, разбивать скульптуры…

Пока стоят последние участки стен и стройные стволы колонн, усадебный ансамбль сохраняет некоторые признаки целостности, но, когда они обрушатся, в небытие уйдут памятники искусства, предания о тайной дочери императрицы Елизаветы Петровны, о славных дворянах и многом другом, чем пока ещё наполнена атмосфера этого уникального места.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №21 (627) от 29.05.2019 года