Театр. Композиция – «Ленин с нами» Народного театра УЧЗ. Актёр – рабочий завода Олег ВолковНа торжественной церемонии открытия Года театра в России в первом русском – в Ярославском академическом театре имени Фёдора Волкова посчастливилось побывать нам, троим сотрудникам Угличского музея. Грандиозное зрелище, академические и современные номера в исполнении знаменитых солистов, приветствие президента – впечатление незабываемое! В фойе и на сцене театра в невероятном количестве знаменитые лица – режиссёры, актёры…

С вдохновением взялись мы за создание выставки, посвященной театру, музыке в жизни Углича, маленького города, но в истории которого было столько ярчайших моментов. Такие моменты нашлись и в этой теме – театр. В фондах музея оказалось немало документов, фотографий, мемориальных вещей, связанных с угличской театральной жизнью.

«Серебряный век» русской культуры не обошёл стороной древний город. Культурная жизнь в конце ХIХ – начале ХХ веков вышла из камерности и домашней замкнутости, стала делом и достоянием широкой городской общественности. В 1892 году был создан Угличский музей отечественных древностей, в 1897 году открылась публичная библиотека, в 1906 – вышел первый номер газеты «Угличанин». В 1907 году было создано Общество любителей музыкального и драматического искусств.

Круг почитателей искусства к тому времени уже сложился – театральные постановки в исполнении местных артистов-любителей можно было посмотреть в домах Евреиновых, Серебренниковых. С приездом в Углич Михаила Чехова театральная жизнь оживилась. В 1894 году в доме Евреинова Товариществом русских драматических артистов была показана пьеса А.П. Чехова «Лебединая песня». Подобные представления заезжих гастролирующих артистов в Угличе в те времена были редкостью, угличане остались довольны. Михаила Павловича, как брата автора пьесы, буквально засыпали расспросами и рукопожатиями. Тут же раздавались голоса о том, что существующий угличский драматический кружок лишь прозябает, но не действует, что надо поставить у руководства человека энергичного, живого. Чехову предложили руководство, и он принял его. Сразу выросла и труппа актёров. Николай Дмитриевич Евреинов принял новую труппу и предоставил ей свой зрительный зал. Михаил Павлович был не только актёром и режиссёром, он выполнял также функции художника-декоратора, костюмера, гримёра, бутафора и даже дамского парикмахера.

Круг почитателей искусств расширялся. 2 июня 1907 года был утверждён Устав угличского Общества любителей музыкального и драматического искусств. По Уставу общество делилось на отделы: драматический, вокальный (хор), музыкальный и литературно-научный. На первом собрании присутствовали 23 человека, председателем правления был избран Иосиф Фёдорович Богомолов. Общество поставило перед собой «задачу просвещения народа и проведение в его среду искусства».

Организационная работа развернулась достаточно активно, но денежные средства были скудными. Вместе с городским Комитетом попечительства о народной трезвости создаётся хор, в котором насчитывалось приблизительно десять женских и двадцать мужских голосов. От угличан начали поступать пожертвования на приобретение рояля. И уже 22 февраля 1908 года в афише концерта с гордостью указано: «Новый рояль фирмы Шредер». Первые созданные коллективы были музыкальными: оркестры мандолинистов, балалаечников.

Молодое общество приступает к театральным постановкам. Спектакль по пьесе С. Найденова «Дети Ванюшина» был назначен на 2 сентября 1907 года. Выбор серьёзной пьесы, в которой социальные проблемы были воплощены в форме интимной психологической драмы, вызвал скептическое отношение у местной просвещённой интеллигенции. Но дебют оказался удачным. Местная газета писала: «Приятно отметить, что правление общества выбором такой пьесы сразу устанавливает серьёзный взгляд на искусство».

Сохранился отчёт Общества любителей музыкального и драматического искусств за 1914-15 годы. В год начала Первой мировой войны перед Обществом встал вопрос: возможно и уместно ли продолжение деятельности при условиях военного времени. Было решено работу продолжать, и в 1914 году было поставлено 14 спектаклей, состоялись 3 литературно-музыкальных вечера, а в репертуаре числилось 12 пьес, среди которых «Снегурочка» и «Горячее сердце» Островского, «Мнимый больной» Мольера. Спектакли ставились и в сёлах уезда, декорации, костюмы и бутафорию везли из Углича, а в ролях статистов выступали местные крестьяне. Любопытно, что в эти годы одним из членов правления общества был Николай Николаевич Улиссов, в революционном 1917 году назначенный угличским уездным комиссаром Временного правительства.

