Труппа театра часового завода «Чайка». Первый справа в нижнем ряду – Б.И. Борухович, руководитель театраНачалась история театра в Угличе в конце XIX века. За прошедшие годы жизнь театра много раз менялась: одни артисты сменяли других, по­становки прошлых лет уступали место новым. Маленькие провинци­альные театры отражали ситуа­цию страны в целом и были само­бытны и оригинальны. Каждый из них имеет право на то, чтобы о нём рассказали, потому что это часть нашей истории, а сейчас напомнить её есть повод – 27 марта был День театра.

Конец XIX – начало XX века. Именно на этот период при­ходится расцвет театрального искусства. В мир театра вры­ваются пьесы Островского и Чехова. В Угличе стационарного профессиональ­ного театра не было, но гастролирующие труппы приезжали часто. В городе существовало на тот момент множество любительских театров.

В Народном доме купцов Евреиновых располагался один из театров, о котором поговаривали, что «драматический кружок не живёт, а прозябает», что «надо поставить у руководства человека энергичного». Им и стал Михаил Пав­лович Чехов, брат известного писателя. Именно с этого момента началось за­рождение театральной жизни Углича. В 1894 году Михаила Чехова переводят в Углич в качестве податного инспектора. Жил он в доме № 5 на Московской улице (сейчас улица Ленина) на втором этаже (том самом, что недавно обрушился).

Михаил Павлович быстро заводит знакомства, в том числе с купцом Ни­колаем Дмитриевичем Евреиновым. Он и предложил Чехову возглавить драматический кружок. «Как только стало известно, что кружком теперь руководит Чехов, сразу же увеличилась труппа актёров».

И вот в конце лета 1894 года драма­тический кружок представил первые труды: водевили «Ворона в павлиньих перьях» и «Женское любопытство». Игра актёров вызвала большой восторг у зрителей. Успех вдохновлял на новые работы. Каждое представление станови­лось большим событием для маленького города. В прессе появлялись всё новые сообщения о постановках. Там же публиковались финансовые отчёты о сборах и тратах. Все собранные деньги отдавались на благотворительность, сам кружок существовал за счёт пожертво­ваний местных меценатов.

Вокруг Чехова образовался хороший, сильный коллектив. Принять участие в нём мог каждый. Всего два года провёл Михаил Чехов в Угличе, с его талантом культурная жизнь города значительно обогатилась. Театр существовал ещё долгое время после его отъезда.

В числе актёров театра были братья Красносельские – Николай, Фёдор и Алексей. У Любови Ивановны Шеста­ковой, правнучки Фёдора Красносель­ского, сохранился дневник, в котором он описывал своё пребывание в театре. Записи дневника рассказывают о жиз­ни театра уже начала XX века. Особых развлечений в городе, кроме театра, не было. Поэтому даже репетиции поль­зовались большой популярностью у публики, на них можно было попасть бесплатно (из дневника): «В 8 часов на­чалась генеральная репетиция, публики была масса. Драма прошла велико­лепно, а водевиль прошёл вяло. Но с появлением «Дубины» скотопромыш­ленника на сцене раздавался смех».

Каждый спектакль собирал полный зал, билетов не хватало, поэтому игра­ли не по одному разу. Только за один сезон 1914-15 годов было показано 14 спектаклей и 3 концерта. Но после революции театр уступил место новым любительским группам.

1917 год, затем гражданская война: жизнь резко меняется. Уходят в про­шлое купцы, на смену им приходят рабочие люди.

Именно этот период стал расцветом театральной жизни левобережной сто­роны города. На протяжении короткого времени на Левом берегу появлялись разные театры, но быстро исчезали по разным причинам. Один из них – театр имени Герасима Фейгина, комсомоль­ца, погибшего в 1921 году в Кронштад­те. Клуб действовал год, на его сцене ставили спектакли на актуальные по­литические темы. На смену ему пришёл любительский драматический театр, который на несколько лет стал главным театральным центром всего города.

Организаторами и руководителями его были Иван Николаевич Потехин, Нико­лай Сергеевич Дружков и Бонифатий Огибалов. Они собрали труппу актёров и были режиссёрами спектаклей. По­стоянного помещения для работы не было, собирались в церквах. Несколько спектаклей было поставлено в пивной лавке Недошивиных, в лавке Мехова и в одноэтажном здании начальной школы. Играли в коридорах (не было стульев, их приносили из дома), сами шили костюмы и готовили декорации. Затем театр расположился в Супоневском дворце и стал называться районным Домом культуры.

40-70-е годы в Угличе были богаты на театры разного уровня.

На территории кремля, в Богоявлен­ском соборе, в 30-е годы расположился Дом культуры. В нём был создан театр. В репертуаре его была и классика, и со­временные пьесы. Марина Тимофеевна Журило (дочь Марии Григорьевой – актрисы этого театра) вспоминает, что режиссёром этого театра была женщина с псевдонимом Карвани. Театр перестал существовать в конце 40-х годов.

Во время Великой Отечественной войны в наш город был эвакуирован профессиональный театр из Кимр, здесь они ставили спектакли. Домой в Кимры театр вернулся предположительно в 1948-49 годах.

В 1947 году небольшая группа любите­лей театральной драмы Угличского ча­сового завода организовала маленький кружок. (Затем уже театр перебирается в клуб «Октябрь», впоследствии «30 лет ВЛКСМ», а в народе просто «Тридцат­ка»). Это было началом нового само­бытного театра.

Много было трудностей на пути раз­вития кружка. Первые занятия про­водились в столовой завода. Часто сменялись режиссёры, не хватало реквизита, оформление сцены было на примитивном уровне. Но благодаря энтузиазму участников кружок жил и развивался. Руководителем рабочего театра становится Б.И. Борухович.

Многие хотели стать его актёрами. Днём это были обычные рабочие люди, трудившиеся на заводе, а вечером они примеряли на себя разные роли. В жур­нале «Культура и жизнь» за 1970 год мы прочитали о двух актрисах театра часовщиков – Анне Васильевне и Розе Васильевне Мельниковых. С Розой Ва­сильевной нам удалось встретиться. Она очень тепло отзывалась о том времени. Из рассказа мы узнали, что актёры часто гастролировали: побывали в Молдавии, в Одессе, на Кавказе, в Прибалтике, объехали всю Ярославскую область. Выступали даже на сцене театра имени Ф. Волкова. В 1969 году театру было присвоено звание «Народный».

Закончилось время маленьких те­атров XIX-XX веков, пришло новое время, пришли новые люди. Каждый маленький самобытный театр Углича, несомненно, внёс свою лепту в развитие культурной жизни города.

Вспомните фразу из фильма «Москва слезам не верит», вышедшего на экраны в 1979 году: «Со временем телевидение перевернёт жизнь всего человечества. Ничего не будет: ни книг, ни кино, ни театра, ни газет. Одно сплошное теле­видение. И в первую очередь пропадёт театр. Вспомните мои слова через 20 лет». Не знаю, что было через 20 лет. Но почти через 40 лет я хочу сказать: «Не­правда! Театр жив! И нам, детям XXI века, хочется видеть игру артистов на сцене, а не с экрана телевизора».

Евгения ЧЕРНЯЕВА, клуб «Алатырь»

«Угличанин» №12 (516) от 29.03.2017 года