Труд старых мастеровСело Никольское является одним из важнейших насе­лённых пунктов Слободского сельского поселения Угличского района. В отличие от многих территорий оно по-прежнему значительное и многолюдное. Не последняя роль в этом от­ношении принадлежит хра­му, который не закрывался в советский период – сохранил и традиционный приходской уклад, и высокохудожествен­ное внутреннее убранство.

К сожалению, история боль­шинства сельских храмов пока остаётся малоизученной, содержит лишь краткую спра­вочную информацию. Зачастую остаются неизвестными обсто­ятельства постройки церквей, создания их убранства. Редки данные о заказчиках, испол­нителях работ и точные даты. Поэтому необыкновенно ценны выявленные документы, вос­создающие некоторые значимые эпизоды.

Как известно, каменная цер­ковь села Никольского «что в Слободищах», в составе Юхот­ской вотчины графов Шереме­тевых, была построена в 1781 году. Классицистическая трёхъ­ярусная колокольня пристроена примерно в первой половине XIX века. Этим и исчерпыва­ется краткая информация. Но в реальности сколько талант­ливых мастеров поколениями трудились над созданием и укра­шением святыни?! Попробуем приоткрыть завесу.

В начале XIX века в верхнем храме был устроен придел во имя Святого пророка Илии. Не­известно, кто изготавливал для придела иконостас, кто писал иконы, но золочение выполнил в конце 1807 года крестьянин из деревни Арёфино Рыбинского уезда прихода села Николь­ского «что на Корме» Терентий Иванов Тёмников. По договору с причтом и прихожанами он обязался «иконостас вызолотить на полимент весовым червонным листовым золотом, всю резьбу кругом местных образов, дорож­ники и клейма», а также карни­зы, колонны, царские врата и сделанный над ними балдахин «вызолотить сплошь и полиро­вать самою лучшею и чистою работою». Гладкие места иконо­стаса выкрасить на масле белым шифервейсом, т.е. свинцовыми белилами, – «чтоб было гладко, чисто и глянцевато». Заплатить за работу следовало 500 рублей.

Можно добавить, что Т.И. Тём­ников в 1799 году золотил иконо­стасы в Успенской и Корсунской церквах города Углича.

В 1848 году проводились рабо­ты в нижнем Никольском храме, где известный иконостасный мастер Алексей Михайлов Быч­ков принял заказ на покраску и золочение вновь сделанного иконостаса. Гладкие места сле­довало шпаклевать и окрасить под лак указанной заказчиками краской, потом отполировать самым лучшим видом. Всю резьбу, царские врата, детали карнизов и клиросов вызолотить червонным полузолотниковым золотом. В алтарь изготовить рез­ные тумбы для запрестольного креста и иконы Божией Матери. Находившийся в трапезной ико­ностас придела Святого Василия Блаженного заново покрасить, покрыть лаком, золочёную резь­бу перечистить, а новую вы­золотить. То же самое сделать с киотом по правой стороне и кио­тами около двух столбов. Работы следовало выполнять с июня по декабрь, а стоимость составляла 900 рублей серебром.

А.М. Бычков происходил из крестьян села Заозерье, позднее стал ростовским мещанином. В 1820-1850-х годах он выполнил множество заказов для храмов Ярославля, Ростова, Углича и других мест. На его счету как небольшие работы, так и за­казы для крупнейших соборов епархии. Он был столяром и резчиком, но, как видно, масте­ра из его артели занимались и золочением.

Спустя десять лет, 28 февраля 1858 года, Угличского уезда деревни Инархово, вотчины его сиятельства графа Димитрия Николаевича Шереметева, кре­стьянин и церковный староста Фёдор Козьмин Белоусов заклю­чил условие с мещанином города Углича Дмитрием Григорьевым Бурениным. С согласия священ­но- и церковнослужителей и означенного села Никольского «что в Слободищах» приходских людей, с разрешения епархиаль­ного начальства прославленный угличский живописец порядил­ся «украсить стены и потолок в холодной церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, а равно в алтаре и трапезе оной живопи­сью в клеймах», избранных по согласию причта и церковного старосты и значащихся в особом реестре.

