Заметки о туризме прежних времёнУглич является значимым туристическим городом. Мы привыкли, что его ежегодно посещают сотни тысяч туристов из различных мест нашей страны и мира. Кто-то приезжает на автобусах, многие индивидуально прибывают на автомобилях, но подавляющее большинство путешествует на теплоходах, являющихся одним из наиболее ярких и примечательных явлений местной жизни.

Волжский туризм в основном ассоциируется с современностью, но в действительности это давнее явление, за долгую историю имевшее различные особенности и многообразный опыт. Пассажирское сообщение на Волге началось в середине XIX века. В 1854 году пароходная компания «Самолёт» освоила участок от Твери до Рыбинска, установив регулярное сообщение, заведя десятки пристаней в городах и наиболее значительных сёлах. Мелководная и нестабильная, изобиловавшая мелями, камнями и перекатами Верхняя Волга являлась неудобной для судоходства, поэтому наибольшее развитие пароходное сообщение получило на участке от Нижнего Новгорода до Астрахани, где совершали рейсы наиболее крупные и комфортабельные пароходы. На верхневолжском участке во второй половине XIX – начале XX веков из числа значительных фирм неизменно действовала только компания «Самолёт», также рейсы осуществляли «Волжско-Тверское пароходство», «Надежда» и ряд других.

Конечно, пароходы перечисленных фирм в первую очередь выполняли пассажирские, грузовые и почтовые перевозки, но наряду с пассажирами, пользовавшимися водным транспортом с деловыми целями, большое значение имела праздная публика, путешествовавшая с целью отдыха, общения, наслаждения свежим воздухом и волжскими пейзажами, порой использовавшая пароходы как плавучие дачи. Последнее было особенно удобно на судах пароходства А.А. Зевеке, имевших длительные стоянки и гибкую ценовую политику. Поэтому неудивительно, что с начала регулярного пароходного сообщения появляются различные путеводители и справочные издания, в непринуждённой манере знакомившие публику с историей и достопримечательностями Поволжья, дававшие разнообразную ценную информацию. К началу ХХ века такие издания исчислялись десятками, и в каждом из них был раздел, посвящённый Угличу.

........................................................................................................................................................................................................................

«Углич – город исторического прошлого с сохранившимися многочисленными и драгоценнейшими памятниками седой старины. Вряд ли сохранился ещё какой-либо другой город на Руси, который одним только внешним видом своим так уносил бы свежего человека куда-то вдаль, в туманное прошлое, в дебри истории – в старую Россию».

Из путеводителя 1902 года

........................................................................................................................................................................................................................

В 1862 году был издан, вероятно, первый путеводитель «Волга от Твери до Астрахани» Н.П. Боголюбова. Автор подробно излагает историю Углича, а далее беззастенчиво воспроизводит описание города и окрестностей Ф.Х. Кисселя, созданное двумя десятилетиями ранее. Живой колоритный язык, яркие живописные образы органично вписались в текст путеводителя. Поэтому Ф.Х. Кисселя смело можно считать первым описателем достопримечательностей города, его туристического обозрения.

В последующих путеводителях неизменно повторялся набор основных достопримечательностей. Говорилось о дворце царевича Димитрия, церкви «на крови», о построенном при Петре I городском Спасо-Преображенском соборе с росписями академика Медведева. Описывались главные городские святыни, находилось место монастырям и некоторым храмам, окрестным примечательным местам. При этом основное внимание уделялось истории города и центральной фигуре – царевичу Димитрию.

В путеводителях также встречалась различная бытовая информация, сведения по экономике, перечислялись местные учебные заведения. Одним из лучших изданий являлся «Иллюстрированный практический путеводитель по Волге» Г.Г. Москвича, опубликованный в Одессе в 1902 году. В нём, в частности, сообщалось:

«Гостиниц в Угличе две: лучшая Н.Д. Евреинова в центре города. Роскошно обставленные номера и все удобства, не уступающие столичным. Номера от 50 копеек до 4 руб. в сутки. Другая гостиница – Н.С. Худякова – также прекрасно обставлена, имеет хорошие номера и прекрасный стол по недорогой цене. Кроме этих гостиниц, ещё несколько помещений, где сдаются номера… В Угличе есть несколько хороших магазинов, а магазин торг. дома Н.Д. Евреинова по богатству и роскоши обстановки превосходит многие лучшие магазины губернских городов…»

«В городе имеются общественный банк, два нотариуса, женская прогимназия, гор. 3-х клас. училище, богатое благотворительное общество с капиталом в 70 тыс. руб., почт.-тел. контора и проч.»

