во время берегоукрепительных работ в кремле - тем летом  был найден неплохо сохранившийся небольшой ножик необычной формыГазета «Угличанин» в прошлом году - в №28 от 18 июля - написала об удивительной находке, сделанной во время берегоукрепительных работ в кремле - тем летом  был найден неплохо сохранившийся небольшой ножик необычной формы. Безусловно, такая находка, да еще сделанная в непосредственной близости от места разыгравшейся некогда драмы с убиением царевича Димитрия не могла не навести на определенные размышления. Конечно, было бы интересно узнать, каков он был раньше - и вот на основе обмеров и фотографий находки  была сделана компьютерная модель необычного ножа, позволившая всем нам увидеть, как он выглядел тогда, когда Время и всепожирающая коррозия еще не сделали свое разрушительное дело.

Тогда же, полушутя-полусерьезно, было выдвинуто предположение о нем - «уж не тот ли это, что был в руках у Царевича, когда он играл возле дворца с мальчишками в тычку?»  Конечно, такая провокационная фраза вызвала соответствующие отзывы специалистов-историков - от резко отрицательных и возмущенных до снисходительно-усмешливых. Выдвигались предположения, что за столько времени настоящий ножик не смог бы сохраниться вообще, и что форма ножа не древняя, а типична для девятнадцатого века... Главный же аргумент противников версии находки «именно того ножа» весьма убедителен и хорошо всем известен - «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!» И, как это часто бывает, поговорили-поговорили, и... забыли.

Продолжение этой истории с ножичком вдруг пришло совсем неожиданно и оттуда, где, казалось, все давно известно, изучено и ничего нового открыто быть не может.росписи западной стены церкви царевича Димитрия, «что на крови» красочно изображают все события, так повлиявшие и на историю нашего города, и на историю нашей страны

Мне было необходимо сфотографировать росписи западной стены церкви царевича Димитрия, «что на крови» - там красочно изображены все события, так повлиявшие и на историю нашего города, и на историю нашей страны. Уже дома, обрабатывая на компьютере полученные снимки таким образом, что проявились некоторые детали росписей, ранее или скрытые, или почти незаметные для глаз, я с удивлением обнаружил, что очертания формы ножа, который вложил художник в руку убийцы маленького Царевича на росписи, непостижимым образом напоминают формы того, найденного почти год назад. Напоминают или соответствуют? Как убедиться, что это именно он?

Размеры и форма найденного ножа хорошо известны - обмеры были произведены очень точно. Но каких размеров был тот нарисованный ножик? Как определить? И снова решение пришло с необычной стороны. Удивительно, но из множества сюжетов росписи именно сцена убийства Димитрия выполнена не в условно-иконографической манере, а почти в реалистичной! Голова и лицо мальчика написаны художником будто и не в восемнадцатом веке, а в веке, по крайней мере,  девятнадцатом. И именно реалистичность изображения позволила решить эту задачу.

За основу был взят средний размер между центрами глаз ребенка того же возраста, что был у маленького Царевича - это известный антропометрический фактор, и в соответствующей литературе найти его не составило труда. И этот опорный размер позволил вписать весь фрагмент росписи в реальный масштаб. На всякий случай были измерены межзрачковые расстояния глаз и у убийц - да, все в порядке, все правильно - такой же, как у взрослых мужчин. Теперь все проще, теперь можно при помощи компьютерных технологий наложить изображение реконструированного ножичка на нарисованный. Интересно, совпадут контуры или нет?

на берегу Волги был найден именно тот нож, которым зарезали маленького ЦаревичаСовпали. Да и не просто совпали, а совпали так, как будто художник обводил настоящий ножик тогда, когда изображал нарисованный, и процарапывал на штукатурке черточки-графьи - совпали до миллиметра! Да, это именно тот нож.

И что же, загадка найденного ножа разгадана? Ничуть. Теперь с уверенностью можно сказать лишь то, что найденный нож - не девятнадцатого века, а, как минимум, лет на сто - сто пятьдесят старше. Ко времени создания росписей такие ножи мало того, что были хорошо известны, но и, вероятно, художник сознательно акцентировал именно архаичность, древность этого ножа - ведь он участвовал в событиях, произошедших почти за две сотни лет до написания этих росписей.

И еще можно сказать - да, на берегу Волги был найден именно тот нож, которым зарезали маленького Царевича. И пусть не того, настоящего, но хотя бы того, что изображен на росписях западной стены четверика церкви Царевича Дмитрия, что на крови.

Виктор БОРОДУЛИН, фото автора
_____________________
Более подробно об этом можно будет прочитать в новом номере журнала «Углече Поле», посвященном Угличу.

"Угличанин" №17 (319) от 8.05.2013 года