08.05.2013 10:31
Газета «Угличанин» в прошлом году - в №28 от 18 июля - написала об удивительной находке, сделанной во время берегоукрепительных работ в кремле - тем летом был найден неплохо сохранившийся небольшой ножик необычной формы. Безусловно, такая находка, да еще сделанная в непосредственной близости от места разыгравшейся некогда драмы с убиением царевича Димитрия не могла не навести на определенные размышления. Конечно, было бы интересно узнать, каков он был раньше - и вот на основе обмеров и фотографий находки была сделана компьютерная модель необычного ножа, позволившая всем нам увидеть, как он выглядел тогда, когда Время и всепожирающая коррозия еще не сделали свое разрушительное дело.
Тогда же, полушутя-полусерьезно, было выдвинуто предположение о нем - «уж не тот ли это, что был в руках у Царевича, когда он играл возле дворца с мальчишками в тычку?» Конечно, такая провокационная фраза вызвала соответствующие отзывы специалистов-историков - от резко отрицательных и возмущенных до снисходительно-усмешливых. Выдвигались предположения, что за столько времени настоящий ножик не смог бы сохраниться вообще, и что форма ножа не древняя, а типична для девятнадцатого века... Главный же аргумент противников версии находки «именно того ножа» весьма убедителен и хорошо всем известен - «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!» И, как это часто бывает, поговорили-поговорили, и... забыли.
Продолжение этой истории с ножичком вдруг пришло совсем неожиданно и оттуда, где, казалось, все давно известно, изучено и ничего нового открыто быть не может.
Мне было необходимо сфотографировать росписи западной стены церкви царевича Димитрия, «что на крови» - там красочно изображены все события, так повлиявшие и на историю нашего города, и на историю нашей страны. Уже дома, обрабатывая на компьютере полученные снимки таким образом, что проявились некоторые детали росписей, ранее или скрытые, или почти незаметные для глаз, я с удивлением обнаружил, что очертания формы ножа, который вложил художник в руку убийцы маленького Царевича на росписи, непостижимым образом напоминают формы того, найденного почти год назад. Напоминают или соответствуют? Как убедиться, что это именно он?
Размеры и форма найденного ножа хорошо известны - обмеры были произведены очень точно. Но каких размеров был тот нарисованный ножик? Как определить? И снова решение пришло с необычной стороны. Удивительно, но из множества сюжетов росписи именно сцена убийства Димитрия выполнена не в условно-иконографической манере, а почти в реалистичной! Голова и лицо мальчика написаны художником будто и не в восемнадцатом веке, а в веке, по крайней мере, девятнадцатом. И именно реалистичность изображения позволила решить эту задачу.
За основу был взят средний размер между центрами глаз ребенка того же возраста, что был у маленького Царевича - это известный антропометрический фактор, и в соответствующей литературе найти его не составило труда. И этот опорный размер позволил вписать весь фрагмент росписи в реальный масштаб. На всякий случай были измерены межзрачковые расстояния глаз и у убийц - да, все в порядке, все правильно - такой же, как у взрослых мужчин. Теперь все проще, теперь можно при помощи компьютерных технологий наложить изображение реконструированного ножичка на нарисованный. Интересно, совпадут контуры или нет?
Совпали. Да и не просто совпали, а совпали так, как будто художник обводил настоящий ножик тогда, когда изображал нарисованный, и процарапывал на штукатурке черточки-графьи - совпали до миллиметра! Да, это именно тот нож.
И что же, загадка найденного ножа разгадана? Ничуть. Теперь с уверенностью можно сказать лишь то, что найденный нож - не девятнадцатого века, а, как минимум, лет на сто - сто пятьдесят старше. Ко времени создания росписей такие ножи мало того, что были хорошо известны, но и, вероятно, художник сознательно акцентировал именно архаичность, древность этого ножа - ведь он участвовал в событиях, произошедших почти за две сотни лет до написания этих росписей.
И еще можно сказать - да, на берегу Волги был найден именно тот нож, которым зарезали маленького Царевича. И пусть не того, настоящего, но хотя бы того, что изображен на росписях западной стены четверика церкви Царевича Дмитрия, что на крови.
Виктор БОРОДУЛИН, фото автора
_____________________
Более подробно об этом можно будет прочитать в новом номере журнала «Углече Поле», посвященном Угличу.
"Угличанин" №17 (319) от 8.05.2013 года