Центр Углича. Фото начала XX века«Исторический вестник» за 1896-1898 годы опубликовал удивительный очерк, названный «Путевыми набросками» от Углича до Рыбинска». Путевые наброски – это взгляд со стороны: петербуржец писал о провинциальном городе и его обывателях. Удивительный, если не сказать уникальный очерк. Зарисовки не только памятников истории, архитектуры и искусства, но и жанровые сценки Углича конца XIX столетия. Сейчас очерк выглядит (именно так!) как фильм, старый, чёрно-белый, уютный в своей неспешности и давно ушедших деталях. Поменялись время, ритм и образ жизни, и этот очерк, как привет из прошлого, случайно дошедший до нас от автора – художника и путешественника Ильи Фёдоровича Тюменева.

«Трудно описать то приятное впечатление, которое охватило нас при виде живописной панорамы Углича, освещенной косыми ранними лучами майского солнца. От этого сплошного рядами домов, монастырей, церквей и колоколен, выросшего перед нами среди утренней тишины и свежести…» – так начинается неспешный рассказ: красотой открывшейся панорамы.

Утренний майский Углич похож на декорацию исторической пьесы: «вот впереди, на холме, бывшем когда-то главною твердыней Углича, ярко выделяется своими кроваво-красными стенами церковь Димитрия царевича, сооруженная над местом обагренным его кровью; из-за неё чуть заметно выступает угол княжеского дворца, далее видны по сторонам два угличских собора с одною общей колокольнею, за ними тянется зеленый фон городского сада, а вдали несколько прибрежных церквей и построек».

Илья Тюменев, художник и путешественник, в 1896 году написал очерк для журнала «Исторический вестник» о поездке в УгличНо вот к пароходу подъехали извозчики, пристань оживилась, и пассажиры стали сходить на берег. Взяв извозчика, путешественники, проехав несколько улиц, остановились у дома госпожи Жолудевой. Хозяйка разместила постояльцев в свободной комнате, заметила, что в Угличе есть что посмотреть, потому что город «древний, исторический».

У Ильи Фёдоровича с товарищем маршрут был следующим: Кремль – Богоявленский монастырь – Торговая площадь – гостиница Виноградова – Алексеевский монастырь – церковь царевича Димитрия-на-поле – Петухова слобода (ц. Николая Чудотворца) – церковь Флора и Лавра – бывший монастырь Воскресения – церковь Параскевы Пятницы – Покровский монастырь.

Церковь царевича Димитрия-на-крови, палату удельных князей, собор путешественники осмотрели подробно. Были сделаны зарисовки, отмечены некоторые детали, например, что в построенной в 1630 году «осьмиугольной» церкви царевича Димитрия первым священником был поп Иуда, привезший из Москвы от государя всю церковную утварь, иконы, книги. «Церковный инвентарь» был скромен. Весьма подробно автор описывает интерьер храма и детали праздника, проводимого в честь царевича Димитрия для детей Углича.

В палате угличских удельных князей размещался музей. Среди экспонатов, выставленных для обозрения, Тюменев отмечает колокол, носилки, древнее оружие (секиры, бердыши, копья), старинную хоругвь с изображением Спаса, коллекцию деревянной посуды и, даже, листок с шуточным стихотворением Г.Р. Державина, начинавшегося словами:«Один есть Бог – один Державин…»

Осмотрев кремль и музей, путешественники отправились в Богоявленский женский монастырь. Главную красу обители составлял, конечно, собор, «золоченые главы котораго видны издалека и ярко горят в небесной синеве, доминируя над окружающими монастырскими и городскими постройками».

На главной торговой площади путешественники отдали должное Успенской и Казанской церквам, которые придают «немало красы» центральной части города. На площади несколько раз в неделю – базар, «на который съезжаются окрестные мужички: «кто купить, кто продать…» «Впрочем, – продолжает автор, – угличан деревенскими съестными припасами не удивишь. Они сами хорошие хозяева, в редком доме нет своей коровы».

Причал возле Углича в начале XX векаВ Алексеевском мужском монастыре путешественники осмотрели храмы и реликвии (напрестольный крест, пожертвованный в 1623 году Федором Ивановичем Мстиславским), вспомнили историю монастыря и, поскольку жара стояла страшная, отправились в келарню, где молодой послушник радушно угостил их квасом. Послушник заинтересовался рисунками, сделанными во время осмотра обители: «Есть в Питере журналы хорошие: «Нева» и «Осколки»; вот бы их там поместить…»

А вот о Воскресенском монастыре: «Проехав через базар, мы направились в другой конец города и вскоре выехали на большую площадь, посреди которой возвышался каменный белый храм, крайне интересный по плану и величественный по наружности. По сторонам его, на краях площади, находились еще две церкви.

– Это прямо-то – Воскресение, – обернулся к нам извозчик, – налево – Парасковея Постница, а направо – Иоанна Убиенного.

Мы сошли с дорожек и направились к Воскресенскому храму, у которого нас ожидала очень оригинальная картина: на восточной стене, высоко-высоко, почти под самым карнизом, помещалось большое изображение Спасителя, к которому по крыше вели деревянные лестницы. Перед изображением, в висячем фонаре, ярко теплилась лампада, а внизу, на пустой площади, стоял с псаломщиком старичок-священник в ризе и служил молебен. Тишина безлюдного пустыря, каменная громада храма, икона, высокоцарящая в воздухе над площадью, мелькающий перед нею огонек и эти две одинокие, молящиеся фигуры дышали какою-то глубокою, нетронутою стариною, какою-то особою, задушевною оригинальностью, и мы несколько минут молча наслаждались этим зрелищем…»

Стоя на Богоявленской горе на Левом берегу, путешественники окидывали взором, панораму города. В жаркий летний день открывалась «роскошная картина», в которой проявлялась каждая, уже знакомая путешественникам деталь… Они еще смотрят на купающихся мальчишек, на пароход «Дядя», который пыхтит, тяжело таща пять барок, но это уже прощальный взгляд. Их путь лежит дальше, вниз по Волге, они оставляют Углич с его домами и садами, храмами и монастырями, древней славной историей и безмятежным настоящим.

Юлия КУНИЦЫНА

Фото из фондов Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея

«Угличанин» №39 (442) от 14.10.2015 года