Угличане тоже сопричастныСеверный морской путь – один из самых динамично развивающихся экономических проектов современной России. Он в два раза короче обычного пути из Тихого океана через Индийский океан, Суэцкий канал, Средиземное море, Атлантический океан. Вдоль побережья Ледовитого океана строятся и благоустраиваются наши северные города-порты, построена и введена в строй плавучая атомная станция «Академик Ломоносов». Укрепляется обороноспособность северных рубежей. Строятся современные ледоколы, которые заменят существующие через несколько лет. По всем центральным каналам на днях был показан Балтийский завод в Санкт-Петербурге, судоверфи и сказано, что строительство новых ледоколов позволит увеличить грузопоток по Северному морскому пути до 80 млн. тонн к 2024 году.

Напомним, что угличане стояли у истоков прокладки Северного морского пути, ходили в сложные, опасные для жизни экспедиции, отмечая на карте маршруты и закладывая новые северные города. В течение 2018 года в газете «Угличанин» вышли две мои статьи о нашем земляке – полярнике И.А. Копусове: «В экипаже «Челюскина» был угличанин» и «Полярник И.А. Копусов». И вот, о чудо, на последнюю из них откликнулся его двоюродный внук Владимир Копусов, который проживает в Минске (Республика Беларусь). В адрес газеты «Угличанин» по электронной почте от него пришло письмо, в котором он благодарит редакцию газеты и лично автора статьи за то, что помнят о нём на его малой родине. «Дед Коля в своё время много рассказывал про младшего брата Ивана. У нас дома свято хранится экземпляр книги про «Челюскин» (1934 г. издания). К сожалению, только один том уцелел после войны. Ещё раз спасибо!» Владимиру Копусову направлено ответное письмо, с предложением переписки и сотрудничества, открываются перспективы продолжения повествования о самом полярнике и его семье.

Северный морской путьНу, а сейчас могу отчитаться перед нашими читателями, что написана и готова к изданию книга «Полярник И.А. Копусов. История становления и развития Северного морского пути». Новая книга состоит из двух частей. Первая повествует о самом полярнике И.А. Копусове, его заслугах перед Родиной, помещены его статьи – краткие радиограммы из лагеря Шмидта в Кремль, которые были опубликованы в газете «Правда» и благодаря которым вся страна знала и следила, что проходит с советскими людьми во льдах полярного моря. Большое место занимают воспоминания Копусова о своей жизни и деятельности, а также воспоминания других челюскинцев, где упоминается наш земляк.

Эти материалы взяты из большой книги в двух томах «Поход Челюскина», которая вышла в издательстве «Правды» в 1934 году, через два месяца после прибытия членов экспедиции в Москву. Руководил выпуском книги редактор газеты «Правда» Л.З. Мехлис, с 1937 года заместитель народного комиссара обороны и начальник главного политуправления Красной Армии – главный комиссар армии и флота.

Другая часть книги повествует об истории становления и развития Северного морского пути с древнейших времён до настоящего времени. Это хроника событий покорения русскими людьми Северного Ледовитого океана. Отрадно отметить, что в самом начале этой труднейшей борьбы со стихией были наши земляки – угличане.

Один из томов книги «Поход Челюскина» хранится у родственников И. Копусова в МинскеТак, в 1606-1608 годах воевода Давид Жеребцов построил по приказу царя Василия Шуйского город Мангазею в устье реки Оби в Заполярье, где не только деревья, даже кустики не росли. Город был построен по методу нашего угличского инженера И.Г. Выродкова, которым в 1551 году был построены Свияжск, а потом Астрахань. Воевода с войском перешёл Уральские горы, срубил на берегах Оби достаточно строительного леса, изготовил из него заготовки для городских стен, домов, церквей, построил суда и плоты, на которых доставил всё к небольшому острогу, вокруг которого и был построен большой город со стенами, башнями, церквами и 500 домами, где улицы были выложены тёсом. В этот город поморами был проложен из Архангельска и других северных городов и посёлков Мангазейский морской путь, по которому в Сибирь ринулись на специальных судах-кочах предприниматели, везли продовольствие, ружейный огневой запас. За короткое время на льготных условиях начались добыча пушнины и торговля ею со странами Европы, в казну страны потекло богатство.

Угличанин Иван Копусов, участник челюскинской эпопеиВ 1607 году в устье Енисея по приказу Д. Жеребцова был построен город Туруханск (Новая Мангазея). Этот город после закрытия первыми царями Романовыми Мангазеи и Мангазейского морского пути продолжил развитие Северного морского пути на восток – навстречу солнцу. Заслуга Жеребцова в том, что он был основоположником строительства кораблей в Мангазее и Туруханске, так называемых плотбищей.

Известно, что за боевые заслуги в Смутное время (1609-1610 годы) по разгрому польских банд под Костромой, Ярославлем, Калязином и при освобождении Москвы воевода Давид Жеребцов получил в награду от царя Василия Шуйского – имение в Угличском уезде.

Ещё наш земляк, астроном П.В. Тарханов участвовал в кругосветной морской экспедиции Васильева-Шишмарева в 1819-1822 годах на кораблях «Открытие» и «Благонамеренный», целью которой было нахождение короткого пути в Русскую Америку по северным морям. Экспедиция благополучно достигла берегов Аляски, но пройти через Берингов пролив на запад и восток к северу от материков русские корабли не смогли из-за большого количества льда. Заслуга Тарханова была и в том, что он потом преподавал астрономию в Морской академии и подготовил более 20 адмиралов российского флота.

Часть книги посвящена судьбам героев-челюскинцев, многие из них были репрессированы, нет только сведений о последующей судьбе нашего героя – И.А. Копусова, но теперь появилась надежда узнать это от его близких родственников. Описывается, почему не был поставлен в Москве в 1934 году монумент, посвящённый героям-челюскинцам. Предполагается поставить памятник челюскинцам и первым героям Советского Союза на Чукотке в 2019 году в честь 85-летия челюскинской эпопеи.

Валерий КУРОЧКИН

«Угличанин» №49 (604) от 12.12.2018 года