Алексей Балабанов: «Я снял кино, а вам судить…»Да, людей мы в Музее авангардного и наивного искусства «Авангард У» очень ждали. Ждали на открытый показ фильма Алексея Балабанова «Морфий», снятого в далёком 2008 году в нашем провинциальном городе. Почему на открытый показ? Мы хотели дать возможность людям, которые были в массовке, рассказать об участии в столь необычном и творческом процессе, а зрителям – поделиться мыслями об увиденном. Мы ждали гостей и неравнодушных зрителей!

28 сентября состоялась интересное событие: просмотр и обсуждение фильма «Морфий». Конечно, это была робкая попытка прикоснуться к интеллектуальному, очень неоднозначному, но правдивому творчеству Алексея Балабанова. Отец Рафаил – друг и непосредственный участник создания нескольких фильмов режиссёра – убеждён, что такое кино нужно смотреть множество раз, открывая для себя новые и новые глубинные мысли автора. Действительно, по мнению некоторых кинокритиков, наши потомки об ушедшей эпохе будут судить именно по фильмам Алексея Октябриновича.

Слушая интервью режиссёра о его работе и просматривая фотографии, сделанные на съёмочной площадке, понимаешь, как сдержанный, немногословный, взвешивающий каждое слово человек, преображается, наполняется энергией и желанием действовать. Мы предложили гостям небольшую экспозицию: фотографии, рисунки, наброски, книги о режиссёре, был даже реквизит, как-то сохранившийся после съёмок. Но главное – люди, живые свидетели процесса.

Сергей Полегаев и его внучка активно участвовали в создании фильма. Сергей рассказал о непростых условиях работы: приходилось надевать бахилы, чтобы не промочить ноги в мартовском снегу. Поделился воспоминаниями о курьёзных случаях, например, как в Кашин на съёмки отправились два автобуса с массовкой: один доехал, другой заблудился. Мы смотрели предложенные любительские фотографии и видео, снятое в Угличе и Кашине. Очень красивые костюмы, радостные лица и виды родного города.

Людмила Найденко вспоминала, как непросто было носить ватный полушубок, казавшийся тяжёлым мешком на плечах. Да, нам, женщинам брючно-джинсового XXI века, куда-то спешащим, трудно носить наряды, сковывающие движения. Но Людмила утверждает, что спина сразу выпрямлялась, походка становилась важной и степенной. Действительно, по мнению Надежды Васильевой, создававшей все костюмы для фильмов А. Балабанова, очень важно «одеть» актёров правильно, тогда они почувствуют эпоху, смогут жить, как герои заданного времени.

Татьяна Сперанская вспомнила, как «рождался» снег, которого, увы, уже не было на угличских улицах. Этот процесс показался ей сказочным представлением. Вспоминали о горячем чае с сушками, тёплой, дружеской атмосфере, кто-то с удивлением нашёл себя в фильме, а кто-то – нет, но это не омрачило восприятия кинопроцесса. Это действительно событие в жизни простого человека, о котором можно рассказывать внукам.

Нам было интересно услышать и мнение профессионалов. Отец Рафаил вспоминал, как проходили съёмки в храме Михаила Архангела «что в бору», как он оказался в кадре. Очень важно, по мнению батюшки, ещё и ещё раз посмотреть фильмы Алексея Балабанова: «Груз 200», «Про уродов и людей», «Морфий», «Я тоже хочу» и другие, посмотреть вдумчиво, не спеша.

Фильм «Морфий», снятый 10 лет назад, вновь в Угличе собрал массовкуБыла на встрече и супруга режиссёра, художник по костюмам Надежда Александровна Васильева, приехавшая из Санкт-Петербурга, отложив все дела. К ней, конечно, было множество вопросов: от профессиональных до бытовых, женских. Она открыла для многих А. Балабанова совсем с другой стороны. Алексей Октябринович снимал очень быстро, на съёмочной площадке все его понимали с полуслова. Сценарий писался скоро, потому что автор говорил, что кино уже снято в его голове. Но, чтобы снять в голове это кино, режиссёр очень много читал, буквально насыщался русским словом. Текст актёры должны были произносить только так, как в сценарии, очень важно не исказить, не переставить местами слова. Особое внимание было к слову и музыке. Надежда вспоминала, что супруг в своём кабинете по нескольку раз просматривал отснятый материал, подбирая музыкальное сопровождение. Ещё она сказала, что он был прекрасным отцом, уделял воспитанию сыновей большое внимание. Семья много путешествовала по России, наслаждаясь красотой древних городов, русской провинцией.

Как дороги слова одной из участниц встречи: «Я поняла, что Алексей Балабанов – такой же, как и я, он простой человек!» К этому следует добавить: он русский, он православный. Сколько ему пришлось выслушать критики в свой адрес по поводу снятого кино! Но нет осуждения и оправдания с его стороны, нет агрессии и желания кого-то обвинить в некомпетентности… Это ли не православный, глубоко верующий человек? Углич – провинциальный, красивый, уютный городок, но страшно и ответственно становится тогда, когда понимаешь, кто принял мученическую смерть и защищал Отечество, кто жил и творил здесь. Угличанам, наверное, нужно помнить о них, чтобы рассказать тем, кому здесь предстоит родиться.

Ирина СОЛОВЕЙ

Фото Алексея СУСЛОВА и из архива

«Угличанин» №40 (646) от 09.10.2019 года