Наступил 1917 год. Революционные потрясения прервали работу общества. Но уже 3 ноября 1918 года на первой странице газеты «Угличская правда» появилось такое объявление: «Угличское Общество любителей музыки и драматического искусства, приступая к своей дальнейшей культурно-просветительной деятельности, приглашает лиц, желающих работать в этом направлении, записываться в члены общества».

Послереволюционная деятельность общества была бурной. Несмотря на огромные трудности, вызванные гражданской войной, разрухой, голодом, потребность в театральном искусстве была велика, по всей стране возникали сотни новых театров и театральных студий. В 1920-е годы в театр приходит новая эстетика, ставятся спектакли в новых революционных формах. Но угличане предпочитают классические постановки. Некоторое время угличский театр работал даже на правах профессионального под руководством отдела народного образования. Известно о выступлениях струнного оркестра Угличского педагогического училища, о постановках местного театра с участием актёров братьев Фёдора, Алексея и Николая Красносельских, Михаила Лебедева, актрис Марии Кулаковой и Ольги Носковой. В пьесе Горького «На дне» роль Луки исполнил Владимир Алексеев – бывший председатель Угличского уездного исполкома (похоронен на территории Угличского кремля).

В эти годы в любительских спектаклях участвовали профессиональные актёры. Василий Смирнов учился в Петрограде, в Институте живого слова на театральном отделении, в январе 1920 года он приехал к родным в село Улейма. Узнав о постановке любительских спектаклей, принял в них самое активное участие как режиссёр и актёр. В списке постановок 1920-х годов насчитываются десятки спектаклей с его участием. С приездом в Углич в мае 1921 года Евгения Платоновича Платова, работавшего к тому времени в театрах пятнадцать лет и ставшего главным режиссёром Угличского Народного дома, дело встало на профессиональный уровень.

В те годы спектакли ставились в самом Угличе – в летнем театре в городском саду и зимнем театре в Народном доме, в Супоньевском дворце на Малой стороне, в сёлах Угличского уезда, выезжали на гастроли в Рыбинск, Мологу, Кашин, Калязин. В это время шла реквизиция имущества у местных помещиков – барона Черкасова, предводителя дворянства Н.Н. Тучкова. Власти разрешили отобрать, что нужно для театра, и удалось нашить костюмов боярских, французских, испанских. Штрих времени – театральное платье могли сшить из церковной фелони…

В конце 1930-40-х годов драматический коллектив работал при городском Доме культуры. В спектаклях «Любовь Яровая» Тренева, «Слава» Гусева в главных ролях выступала Мария Журило.

Театральная жизнь Углича активно продолжалась в 1950-е годы. Сначала в клубе «Октябрь» ставил спектакли драмкружок. 5 декабря 1959 года состоялось открытие театра. Под руководством главного режиссёра Бориса Ивановича Боруховича ставились даже музыкальные спектакли – первой его постановкой стала оперетта «Свадьба в Малиновке». 19 июля 1969 года стало памятной датой для театрального коллектива – ему было присвоено почётное звание «Народный драматический театр». Это многое изменило в деятельности театра, пришлось пересмотреть репертуар, требования к актёрскому мастерству, учебно-воспитательную работу. Если драмкружок в течение года выступал не более 10-12 раз, то норма для Народного театра – постановка не менее двух спектаклей и показ их не менее 48 раз. В репертуар театра вошли пьесы «Барабанщица» Салынского, «Чти отца своего» Лавренева, «Русские люди» Симонова, «Последние» Горького. После кропотливой работы на сцене был даже показан образ Ленина. Сохранилась фотография эпизода из композиции «Ленин с нами», поставленной к 50-летию Октябрьской революции. По проходу театрального зала идёт актёр О. Волков, рабочий часового завода, в гриме Владимира Ильича. На лицах зрителей выражение восторга, будто они увидели живого Ильича. Вот она – волшебная сила искусства. Коллектив театра выезжал на гастрольные поездки в Крым, на Кавказ, в Молдавию. На сцене увлечённо играли Анатолий Монахов, Марина Журило, Роза Мельникова, Анна Мельникова, Пётр Сафронов.

Позднее любительский театральный коллектив ставил спектакли в Доме учителя, руководителем был Борис Георгиевич Ионсен.

Угличане любят театр. Зал Дворца культуры полон в дни гастрольных постановок всеми любимого театра имени Волкова, блистательных спектаклей Имперского русского балета Гедиминаса Таранды, ярких постановок Московского театра оперетты. Появляются и свои театральные коллективы.

Татьяна ЕРОХИНА

«Угличанин» №42 (648) от 23.10.2019 года