После описания местного сервиса и несомненных достижений констатируется:

«Но город Углич не в настоящем, а весь в прошлом. Это город исторического прошлого с сохранившимися многочисленными и драгоценнейшими памятниками седой старины. Вряд ли сохранился ещё какой-либо другой город на Руси, который одним только внешним видом своим так уносил бы свежего человека куда-то вдаль, в туманное прошлое, в дебри истории – в старую Россию».

Не обходилось и без курьёзов. Например, в «Иллюстрированном путеводителе по Волге» Г.П. Демьянова издания 1898 года в числе достопримечательностей назывался памятник Ивану Захаровичу Сурикову: «В 1897 г. в Угличе был сооружен Сурикову памятник, изображающий поэта, опершагося на плуг и лиру, окружённаго детьми. Памятник сооружён на средства земляков поэта».

По словам К.Н. Евреинова, после открытия в Угличе библиотеки действительно были планы создания монумента, «да порыв остыл». При этом автор, очевидно, опираясь на публикации, принял благие намерения общественности Углича за действительность. Следует заметить, что Г.П. Демьянов создал настоящий литературный путеводитель с цитатами стихов, указанием связи поэтов и писателей с теми или иными местами. Различных ошибок и неточностей в изданиях немало, как немало воспроизводимых домыслов и поздних преданий. Примечательно, что тогда, на рубеже XIX-XX веков, нередко высказывались сомнения в подлинности «ссыльного» колокола, считавшегося перелитым после пожара в Тобольске 1677 года.

Издания того периода представляли собой не только классические путеводители, но и отчёты о путешествиях видных исследователей. В прежних статьях уже писалось о путешествии И.Ф. Тюменева в 1896 году, и цитировались его путевые наброски «От Углича до Рыбинска» в журнале «Исторический вестник» за 1897 год. Можно обратить внимание ещё на одно издание – «Экскурсия в село Кожино и города Кашин, Калязин и Углич» И.А. Виноградова, опубликованное в Твери в 1901 году. Там описывается поездка в июне 1900 года членов Тверской учёной архивной комиссии по Верхней Волге на пароходе Волжско-Тверского общества «Ярославль». Экскурсию по Угличу для них проводил К.Н. Евреинов, принявший почётных гостей в своём доме. Обзор Углича по сравнению со многими путеводителями краток, но при этом систематичен, содержит более целостный и выверенный обзор достопримечательностей.

Таковы детали путешествий более столетия назад. С тех времён изменилось многое. В целом аналогичен набор достопримечательностей, но их состав неумолимо сужался – перипетии истории ХХ века унесли многие драгоценные реликвии, древний Покровский монастырь, многие храмы, замечательный ансамбль торговой площади, составлявший характерное лицо Углича. Более позднее время к разряду первостепенных достопримечательностей добавило разве что ансамбль зданий гидроузла.

Вниманию современных туристов предлагаются памятники кремля, возрождённые ансамбли монастырей… Но что делается для сохранения целостной архитектурной среды города? К сожалению, приходится наблюдать неуклонную утрату старинной застройки, среди которой немало ценных объектов, важных для истории и культуры города.

Имеют особенности и современные путешествия по Волге. В последние десятилетия полностью сошло на нет речное пассажирское сообщение – теплоходы совершают исключительно туристические круизы. Если когда-то волжские пароходы стремительно развивались, являлись символами технического прогресса, то их преемники в большей степени становятся атрибутами ретро-путешествий. Неизменно одно – Углич является важным туристическим центром, одной из основных достопримечательностей Верхней Волги.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №38 (593) от 26.09.2018 года