Логопед советуетОбычно родители очень тре­петно относятся к тому, как говорит их ребёнок. Ведь правильная речь – это один из самых явных признаков нор­мального интеллектуального развития малыша. Если кро­ха начинает говорить рано, внятно и чисто, родители ра­дуются и гордятся. А вот ре­бёнок с задержкой речи вызы­вает озабоченность и тревогу мам и пап. И это абсолютно правильно, ведь нарушения речи эффективно устраняют­ся только в возрасте от 2,5 до 7 лет. Потом может быть просто поздно.

Как же должна разви­ваться речь ребёнка? Что считать нормой?

• В год малыш должен уметь говорить около десяти слов. Естественно, это пока ещё «детские» слова, по­нятные только ему и вам: «ма», «ба», «ки» (киска). При этом ребёнок должен знать назва­ния знакомых ему предметов и действий и реагировать на них: «дай кубик», «пойдём гулять», «кровать», «ложка», «окно».

• В два года кроха начинает говорить коротенькими предло­жениями и употреблять простые прилагательные и местоимения («я пошёл», «киска белая»). Словарный багаж ребёнка, как правило, состоит из 50-100 слов.

• В 2,5 года малыш должен произносить более-менее пра­вильно около 200-300 слов, а также знать своё имя и говорить, использовать прилагательные. В этом возрасте ребёнок начинает задавать вопросы, пытается изображать голоса животных – «мяу», «гав-гав» и т. д.

• К трём годам дети должны уметь связно составлять рассказ из нескольких предложений. В речи должны правильно упо­требляться местоимения, наре­чия, прилагательные. Малыша должен понимать посторонний человек.

Естественно, приведённые нор­мы весьма относительны, ведь у всех детей разный характер, темперамент, наследственность, да и обстановка, в которой они растут, отличается. К тому же, как правило, мальчики начина­ют говорить позднее девочек на 4-5 месяцев.

Однако эти ориентиры помо­гут внимательным родителям оценить, соответствует ли речь малыша его возрасту. Если от­ставание существенно, то, воз­можно, самое время обратиться к специалисту.

Татьяна КУЗНЕЦОВА, учитель-логопед Центра «Гармония»

ПРИЗНАКИ ЯВНОЙ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ.

РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ НАЧАТЬ БЕСПОКОИТЬСЯ, ЕСЛИ РЕБЁНОК:

• В 4 месяца не реагирует на обращение матери, не улыбается ей.

• В 9 месяцев не лепечет (не произносит слоги типа па-па, ма-ма, та-та и т.п.).

• В 1,5 года не произносит простых слов; не знает названия окружающих предметов и своего имени; не может выполнить простую команду, например, «дай руку» или «иди ко мне».

• В 2,5 года знает мало слов; не запоминает названия предметов; не умеет говорить предложениями хотя бы из двух слов.

• В 3 года говорит непонятно даже для вас; не может составить предложение из трёх слов, а говорит фразами из сказок, стишков и «мультиков» или повторяет фразы взрослых, произнесённые при нём; не понимает ваших объяснений; говорит очень медленно или, наоборот, слишком быстро, глотая окончания; у малыша трудности с жеванием, и он может подавиться даже маленьким кусочком; ходит с постоянно полуоткрытым ртом; у него повышенное слюноотделение без явных причин.

Если вы заметили у своего малыша какой-нибудь из этих признаков, то необходимо немедленно обратиться к специалистам: неврологу, логопеду. Чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов, что к школе он ничем не будет отличаться от своих сверстников.

«Угличанин» №48 (501) от 07.12.2016 года