Рисунок И.Н. ПотехинаМноговековая история Углича знала периоды расцвета и упадка, была связана с важными событиями и известными личностями русской истории. Город входил в состав Владимиро-Суздальского и Ростовского княжеств, был центром самостоятельного удела. В XIV веке Угличский край перешёл под власть Москвы – в состав активно формировавшегося единого Московского государства. С того времени город обычно передавался в удел родственникам и младшим братьям великих князей.

Владетелями Углича были многие видные личности: сыновья великого князя Димитрия Донского Петр Дмитриевич и Константин Дмитриевич, герой Куликовской битвы Владимир Андреевич Храбрый, а также Дмитрий Юрьевич Шемяка, Андрей Васильевич Большой. Список можно продолжить и дополнить известными именами предшествующего и более позднего времени.

Здесь можно задаться вопросом, – почему городу отводилась такая роль? Очевидно, Углич, на раннем этапе вошедший в состав Московского государства, считался родовым владением правящей династии – поэтому он, прилегавшие к городу земли и села постоянно фигурировали в завещаниях великих князей. Углич был географически выгодно расположен на оживлённых речных и сухопутных путях, был успешным торгово-ремесленным центром, мощной крепостью, поэтому он являлся достойным уделом для младших сыновей великих князей и ближайших родственников. Наряду с подмосковными Звенигородом, Серпуховом, Дмитровым, Можайском, некоторыми городами Тверской, Вологодской, Костромской областей он на протяжении длительного времени являлся центром небольшого удельного княжества, зависимого от Москвы. Он также был расположен на приемлемом расстоянии от столицы, чтобы правители могли контролировать деятельность младших братьев, в которых нередко видели сильных соперников.

В первой половине XV века городу довелось быть одним из центров феодальной войны между Юрием Дмитриевичем Звенигородским, его сыновьями с великим князем Василием II. Для Дмитрия Юрьевича Шемяки Углич был надёжным оплотом, поэтому в 1446 г. служил местом заключения пленённого великого князя, не раз подвергался осадам. Затем город принадлежал видному сподвижнику Василия II серпуховско-боровскому князю Василию Ярославовичу, в 1456 г. схваченному «за некую крамолу». Позднее, в 1462-1492 гг., Угличем владел князь Андрей Большой, трагическая судьба которого и двух его сыновей хорошо известна.

В XVI веке по завещаниям великих князей Ивана III и Василия III город выделен в удел сыновьям Димитрию Ивановичу Жилке и Георгию (Юрию) Васильевичу. Димитрий Жилка (1505-1521 гг.) был обладателем крупного удела, полководцем, но ему, как и другим младшим братьям, Василий III не позволял жениться – дабы не появились наследники, потенциальные соперники. Младший брат Ивана IV Грозного Юрий Васильевич (1533-1563 гг.) был больным от рождения и неспособным править.

Так, на протяжении длительного времени Углич являлся свидетелем постепенного заката династии Рюриковичей – потомков Даниила Московского, Ивана Калиты, Димитрия Донского – происходившего из-за борьбы внутри великокняжеского дома, стремления сохранить единство власти, происков внутренних и внешних врагов.

Последний этап драматичного заката пришёлся на период конца XVI века. Тогда Углич неожиданно стал участником первостепенных событий русской истории, вновь увидел в своих стенах видных деятелей того времени. В конце марта 1584 г. в город был выслан последний сын Ивана Грозного царевич Димитрий с матерью и всей роднёй из семейства Нагих. 15 мая 1591 г. он погибает при неизвестных обстоятельствах, что, по мнению многих историков, становится прологом великой смуты, поставившей под угрозу само существование Русского государства. Расследование обстоятельств гибели вёл боярин Василий Иванович Шуйский, позднее, в 1606-1610 гг., занимавший царский престол. В 1598 г. мощи святого князя Романа Угличского освидетельствовал казанский митрополит Гермоген, будущий патриарх, героически погибший в период Смуты, вдохновлявший русский народ на борьбу с захватчиками.