Росписи верхнего храма сле­довало выполнить масляными красками хорошего достоинства, венцы на изображениях святых и надписи золотить червонным золотом. Между клеймами на­писать уборку – различные ор­наменты. Гладь или фон сделать из кобальта или хрома, окрасив в сине-голубой или какой-ли­бо другой цвет из соединений хрома.

Работу должна была выполнить артель лучших живописцев, при которых следовало находиться самому Д.Г. Буренину или его сыну Павлу, – то есть, как и следует ожидать, масштабные стенописные работы были не авторскими, а выполнялись группой мастеров, правда, объ­единённых стилем и художе­ственным вкусом главы артели.

Перед началом работы требо­валось подготовить поверхность. Для этого промыть и стереть старую краску, а также сбить лепной декор, часто применяв­шийся в убранстве храмов во второй половине XVIII – на­чале XIX столетий. Последний составляли тяги около окошек, пилястры и карнизы, круглые клейма на своде трапезной. Ме­ста лепного декора заштукату­рить заподлицо со стеной, чтобы не было впадин, а также испра­вить обнаруженные ветхости в штукатурке. Далее следовало для прочности промаслить поверх­ности два раза варёным маслом со шпаклёвкой. «Для живописи употреблять масло маковое, дабы работа была чистая».

Кроме стенописи, Д.Г. Буренин обязался выполнить и ряд дру­гих работ. Поновить двенадцать икон апостольского и пророче­ского рядов иконостаса, про­светы перезолотить червонным золотом. Иконостас обтереть и заново покрасить. Также полно­стью покрасить полы в верхнем храме. При работах иконостас требовалось закрыть рогожа­ми. Веревки, гвозди и лес для подмостей, извёстка и алебастр должны быть пополам главы артели и церковного старосты. Начать означенные работы 1 мая, а окончить к 8 сентября 1858 года. Общая стоимость со­ставляла 1650 рублей серебром, которые следовало выплачивать в три этапа.

Через три года прихожанин Никольского храма крестьянин деревни Малинники Василий Егоров сын Сверчков «по усер­дию своему» решил за свой счёт перелить разбитый большой колокол, весивший 216 пудов 17 фунтов. Для выполнения за­каза он пригласил колокольного мастера крестьянина Угличского уезда казённой Никольской во­лости деревни Алексеево Никиту Павлова Кичигина. С согласия причта и церковного старосты 10 июля 1861 года заключил условие.

Мастер должен был снять с колокольни старый разбитый колокол и на отведённом месте перелить на новый с возможным добавлением меди и олова до сорока пудов или более. Слитый вновь колокол следовало под­нять на колокольню своими инструментами с помощью при­ходского народа и с осторожно­стью. Также повесить язык. К началу работ заказчик за свой счёт должен приготовить всё необходимое: кирпич, дрова, тёс, брёвна, слеги, гвозди, солод, говяжье сало, воск и канифоль. Если в отлитом колоколе обна­ружится какая неисправность (дыры, невыливки ушей, раз­рывы), то мастер Н.П. Кичигин обязывался перелить вновь, не требуя платы, со своими издерж­ками на припасы. Начать работу он должен был не позднее октя­бря. Плата составляла по одному рублю серебром за каждый пуд веса колокола. Сто рублей следо­вало получить при заключении контракта, а остальные – по окончании работы и поднятии колокола на колокольню.

Так в течение многих десяти­летий строились и украшались храмы. Примечательно, что все перечисленные работы были выполнены нашими земляка­ми – в Угличском крае и в со­седнем Рыбинском уезде были и позолотчики, и живописцы, и литейщики колоколов. Все эти специальности среди других ви­дов ремесленных работ относи­лись к числу наиболее сложных и элитарных, а выполнявшие их мастера пользовались заслужен­ной известностью.

Евгений ЛИУКОНЕН

«Угличанин» №27 (531) от 12.07.2017 года