В начале июня 1606 г. состоялся перенос мощей царевича Димитрия из Углича в Москву. Освидетельствовал мощи ростовский митрополит Филарет, тоже будущий патриарх, отец первого царя из династии Романовых Михаила Феодоровича. Так устанавливалась связь города с новой правящей династией. Родственники по матери будущего царя, как известно, владели землями в Угличском уезде, были погребены в Воскресенском монастыре.

В начале XVII века городу довелось испытать на себе весь ужас Смуты. В период 1608-1612 гг. Углич многократно подвергался набегам отрядов поляков, литовцев, казаков-черкасов и разных разбойников, переходил из рук в руки, освобождался. При этом он подвергался грабежам, разрушению, гибли посадские люди с жёнами и детьми. Наиболее драматичные события разыгрались в мае-июне 1609 г., когда Углич был взят войсками Яна Микульского и Александра Лисовского, но и позднее, вплоть до 1619 г., к городу неоднократно подходили отряды Лисовского, Якушки Шиша и Кругового, опустошая посады. Город героически выдерживал осады, сопротивлялся набегам, но силы были неравны. В памяти последующих поколений остались имена горожан, возглавлявших оборону, – Елизара Карсакова, Богдана Неведрева, Богдана Нагина и Ивана Лаптева.

Таков краткий обзор исторических событий. В последующее время угличане пытались осознать произошедшее с городом, понять причины кровавой трагедии Смуты. Эти попытки нашли отражение в многочисленных трудах местных книжников, – в первую очередь, созданных в XVIII веке Повести о разорении града Углича и Угличских летописцах. В этих масштабных, полных духовной глубины трудах богословски осмыслены события рубежа XVI-XVII веков и весь ход истории города.

На их страницах предстаёт древний стольный град с чередой князей, утверждавших веру, справедливый порядок, возводивших монастыри и храмы. В их череде страстотерпец царевич Димитрий предстаёт последним государем – «И на сем благоверном царевичи Димитрии преста Оуглическое княжение, и по нем не быша последи во граде во Оугличе ни князи, ни царевичи на престоле княжения Оуглическаго, но оставлено бысть, паче же и похищено и разрушено лукавым тем же царегубцем Борисом».

Прибывший в Углич высланный из Москвы малолетний младенец предстаёт государем в царских одеждах и короне. После его гибели угличанам предстоит пострадать от репрессий Бориса Годунова за расправу над московскими чиновниками и обвинение могущественного царедворца в организации убийства царевича. Так Углич переживает предпоследнее разорение, приводящее в упадок город и становящееся предтечей большой смуты. Угличане стойко переживают периоды правления Бориса Годунова и Лжедмитрия I, когда правда скрыта, а место гибели Димитрия на царском дворе «оставлено тайно бысть, хранимо долгое время в соблюдении праздном». Лишь с воцарением Василия Шуйского, когда царевич признаётся святым, а вина за его убийство возлагается на Годунова, с угличан снимается клеймо мятежников, а на месте, обагрённом кровью, строится часовня.

В дальнейшем угличанам предстояло еще не раз отстаивать правду и отечество перед лицом новых самозванцев, иноземных захватчиков, сохраняя верность памяти царевича и прежних законных государей, за них страдать и проливать кровь.

Впоследствии, в ходе преодоления последствий Смуты, население разорённого и опустошённого Углича волей царя Михаила Феодоровича было пополнено пятью тысячами человек, присланных «из различных околних градов, и сел, и весей». Новая династия Романовых немало способствовала возрождению города, обретению его святынь, а угличские книжники собрали для грядущих поколений сведения по истории города, в которой центральное место заняли последний угличский князь царевич Димитрий и тяжелая трагедия Смуты, стояния за правду. Они выстроили духовную концепцию истории города, содержащую и для нас немало поучительного – стоит лишь всмотреться в её глубину. Нам остаётся понять, осознать происшедшее более четырех веков назад, услышать мудрые заветы предков.

Евгений Лиуконен

«Угличанин» №42 (445) от 04.11.2015 года